Роль родителей в реабилитации детей после кохлеарной имплантации.


Роль родителей в реабилитации детей после кохлеарной имплантации.
Работа с родителями начинается уже на этапе отбора детей на кохлеарную имплантацию. Помощь ребенку и его близким заключается, прежде всего, в предоставлении максимально полной информации о КИ, об особенностях развития детей с КИ, их проблемах и способах решения этих проблем. Необходимо подготовить родителей и близких к поведению ребенка после включения процессора КИ и его изменению в процессе реабилитации. Родителей следует предупредить, что в первое время ребенок может не реагировать на звуки, возможно, он будет более капризным, быстрее утомляться.
Родители должны быть терпеливыми и знать, что в любом случае результаты использования КИ будут видны не сразу, и потребуется долгая кропотливая работа, в результате которой ребенок сможет понимать речь и говорить.
Обязательно обсуждаются условия слухоречевой реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации по месту жительства – наличие возможности регулярно заниматься с сурдопедагогом и логопедом, возможности обеспечить ему речевую среду, возможности родителей заниматься с ребенком самостоятельно. Наличие у родителей опыта самостоятельных занятий является одним из важных условий для проведения кохлеарной имплантации на бюджетной основе детям этой категории.
Очень важно познакомить родителей с другими родителями, которые воспитывают детей с КИ, особенно тех, чьи дети достигли хороших результатов. Родители поддерживают друг друга, делятся советами о том, как развивать ребенка, заниматься с ним, решать учебные, психологические, социальные проблемы.
Родители ребенка должны присутствовать на занятиях с сурдопедагогом и логопедом и участвовать в них. Полезно, чтобы часть занятия проводил родитель, а педагог наблюдал и корректировал его ошибки. Педагоги должны ежедневно давать задания родителям для работы дома и проверять их выполнение.
Важно обучить их:
наблюдать за реакциями и поведением ребенка,
научить их контролировать работоспособность и усиление КИ,
оценивать правильность его настройки,
ознакомить с особенностями и некоторыми ограничениями восприятия речи с помощью КИ.
Родителей необходимо настроить на постоянные самостоятельные занятия с ребенком по заданиям педагогов, предоставить им информацию о том, как развивать у него слух, речь и другие когнитивные и моторные навыки для достижения результатов.
Важно, чтобы родители ребенка с КИ при общении с ним, осознавали, что они и специалисты-педагоги играют в освоении ребенком речи разные роли. У обеих сторон свои специфические и дополняющие друг друга функции, помогающие детям научиться слушать, говорить и освоить язык.
Рекомендации для родителей включают:
- создание специальной среды, которая позволяет развивать у ребенка с КИ слуховое восприятие и формировать его произносительные навыки. Ребенку с КИ прежде всего необходимо такое социальное окружение, которое позволит ему в полной мере использовать возможности своего коммуникативного потенциала. В семье ребенку необходимо предоставить окружающую среду, включающую все звуки как речевые, так и неречевые.
- обучение родителей определять – слышит ли ребенок с имплантом и что именно. Родители должны знать, что только систематическое обучение слушать даст положительную динамику. Постоянно, ежедневно, ежечасно учиться слушать дома. Необходимо научиться наблюдать за реакциями и поведением ребенка, контролировать работоспособность и усиление КИ, оценивать правильность его настройки.
- обучение родителей естественному стилю общения с ребенком: взрослый в общении с проимплантированным ребенком должен чувствовать себя более уверенно, знать, как взаимодействовать с ним в разных коммуникативных ситуациях, уметь подобрать речевой материал для общения с ребенком, адекватный его речевым, слуховым и возрастным особенностям.
Участие родителей в достижении высоких результатов речевого и умственного развития ребенка с КИ играет очень важную роль. Как показывает опыт, родители детей, научившихся успешно использовать КИ для развития речи и подготовленных к обучению в массовой или речевой школе, после имплантации ежедневно занимались с детьми самостоятельно 2–3 часа в течение 2–3 лет.
Литература:
Инна Королева. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых