Рабочая программа по географии 6 класс автор учебника Домогацких


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Средняя общеобразовательная школа №12» а.Сабан-Антуста
«ОБСУЖДЕНО»
на педсовете
решение_______________ «РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО учителей
Протокол № 1 от _____2016 г.
Руководитель МО_____________
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
/ГЯДжумадурдыева/ «УТВЕРЖДАЮ»
Директор ________/Х.С.Ильбекова/ Приказ № ___от _________
Рабочая программа
по учебному предмету
ГЕОГРАФИЯ
для основного общего образования
6 класс
на 2016–2017 учебный год

Составитель: Курбанова Ш.И.,
учитель географии

а.Сабан-Антуста, 2016 г.
Цели и задачи курса:
познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Предметные результаты
осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между
ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия
внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
•анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
•осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
•строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
•создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
•составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
•вычитывать все уровни текстовой информации;
•уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
•самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Содержание программы
Тема 1. Земля как планета

Содержание темы
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Практические работы:
•Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 2. Географическая карта
Содержание темы
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Практические работы:
•Определение направлений и расстояний по карте.
•Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
•Составление простейшего плана местности.
Тема 3. Литосфера
Содержание темы
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Практические работы:
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 4. Атмосфера
Содержание темы
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Практические работы:
Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.
Тема 5. Гидросфера
Содержание темы
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Практические работы:
1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.
Тема 6. Биосфера
Содержание темы
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Практическая работа
1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 7. Почва и географическая оболочка
Содержание темы
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Практические работы:
•Описание природных зон Земли по географическим картам.
•Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.


Календарно-тематический план

п/п Наименование изучаемой темы Основное содержание по теме Характеристика основных видов деятельности
(на уровне учебных действий)
Дата Тема урока, тип урока
Кол-во ча-совЭлемент содержания
/целевая установка урока/
Требования к результатам (предметным и метапредметным*) Контрольно-оценочная деятельность Поня-тия, номенк-латураИнформационное сопровождение, цифро-вые и электронные обра-зовательные ре-сурсыД.Зпо плану
по факту Учащийся научится Учащийся сможет научиться Вид Форма 1 Введение 1 1 Тема 1: «Земля как планета» Всего часов 8
2
1.1 Земля и Вселенная.
/Урок изучения нового материала/ 1 Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
/Формирование представлений о Вселенной её составе, Солнечной системе, планете Земля.
Образовательная идея: Земля-часть Солнечной системы, находящейся под влиянием других элементов (Солнца, Луны)./ Выявлять и знать объекты Вселен-ной, состав Сол-нечной системы; объяснять влия-ние космоса на жизнь на Земле; определять гео-графические сле-дствия движения Земли. Умение работать с текстом, выделять в нем главное; с различными источниками информации вводный Вводная беседа, ФО Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы. Мультимидийная пре-зентация, таблица
Р/Т с.3-6 §1 вопросы и задание с.11
3
1.2
Система географических координат.
/Урок изучения нового материала/
1 Градусная сеть, Система географических координат.
/Формирование представлений об изображениях земной поверхности. Умений определения географических координат.
Образовательная идея: Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли/ Давать определение понятиям экватор, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты; определять географические координаты Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; умение определять географические координаты текущий Фронта-льный и индивидуальный опрос Мериди-ан, парал-лель, геог-рафичес-кая широта, геогра-фическая долгота, географи-ческие ко-ординаты; Мультимидийная пре-зентация, географическая карта
Р/Т с.7-8
§2, Вопросы с.17
4
1.3 Система географических координат.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Градусная сеть, Система географических координат.
/Формирование представлений об изображениях земной поверхности. Умений определения географических координат.
Образовательная идея: Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли/
Давать определение понятиям экватор, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты; определять географические координаты Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; умение определять географические координаты текущий Фронта-льный и индивидуальный опрос; работа с картой в группах Географи-ческая широта, географическая долгота, геог-рафичес-кие коор-динаты; Мультими-дийная пре-зентация, географическая карта
Р/Т с.8-9
§2, задание с.17, работа на к/к; фор-мулы с.218
5
1.4 Практическая работа № 1 «Определение по карте географичес-ких координат различных географи-ческих объектов» 1 6,7
1.5
1.6 Времена года.
/Урок формирования умений и навыков/
2 Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний.
/Формирование представлений о форме Земли, движениях Земли и их географических следствиях. Образовательная идея: Шарообраз-ность Земли и наклон оси её суточного вращения, определяют распределение тепла и света на её поверхности. /
Давать определение понятиям глобус, экватор, полюс; объяснять географические следствия движений Земли; определять географические следствия Земли; особенности распределения света и тепла в дни рав-ноденствий и солнцестояний. Слуховое и визуальное восприятие информации; умение работать с текстом, картой текущий Устный, индивидуальный опрос глобус, экватор, полюс; тропики Мультимидийная пре-зентация, таблица, географическая карта
Р/Т с.10-13 §3, вопросы с.23, фор-мулы с.19
8 1.7.
Пояса освещённости.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Градусная сеть, система географичес-ких координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
/Формирование представлений о дви-жениях Земли и их географических следствиях.
Образовательная идея: Шарообраз-ность Земли и наклон оси её суточного вращения, определяют распределение тепла и света на её поверхности. /
Давать определение понятиям полюс, тропики; объяснять географические следствия движений Земли; определять географические следствия Земли; особенности распределения света и тепла. Умение работать с текстом, выделять в нем главное; структурировать учебный материал; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог; умение определять географические следствия движе-ния Земли текущий Фронта-льный и индивидуальный опрос; работа с картой полюс, тропик. Мультимидийная пре-зентация, таблица, географическая карта
Р/Т с. 13-16 §4, вопросы с.28
9
1.8 Контрольная работа№ 2по теме: «Земля как планета»
/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ 1 /Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами/ Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явле-ний по теме раз-дела. Объяснять особенности формы Земли, географические следствия движения Земли; особети распределения света и тепла по поверхности Земли. Определять географические координаты, особенности распределения света и тепла в дни равноденст-вий и солнцестояний. Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами тематический Письменный опрос. Решение тестовых заданий См.уроки 1-5 Географи-ческая карта.
Задание по теме с.199 в учебнике
2 Тема 2: «Географическая карта» Всего часов __5__
10,11
2.1
2.2 Географиче-ская карта и её масштаб.
/Урок формирования умений и навыков/
2 Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды.
/Формирование представлений об изображениях земной поверхности.
Образовательная идея: Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу планету и её состав-ные части./ Давать опреде-ление понятиям географическая карта, план мес-ности, масштаб; объяснение свойств географической карты и плана местности, отличия видов масштабов. Определять существенные признаки пла-на, карты и глобуса Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Определять расстояние по карте; масштабы карт. текущий Устный, индивидуальный опрос; работа в группах Географическая карта, план местности, масштаб Мультимидийная презента-ция, географиическая карта, атласы
Р/Т с.17-20 §5, вопросяы и задания с.36
12
2.3 Практическая работа № 2 «Определение направлений и расстояний по карте» 13
2.4 Виды условных знаков.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по содержанию и масштабу. Понятие о плане местности и топографической карте.
/Формирование представлений об изображениях земной поверхности.
Образовательная идея: Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу планету и её состав-ные части./ Давать определение понятиям условные знаки, горизонтали, легенда карты. Объяснять спе-цифику способов картографического изображения; отличия видов условных знаков; определять абсолютную и относительную высоту; читать условные знаки Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное; планиро-вать свою деятель-ность под руковод-ством учителя; определять кри-терии для сравне-ния фактов, явле-нийтекущий Индивидуальный и фрон-тальный опрос; работа в группах по карте условные знаки, горизонт-али, легенда карты. Мультимидийная презента-ция, географии-ческая карта,
Р/Т с.20-24 §6, задание в учебнике с.42, «топографичес-кий дик-тант»
14 2.5 Ориентирова-ние.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту.
/Формирование представлений об ориентирование на местности, умений пользования измерительными приборами.
Давать определение понятию ориентирование, азимут опреде-лять азимут по карте и на мест-ности; объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать выводы о назначении ком-паса. Формул-ировать алгоритм работы с ним. Умение работать с измерительными приборами; планировать свою деятельность под руководством учителя. текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос Ориентирование, копмас, стороны горизонта, азимут. Мультимидийная презента-ция, топографическая карт.
Р/Т с.24-26 §7, задание на с.46
15
2.6 Практическая работа № 3 «Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту» Умение работать с различными ис-точниками информации. 16,17
2.7
2.8 Изображение рельефа на карте.
/Урок формирования умений и навыков/
2 Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
/Формирование представлений об изображениях земной поверхности, умений пользования измерительными приборами.
Образовательная идея: Географическая карта- сложный чертёж, выполненный с соблюдением определённых правил./ Давать определение понятию: горизонтали изогипсы; определять абсолютную и относительную высоту; объяснять специфику способов картографи-ческого изобра-жения; объяснять значение планов и карт в практичес-кой деятельности человека Умение работать с измерительными приборами, планировать свою деятельность под руководством учителя; стоить простейший план местности. Определять по карте абсолютную высоту. Умение вести диалог, вырабатывая общее мнение. текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос; работа в парах с использованием приложения с.203-208 Рельеф, горизонта-ли, относи-тельная и абсолютная высота, нивелир, изогипсы, шкала высот и глубин Мультимидийная презента-ция, географии-ческая, топографическая карты, приложение с.203-208
Р/Т с.27-30 §8, вопросы с.52, фор-мулы с 219-220, повторение прой-ден-ного мате-риала
18
2.9 Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности» 1 Умение работать с различными ис-точниками информации. 19
2.10
Контрольная работа№3 по теме: «Географичес-кая карта»
/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ 1 /Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами/ Выделять сущес-твенные признаки и особенности географических объектов и явле-ний по теме раз-дела. Объяснять свойства геогра-фической карты и плана местности. Определять отличительные особенности изображений земной поверхности; направления на карте и плане, стороны горизонта, азимута, абсолютной и относительной высоты; умение читать карту и план местности. Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами тематический Письменный опрос. Решение тестовых заданий См. уроки 7-10 Географическая и топографическая карта.
Вопросы обобщения темы в учебнике с.199-200 Задание с.53-54
3 Тема 3: «Литосфера» Всего часов __7__
20. 3.1 Строение земного шара.
/Урок изучения нового материала/
1 Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земня кора –верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр.
/Формирование представлений о внутреннем строении Земли и процессах происходящих на её поверхности.
Образовательная идея: Движение вещества внутри Земли проявляется в разнообразных геологических процессах на поверхности Земли. / Объяснять особенности внутреннего строения Земли; определять существенные признаки понятий: литосфера, земная кора; определять особенности внутренних оболочек Земли.
Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, выявлять причин-но-следственные связи вводный Вводная беседа, ФО Земное ядро, мантия (нижняя, средняя, и верхняя) земная кора, литосфера.
Мультимидийная презента-ция, географии-ческая карта, таблица.
Р/Т с.31-34 §9 вопросы с.60-61. Тв.задание: изго-тови-ть мо-дель «Вн. стр.Земли»
21 3.2 Виды горных пород.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения.
/Формирование представлений об образовании полезных ископаемых и их распространении.
Образовательная идея: Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы/ Давать определение понятиям «минералы», «горные породы»; определять по заданным признакам горные породы и минералы;объяснять образование различных видов горных пород; классифицировать горные породы по происхождению; приводить примеры Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять схему классификации горных пород и минералов. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос; работа в группах «Определение по определенным приз-накам горные породы и ми-нералы» Горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические) Мультимидийная презента-ция, географии-ческая карта
Р/Т с.34-38 §10, вопросы с.65-66, зада-ние (у) с.66
22 3.3 Полезные ископаемые.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Полезные ископаемые, основные принципы их размещения.
/Формирование представлений об образовании полезных ископаемых и их распространении.
Образовательная идея: Полезные ископаемые – самая важная для человека часть богатств литосферы/ Давать определение понятию «полезные ископаемые», Объяснять виды полезных ископаемых; классифицировать полезные ископаемые по их признакам; приводить примеры Ставить учебную задачу под руко-водством учителя. Планировать свою деятельность. Определять критерии для срав-нения фактов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Теку-щийФронтальный и индивидуальный оп-росПолезные ископаемые (топливные, рудные, нерудные), геологическая разветкаМультимидийная презента-ция, географи-ческая карта
Р/Т с.38-41 §11, задание с. 71-72 (таблица)
23,24
3.4
3.5 Движение земной коры.
/Урок формирования умений и навыков/
2 Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
/Формирование представлений о движениях земной коры.
Образовательная идея: Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил./ Объяснять движения земной коры; выявлять причинно- следственные связи из-менения поверх-ности Земли; знать строение вулканов, определять районы зем-летрясений и вулканизма, распро-странения сей-смических поясов Земли; последствия быстрых дви-жений земной коры; поведения людей при сти-хийных бедст-виях. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следст-венные связи. Определять критерии для сравнения фак-тов, явлений. Выс-лушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. текущий Фронтальный оп-рос, инди-видуальный сам.рабо-та в Р/Т с.45 Землетрясе-ния, сесмо-логия, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части. Мультимидийная презента-ция, географи-ческая карта
Р/Т с.42-44 §12, вопросы и задание с.81
25
3.6 Выветривание горных пород.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текущих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека.
/Формирование представлений о внешних силах, изменяющих облик Земли.
Образовательная идея: Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил./ Давать определение понятию «выветривание»; определять виды выветривания; объяснять причины различных видов выветри-вания; приводить примеры природных и техногенных процессов разрушения гор-ных пород; составлять схему Умения работать с различными источниками информации, выделять глав-ное в тексте, структурировать учебный материал, го-товить сообщения и презентации текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос Выветривание; внутренние и внешние силы, фор-мирующие рельеф; техноген-ные процессы Мультимидийная презента-ция, географи-ческая карта
Р/Т с. 46-50 §13, задание с.88, в Р/Т с.48-50
26,27
3.7
3.8 Рельеф суши и дна Мирового океана.
/Урок формирования умений и навыков/
2 Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Рельеф дна Мирового океана.
/Формирование представлений о рельефе суши и дна Мирового океана.
Образовательная идея: Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил./ Давать определение понятиям «рельеф», «горы», «равнины»; объяснять влия-ние внутренних и внешних сил на формирование рельефа Земли; выявлять отличия гор, равнин, сре-динно-океанических хребтов Умение работать с различными ис-точниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Работать с таблицами и картами текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос. Работа в группах по карте заполне-ние табли-цыРельеф, горы, равнины (географическая номенклатура) Мультимидийная презента-ция, географи-ческая карта
Р/Т с.50-52 §14, вопросы с.95-96
28
3.9 Практическая работа № 5 «Определение по карте географичес-кого положения гор, равнин, низменностей» 1 29
3.10 Рельеф суши и условия жизни людей.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах.
/Формирование представлений о рельефе суши и дна Мирового океана.
Образовательная идея: Рельеф – результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Рельеф влияет на особенности природы и на образ жизни людей./
Объяснять влияние рельефа на особенности природы и на образ жизни людей.
Умение работать с различными ис-точниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Обобщать учебный материал, работать с контрольно-измерительными материалами тематический Индивидуальный письменный опрос. Рельеф (географическая номенклатура) Мультимидийная презента-ция, географи-ческая карта.
Вопросы обобщения темы в учебнике с.200-201 §14 п.5, задание (п) в учеб-нике с.96-98
30
3.11 Практическая работа № 6
«Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека».
1 Умение работать с различными ис-точниками информации. 31
3.12 Контрольная работа№4по теме: « Литосфера»
/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ 1 4 Тема 4: «Атмосфера» Всего часов __8__
32
4.1 Строение атмосферы.
/Урок изучения нового материала/
1 Атмосфера ее состав, строение и значение.
/Формирование представлений об атмосфере.
Образовательная идея: Воздушная оболочка планеты имеет огромное значение для жизни на планете./
Давать определение понятию «ат-мосфера»; объяс-нять вертикальное строение атмос-феры: тропосфе-ра, стратосфера, верхние слои ат-мосферы; законо-мерности геогра-фической оболочки на примере ат-мосферы; значе-ние атмосферы.
Умение работать с различными ис-точниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообще-ния и презентации текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос. Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмос-феры. Мультимидийная презента-ция, таблица
Р/Т с.53-56 §15, задание с.106
33,34
4.2
4.3 Температура воздуха.
/Урок формирования умений и навыков/
2 Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.
/Формирование представлений о температуре воздуха и ее причинами изменения, умений пользоваться измерительными приборами.
Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/
Давать определение понятию «амплитуда температур»; объяснять закон изменения температуры с высотой (от географической широты и над уровнем моря), в течение суток; определять амплитуду температур, средние температуры Ставить учебную задачу под руко-водством учителя. Планировать свою деятельность. Определять основные показатели погоды.
Работать с таблицами и картами.
Умение работать с измерительными приборами;
решать практичес-кие задачи. текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос.
Работа по статисти-ческим данным (постороение гра-фика тем-ператур) Температура, ампли-туда тем-ператур, максимальная и ми-нимальная температуры, годовая амплитуда, средние температу-рыМультимидийная презента-ция, таблица
Р/Т с.57-60 §16, задание с.112, формулы с.220
35
4.4 Атмосферное давление.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Атмосферное давление.
/Формирование представлений об атмосферном давлении и его причинами изменения, умений пользоваться измерительными приборами.
Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/
Давать определение понятию «ат-мосферное дав-ление»; объяс-нять изменение давления в зави-симости от высоты; определять основные пока-затели погоды (атмосферное давление; рабо-тать с измеритель-ными приборамиУмение работать с различными ис-точниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Определять основные показатели погоды.
Решать практические задачи. текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос. Решение практических задач
Атмосфер-ное давле-ние, нор-мальное атмосфер-ное давле-ние, баро-метр, рту-тный баро-метр, баро-метр-ане-роид, мил-лиметр, ртутного столба Мультимидийная презента-ция.
Р/Т с. 61-63 §17, задание с.118, в Р/Т с. 63-64
36,
37
4.5
4.6 Движение воздуха.
/Урок формирования умений и навыков/
2 Ветер и причины его возникновения. Бриз.
/Формирование представлений о движении воздуха и его причинами возникновения, умений пользоваться измерительными приборами.
Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/
Давать определение понятию «ветер»; объяс-нять механизм возникновения ветра; причины силы ветра и его направление; работать с изме-рительными приборами Умение работать с различными ис-точниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Определять основные показатели погоды.
Решать практические задачи. текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос. Решение практических задач, построе-ние розы вертовВетер, бриз (дневной, ночной), флюгер, сила ветра, роза ветров Мультимидийная презента-ция.
Р/Т с. 65-69 §18, зада-ние с.123
38,
39
4.7
4.8 Вода в атмосфере.
/Урок формирования умений и навыков/
2 Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки.
/Формирование представлений о свойствах воды в атмосфере, умений пользоваться измерительными приборами.
Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/
Давать определение понятиям «конденсация водяного пара, атмосферные осадки»; объяс-нять механизм образования водяного пара, процесс возник-новения тумана; закономерность распределения влаги на поверх-ности Земли Умение работать с различными ис-точниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Определять основные показатели погоды.
Решать практические задачи. текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос. Решение практических задач, построе-ние столб-чатой диаграм-мы осад-ков
Водяной пар, влаж-ность воз-духа (абсо-лютная, относительная), кон-денсация, испарение, облака (кучевые, слоистые, перистые, дождевые), атмосферные осадки и их виды.Мультимидийная презента-ция.
Р/Т с. 69-72 §19, зада-ние с.131
40,41
4.9
4.10 Погода.
/Урок формирования умений и навыков/
2 Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
/Формирование представлений о погоде.
Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы (температура, влажность, атмосферное давление, направление и сила ветра, осадки) находятся в тесной взаимосвязи/
Давать определение понятиям «погода», «воздушная масса»; главные элементы погоды; элементы чтения синоптической карты; объяснять какое влияние оказывает погода на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Ставить учебную задачу под руко-водством учителя. Планировать свою деятельность. Определять основные показатели погоды;
составлять описание погоды за сутки и месяц, выделять преобладающие типы погоды за период наблюдения
текущий Фронтальный и индивидуальный оп-рос; работа по карте Погода, прогноз погоды, метеорология, возду-шная мас-са, синоп-тические карты Мультимидийная презента-ция, таблица.
Р/Т с. 72-76 §20, вопросы и зада-ние на с.136
42
4.11 Практическая работа № 7
«Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изме-нения погоды.» 1 Умение работать с различными ис-точниками информации. 43
4.12 Климат.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
/Формирование представлений о климате и его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность человека./
Образовательная идея: Характеристики состояния атмосферы. Давать определение понятиям «климат», «воз-душная масса»; объяснять зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря; особенности климата своей местности Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следст-венные связи. Определять критерии для сравнения фак-тов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. текущий Фронтальный и индивидуальный оп-рос; Климат, климатообразующие факторы, адаптация, Руал АмудсенКлимати-ческая карта
Р/Т с. 77-80 §21, вопросы с.141-142, повторение
44
4.1 Контрольная работа№6 по теме: « Атмосфера»
/Урок повторения, обобщения и контроля знаний/ 1 /Формирование навыков и умений обобщения, работы с различными контрольно-измерительными материалами/ Выделять существенные признаки и особенности географических объектов и явле-ний по теме раз-дела. Объяснять закономерности географической оболочки на примере атмосферы, причин возникновения природных явлений в атмосфере, особенности адаптации чело-века к климати-ческим условиям; определять существенные признаки понятий Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами темати-ческийПисьменный опрос. Решение тестовых заданий См. уроки с. 19-25 Географическая карта, атласы.
Вопросы обобщения темы в учебнике с.201-202 Задание с. 142-144
5 Тема 5: «Гидросфера» Всего часов __4__
45
5.1 Единство гидросферы.
/Урок изучения нового материала/
1 Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. (повторение изученного материала в 5 классе) Части Мирового океана.
/Формирование представлений о единстве, уникальности и значении Мирового океана.
Образовательная идея: Вода – уникальнейшее вещество, которое может находиться на Земле одновременно в трех агрегатных состояниях. Жизнь на нашей планете зародилась в воде и не может без нее существовать.
Круговорот воды осуществляется во всех оболочках планеты./
Давать определение понятию «гидросфера»; объяснять зако-номерности гео-графической оболочки на примере гидросферы; значение круговорота воды в приро-де; объяснять влияние Мирового океана на дру-гие оболочки Земли; значение гидросферы; Вспомнить сос-тавные части Мирового океана Умение работать с различными ис-точниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообще-ния и презентации текущий Вводная беседа, фронтальный опрос;
Работа со схемой «Кругово-рот воды» Гидросфе-ра, круго-ворот воды в природе, гидрология
Части Мирового океана (5кл) Мультимидийная презента-ция, карта Мирового океана.
Р/Т с.81-84 §22, воп-росы с.149
46,
47
5.2
5.3 Воды суши: реки и озера.
/Урок формирования умений и навыков/
2 Воды суши. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги, водопады. Озера проточные и бессточные.
/Формирование представлений о водах суши, значении и использовании рек и озер.
Образовательная идея: Необходимость рационального использования воды./
Давать определение понятиям «речная система», «исток», «устье», «русло», «бассейн реки», «проточные и бессточные озера»; объяснять условия образования рек, озер; определять виды рек и озер; описывать строение реки, режим реки, питание реки;общие черты и различия рек. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следст-венные связи. Определять критерии для сравнения фак-тов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос.
Работа в парах «Описание реки по плану» Воды суши река (рав-нинная,горная), строение реки, речная система, бассейн реки, водоразделозера, озерная кот-ловина, во-дохранилища. Географи-ческая но-менклату-раМультимидийная презента-ция, физичекая карта.
Р/Т с. 85-88 §23, воп-росы и за-дание с.155
48
5.4 Практическая работа № 8
«Описание по карте географичес-кого положения одной из рек Земли»
1 Умение работать с различными ис-точниками информации. 49
5.5 Воды суши: подземные воды и природные льды.
/Урок формирования умений и навыков/
1 Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские, их происхождение, условия залегания и использования. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные)
/Формирование представлений о подземных водах и природных льдах.
Образовательная идея: Необходимость рационального использования воды./
Давать определение понятиям «грунтовые, межпластовые, артезианские, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота»; объяснять условия залегания и использования подземных вод, природных льдов; определять су-щественные признаки понятийСтавить учебную задачу под руко-водством учителя. Планировать свою деятельность. Умение работать с картой; определение особенностей размещения и образования объектов текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос.
Работа с контурнойкартой и атласом Подземные воды, снеговая линия, виды подземных вод, водоупорные и водопроницаемые породы, источник, ключ, ледники, айсбергиМультимидийная презента-ция, физичес-кая карта.
Р/Т с.89-91 §24, задание в Р/Т с.91-92
50
5.6 Практическая работа № 9
«Нанесение на контурную карту объектов гидросферы»
1 Умение работать с различными ис-точниками информации. 51
5.7 Контрольная работа №7по теме «Гидросфера»
/Урок повторения и обобщения знаний/
1 /Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работа с различными контрольно-измерительными материалами/ Объяснять зако-номерности гео-графической оболочки (гидросферы), особенности состава и строе-ния гидросферы, условия залега-ния, образования рек, озер, подземных вод и природных ледников; характер взаим-ного влияния объектов гидро-сферы и человека друг на друга. Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, работать по карте тематический Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, работа по карте
(Геогра-фический тест на 20мин) См. уроки 27-29 Физичес-кая карта.
Работа в учебнике с.162-164
Вопросы обобщения темы в учебнике с.202 повтореие в Р/Т с.92-93
6 Тема 6: «Биосфера» Всего часов __2__
52,
53
6.1
6.2 Царства живой природы.
/Урок изучения нового материала/
2 Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие растительного и животного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.
/Формирование представлений о разнообразии растительного и животного мира
Образовательная идея: Планета Земля занимает исключительное место в Солнечной системе благодаря наличию живых организмов. Биосфера – сложная природная система, которая оказывает влияние на сами живые организмы, а также на другие земные оболочки./ Давать определение понятию «биосфера»; объяснять закономе-рности географической оболочки на примере биос-феры; особенности приспособле-ния организмов к среде обитания; роль царств при-роды; определять причины разно-образия растений и животных. Умение работать с различными ис-точниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообще-ния и презентации текущий Вводная беседа, фронтальный опрос;
Биосфера, царство бактерий, растений, животных, грибов; флора и фауна, круговорот веществ.Мультимидийная презента-ция.
Р/Т с.93-97 §25, воп-росы и за-дание с.170
54
6.3 Биосфера и охрана природы.
Урок формирования умений и навыков/
1 Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
/Формирование представлений о разнообразии растительного и животного мира и его взаимного влияния.
Образовательная идея: Биосфера – самая хрупкая, уязвимая оболочка Земли./
Персоналии: Владимир Иванович Вернадский.
Объяснять необходимость охраны органи-ческого мира; определять ха-рактер взаимного влияния живого и неживого мира; причины возникновения проблемы исчезновения отдельных представителей органического мира; меры по сохранению человеком растительного и животного мира Земли. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следст-венные связи. Определять критерии для сравнения фак-тов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение. текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос.
В.И. Вер-надский, биосфера, заповедникзоопарк, национальный парк, круговорот веществ и энегргии, Красная книга фактов Мультимидийная презента-ция.
Р/Т с.98-100
Вопросы обобщения темы в учебнике с.203 §26, задание (п) с.176-178 (г/т по теме)
55
6.4 Практическая работа № 10
«Ознакомление с наиболее распро-страненными растениями и животными своей местности»
1 Умение работать с различными ис-точниками информации. 56
6.5 Повторение и обобщение по теме «Биосфера и охрана природы »
/Урок повторения и обобщения знаний/
7 Тема 7: «Почва и географическая оболочка» Всего часов __3__
57
7.1 Почва.
/Урок изучения нового материала/
Почва. Плодородие – важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.
/Формирование представлений об образовании и разнообразии почв.
Образовательная идея: Почва – особое природное образование, возникающее в результате взаимодействия всех природных оболочек./
Персоналии: Василий Васильевич Докучаев
Давать определение понятиям «почва», «плодородие»; объяснять взаимосвязь ме-жду всеми эле-ментами геогра-фической обо-лочки; определять условия образо-вания почв. Умение работать с различными ис-точниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообще-ния и презентации текущий Вводная беседа. Индивидуальный и фронталь-ный опрос.
Почва, гумус (перегной), плодоро-дие, В.В.Доку-чаев Мультимидийная презента-ция, таблица.
Р/Т с.101-104 §27, воп-росы и зада-ние с.184
58,
59
7.2
7.3 Природный комплекс.
Урок формирования умений и навыков/
2 Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.
/Формирование представлений о географической оболочке и территориальных комплексах.
Образовательная идея:
В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли. Человеческая деятельность оказывает большое влияние на природный комплекс./ Давать определение понятиям «природный комплекс», «природно-хозяйственный комплекс», «геосфера»; объяснять законы географической оболочки; сущность влияния человека на географическую оболочку (ГО) Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно-следст-венные связи. Определять критерии для сравнения фак-тов, явлений. Выслушивать и объективно оценивать другого. текущий Индивидуальный и фронталь-ный опрос.
Природ-ный комп-лекс, ланд-шафт, при-родно-хо-зяйствен-ный комп-лекс. Мультимидийная презента-ция, таблица.
Р/Т с.105-107 §28, вопросы с. 190 подготови-ть презентацию с.196
60
7.4 Практическая работа № 11
«Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности»
1 Умение работать с различными ис-точниками информации. 61
7.5 Природные зоны.
Урок формирования умений и навыков/
1 Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка ка окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
/Формирование представлений о природных зонах Земли.
Образовательная идея:
В географической оболочке тесно взаимодействуют все оболочки Земли./
Объяснять законы развития географической оболочки; сущность влияния человека на географиче-скую оболочку; определять су-щественные признаки поня-тий, характер размещения природных зон. Умение работать с различными ис-точниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Умение работать с различными контрольно-измерительными материалами, работать по карте. тематический Фронталь-ный и письменный опрос.
Работа по карте Закон гео-графичес-кой зона-льности, природные зоны, эко-логическая угроза Зоогеографическая карта Земли.
Р/Т с.108-111 Задание в учебнике с.196-198 (п) г/т §29., воп-росы с. 203-204
62
7.6 Практическая работа № 12
«Описание природных зон Земли по географическим картам» 1 Умение работать с различными ис-точниками информации. 63
7.7 Обобщение по теме «Почва и географическая оболочка».
1 64 Контрольная работа №1 за курс 5 класса 65 Контрольная работа №5 по итогам 1 полугодия 66 Контрольная работа №8 по итогам года 67 резерв 68 резерв