Конспект опытно-экспериментального и исследовательского занятия в подготовительной группе по теме: «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»


Конспект
опытно-экспериментального
и исследовательского занятия в подготовительной группе
«Чудеса в лаборатории»
по теме: «МОЛОКО. МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»
Воспитатель: Шахова Н.А.
Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Обучающая:
формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование
Оборудование:
белые листы бумаги, где дети будут писать письма;
кисточки для написания писем;
пипетки;
пластиковые стаканчики,
блюдца,
лимонная кислота,
сода,
ватные палочки,
молоко,
вода,
гуашь,
жидкое мыло,
кока-кола,
йод;
пищевые красители;
набор муляжей молочных продуктов,
подносы;
смайлики для каждого участника с веселым, грустным и хорошим настроением;
мультимедийное оборудование,
презентация по теме занятия
белые халаты;
кулинарные книги с рецептами блюд, книги о здоровой пище
рули от машины…
Предварительная работа:
проведение опыта с молоком и кока-колой;
опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;
чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть.
Я загадки загадаю
До того мудреные!
Кто загадки отгадает,
Попадет в лабораторию.
А в лабораторию непростую, а научную, чудесную.
- Готовы к испытанию? Будем загадки разгадывать?
- Вам ни только, загадки надо отгадать, но и найти отгадку на нашей выставке продуктов.
Белая водица,Всем нам пригодится.Из водицы белой,Все, что хочешь, делай:Сливки, простоквашу,Масло в кашу нашу,Творожок на пирожок,Кушай, Ванюшка, дружок!Молоко
Очень любят дети Холодок в пакете. Холодок, холодок, Дай лизнуть тебя разок! Мороженое
Догадайтесь, кто такая,Белоснежная, густая?Сливки взбили утром рано,Чтоб была у нас ... Сметана
Что за белые крупинки?Не зерно и не снежинки.Скисло молоко — и в срок,Получили мы ...ТворожокСделан он из молока,Но тверды его бока.В нем так много разных дыр.Догадались? Это ...СырМы на хлеб его намажем,И добавим к разным кашам.Кашу не испортят точноБело-желтые кусочки.Масло
Дети находят и показывают молочные продукты, которые выставлены на молочной выставке.
- Какие вы молодцы! Быстро справились с заданием!! Все ответы нашли верно!
- Может кто-то догадался, и понял, о чем мы сегодня будем говорить? ( О молоке и молочных продуктах)
- О каких молочных продуктах, мы еще не сказали? ( Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..)
- Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике? ( Молочные супы, каши, соусы, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…)
- Мамы чем любят вас побаловать? Что готовят, стряпают для вас из молочных продуктов? ( Блины, оладушки, вареники, шанежки, пончики……)
- А если вы не знаете, мама или бабушка как приготовить то или иное блюдо, то как, и где можно узнать? ( В книгах о здоровой пище, кулинарных книгах, в интернете, спросить у знакомых, посмотреть телепередачу….) Выставка кулинарных книг и рецептов.
- Вот посмотрите на нашу выставку книг, где есть разные рецепты и вы можете узнать какие блюда и как можно приготовить из молока.
Основная часть.
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали, на трудные вопросы ответили.
- Может еще, что-то хотите рассказать о молоке, его свойствах, пользе или вреде?
- Проходите все, садитесь( Возле ноутбука)
Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).
- Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
- А, еще кто? (Козы…)
- Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? ( Коровье ) У козы? ( Козье)
- На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)
- Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).
- Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).
- А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).
В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).
Дидактическая игра «Какое молоко?»
- Давайте поиграем в игру «Какое молоко?» Я называю животное и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как называют это молоко. Например: у коровы молоко коровье.
Какое молоко у козы? ( Козье)
Какое молоко у лошади? (Лошадиное, кобылье)
Какое молоко у верблюда? (Верблюжье)
Какое молоко у коровы? (Коровье)
Какое молоко у оленя? (Оленье)
Физминутка «Машина едет далеко…» Прослушивание записи песни и выполнение движений по всей группе.
Машина едет далеко, далеко, далеко,
Везет машина молоко, молоко.
Крутятся колеса, машина едет,
Молоко к ребятам скоро приедет!
Ура! Молоко! Давайте пить молоко!
Я очень люблю молоко. Едем дальше!
Машина едет через лес, через лес, через лес,
Везет машина геркулес, геркулес.
Есть мы будем кашу, нашу кашу,
Мы накормим Машу, и Сашу, и Дашу!
М-м-м! Какая вкусная каша!
И очень полезная! Едем дальше!
Машина едет по горам, по горам, по горам
Везет лекарства докторам, докторам.
Будут все здоровы, здоровы, здоровы.
Радуются дети и даже коровы.
Му-у-у!
Опыты. Эксперименты. Исследования.
- В лабораторию чудес приглашаю всех я вас! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!
Чудеса с молоком.
Чудо 1. СЕКРЕТНЫЕ ЧЕРНИЛА.
- Кто из вас знает, как написать секретное письмо или тайное послание?
- Хотите научиться?
- С помощью чего мы пишем письма, сообщения? (Ручки, карандаша, бумаги...)
- Раньше использовали невидимые чернила. Их называли симпатическими. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение, химический проявитель…)
- Может кто-то догадался, что это за невидимые чернила? (Молоко)
- Хотите написать секретное письмо? Возьмите листочки, ватные палочки или кисточки и с помощью молока нарисуйте или напишите. Что вы хотите написать или нарисовать для своих родителей? А я хочу нарисовать свое сердце, как я вас всех люблю.
- Сейчас надо, чтобы наше молоко высохло и станет невидимым. Когда домой пойдете, заберете свои листики и дадите их прочитать родителям. В понедельник расскажите, смогли это сделать родители или нет.
- Я тоже для вас приготовила тайное письмо. Что у меня написано? ( Никто прочитать не может) Хотите узнать, о чем в нем написано?
- Давайте, проведем еще наши опыты, может, вы сами догадаетесь, как его можно прочитать?
ЧУДО 2. Что полезнее КОКА-КОЛА или молоко?
- Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
- Что это у меня? (Молоко и кока-кола)
- Что мы делали вчера? (Их смешали)
- Что получилось у нас?
ВЫВОД: Молоко потемнело, стало коричневым, НАЧАЛАСЬ РЕАКЦИЯ, МОЛОКО СВЕРНУЛОСЬ, ПОЯВИЛСЯ ОСАДОК В ВВИДЕ ХЛОПЬЕВ.КОКА-КОЛА ВСТУПИЛА В ОКИСЛИТЕЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ С МОЛОКОМ.
Чудо 3. ОПЫТ С ЙОДОМ.
На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (ДА)
- А что для этого надо сделать? (???????????????)- Для этого в наше молоко добавим йод.
- Что случилось с молоком? (…………..)ВЫВОД: ПРИ СОЕДИНЕНИИ ЙОДА С КРАХМАЛОМ ОБРАЗУЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕ ЯРКО-СИНЕГО ЦВЕТА.
РАЗ У НАС МОЛОКО НЕ СТАЛО СИНЕГО ЦВЕТА, ЗНАЧИТ, КАКОЙ ВЫВОД СДЕЛАЕМ? ( В НЕМ НЕТ КРАХМАЛА)
ЭТО МОЛОКО, КАКОЕ? ( ПОЛЕЗНОЕ)
Чудо 4. ОПЫТ «КИПЯЩЕЕ МОЛОКО»
- Есть выражение «МОЛОКО УБЕЖАЛО» У молока есть ноги? (Нет)
- Почему так говорят?
-Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит.
- Хотите посмотреть как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко.
- Но, у нас ведь научная лаборатория чудес.
- Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
- В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)
ВЫВОД: ПРОИСХОДИТ В МОЛОКЕ РЕАКЦИЯ СОДЫ И ЛИМОННОЙ КИСЛОТЫ. ОНО ПЕНИТСЯ, ВЫДЕЛЯЕТ ПУЗЫРЬКИ, КИПИТ.
Чудо 5 ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
- Ребята вы любите рисовать? На чем вы рисуете? ( На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…)
- Чем обычно рисуете? ( Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками…)
- А на молоке кто-нибудь из вас рисовал? ( Нет)
- Хотите попробовать?
На столах стоит молоко в тарелках. Добавить в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
- Возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов: моющее средство снижает поверхность натяжения, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
- Ну, что, кто-нибудь догадался, как прочитать секретное письмо? Что я вам написала?
- Посмотрите, что у меня есть? (Тряпочка и утюг)
- Что надо сделать? (Прогладить наше письмо)
ВЫВОД: НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТСЯ В МОЛОКЕ, ПОД ДЕЙСТВИЕМ ТЕПЛА РАЗРУШАЮТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ЗАГОРАЕТСЯ САМА БУМАГА. ПРИ ЭТОМ ХИМИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУКТЫ ГОРЕНИЯ. ПРИ НАГРЕВАНИИ МОЛОЧНЫХ ПЯТЕН НА БУМАГЕ БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ ОБУГЛИВАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВИДИМЫМИ.
-Что же написала я вам в своем письме?
МОЛОДЦЫ!
Рефлексия.
- КОМУ ПОНРАВИЛИСЬ СЕГОДНЯШНИИ ОПЫТЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ?
- Кто хочет вместе с родителями, попробовать, показать какие чудеса мы с вами сегодня делали?
-О каком продукте мы сегодня говорили?
- Какой вывод о нем вы можете сделать?
Пейте дети молоко - будете здоровы!
- Какое настроение у вас сейчас? Возьмите смайлик с вашим настроением и прикрепите его на доску.