Методическая разработка Приёмы работы над текстом на уроках литературного чтения


Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Каким же мастерством надо владеть, чтобы не только поддерживать у детей интерес к чтению, но и развивать его от урока к уроку! К сожалению, на уроках нередко можно услышать от учителя: «Читай дальше, читай громче,читай ещё раз…» Это случается тогда, когда учитель слабо владеет разными приёмами работы над содержанием текста.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, прочтение его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием. Разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы. Стараться больше внимания уделять обогащению словарного запаса учащихся, чаще использовать различные творческие задания, учить работать с текстом.
, Из своей практики хочу поделиться тем, как я систематизировала приёмы работы над текстом, записав их в отдельной тетради под соответствующим номером.
Приёмы работы над текстом на уроках лит. чтения.
логически законченным отрывком);
чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу;
нахождение слов в тексте на ту или иную орфограмму;
чтение всего текста(по заданию учителя);
чтение, деление на части. Составление плана;
чтение по готовому плану;
чтение, после чтения пересказ;
чтение учеником нового текста, заранее подготовленного учителем;
чтение и сокращение текста(дети убирают предложения и слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу;
чтение цепочкой по предложению;
чтение цепочкой по абзацу;
чтение вполголоса;
чтение и нахождение отрывка к иллюстрации;
чтение и ответы на вопросы;
нахождение в тексте отрывка, который позволит ответить на вопрос;
чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении;
нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения (позже предложение можно заменить нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа;
чтение и установление, что правдиво, а что вымышленно (для сказки);
чтение и нахождение предложений. Которые стали поговорками(для басни);
чтение и составление «кадров» к диафильму(дома подготовить иллюстрации);
беседа с сопровождением выборочного чтения;
высказывание своего мнения по поводу того или иного события, отношения к главному герою;
высказывания, что понравилось, что запомнилось в произведении;
установление путём чтения причинно-следственных связей;
озаглавливание текста по-своему;
поиск ответа на вопрос: «название текста у автора – это тема или основная мысль?»;
чтение по ролям;
чтение диалога по ролям, исключая слова автора;
чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, поз;
нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т. д.;нахождение и чтение предложения с восклицательным, вопросительным знаками, запятой, многоточием;
конкурсное чтение стихотворений;
нахождение образных слов и описаний;
нахождение слов, на которые следует поставить логические ударения;
нахождение и чтение слов, предложений, которые следует читать громко, тихо, быстро, медленно;
расстановка пауз в стихотворении;
нахождение слов в тексте на тему, которую сейчас изучают по русскому языку;
нахождение самого длинного слова, предложения в тексте;
чтение и нахождение в тексте непонятных слов;
чтение сложных слов с предварительной разбивкой на слоги;
работа со словарями и поиск объяснения написания и толкования слов;
использование игры «Найди место, где я читаю»;
нахождение и запоминание слов, выражений, которые можно использовать в дальнейшем для написания сочинения;
комбинированное чтение (учитель-ученик)
Учитель сам может продолжить данный список по своему усмотрению.
Благодаря использованию описанных выше приёмов работы над текстом можно добиться высоких результатов на уроках литературного чтения.