Технологические карты урока в соответствии с ФГОС


4191012509500Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС в программе «ТехКартаФГОС»
ВведениеМногие преподаватели испытывают затруднение в планировании современного урока и составлении технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Тем не менее, существует ряд методических рекомендаций по этому вопросу. Опираясь на эти рекомендации, я взял на себя смелость создать программу, которая поможет многим учителям преодолеть затруднения в этой области.
Программа предназначена для формирования технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Она содержит большой объем методических материалов и позволяет в полуавтоматическом режиме создавать технологические карты для уроков начального и основного общего образования, экспортировать их в MS Word для последующего редактирования и печати. Программа «ТехКартаФГОС» работает на платформе Windows с установленным MS Word.
Сайт: http://tehkartafgos.ruМетодические основы современного урока и их отражение в структуре программы «ТехКартаФГОС»Главная методическая и педагогическая цель современного урока в условиях реализации ФГОС второго поколения – создание условий для проявления познавательной активности учеников, формирования устойчивой социальной позиции и развитие коммуникационной культуры. Учитель, подходя к планированию урока, опираясь на современные требования ФГОС, должен определить:
- основную цель урока;
- задачи (образовательные, развивающие и воспитательные), которые позволят реализовать эту цель;
- планируемые образовательные результаты (предметные, личностные и метапредметные).
Перечисленные характеристики урока непосредственно опираются на особенности предмета и возрастную категорию учащихся. Поэтому программа «ТехКартаФГОС» формирует список этих характеристик и предлагает их выбор учителю после указания класса и предмета.
Уроки по целеполаганию можно разделить на четыре типа:
1. Урок «открытия» нового знания (формирование);
2. Урок отработки умений и рефлексии (закрепление);
3. Урок развивающего контроля (контроль);
4. Урок общеметодологической направленности (самоорганизация и систематизация).
Плюс нестандартный урок, который может являться комбинированным уроком, итоговым контролем и т.п.
Именно эти типы уроков предлагаются для выбора в программе «ТехКартаФГОС». Для каждого из них программа формирует Деятельностную и Содержательную цели, которые отражают методологическую особенность данного типа урока.
Для того чтобы преподаватель достиг целей урока и реализовал запланированные результаты, ему необходимо провести учащихся через определенные фиксированные этапы. Опираясь на особенности каждого типа урока, определены необходимые этапы, которые программа формирует автоматически при выборе конкретного типа урока. Например, на Уроке «открытия» нового знания (формирование) предусмотрены следующие этапы:
- мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
- актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии;
- выявление места и причины затруднения (определение границ знания и незнания);
- построение проекта выхода из затруднения;
- реализация построенного проекта выхода из затруднения;
- первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
- самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
- включение в систему знаний и повторение;
- рефлексия учебной деятельности на уроке.
Каждый этап урока обладает следующими характеристиками:
- цель этапа (формируется программой);
- форма организации учебной деятельности (ФОУД выбирается учителем);
- вид развивающего контроля (выбирается учителем);
- формируемые у учащихся универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные (УУД формируются программой).
Опираясь, на цель этапа и необходимость сформировать у учащихся те или иные УУД, которые заложены в программе, учитель планирует свою деятельность и деятельность класса. В программе предусмотрены рекомендации, какую деятельность необходимо организовать на каждом этапе.

Возможности программы «ТехКартаФГОС»Интерфейс программы прост и интуитивно понятен.

Учитель последовательно заполняет необходимые блоки, выбирая позиции из предлагаемых списков, при этом опирается на подсказки, предусмотренные в программе на всех этапах планирования урока.
Указав основные сведения об уроке (шапку, целеполагание, инструментарий), учитель переходит к планированию этапов урока. Когда определен конкретный тип урока, программа автоматически формирует предусмотренные этапы и заполняет необходимое количество вкладок. Для каждого из них определена цель, формируемые универсальные учебные действия и, в качестве подсказке, указана деятельность учителя и учащихся.
Опираясь, на цель этапа и необходимость сформировать у учащихся те или иные УУД, учителю необходимо спланировать и вписать свою деятельность и деятельность класса, указать подходящую форму организации учебной деятельности и вид развивающего контроля, если он имеет место на данном этапе.
После того, как все этапы урока будут описаны можно произвести экспорт готовой технологической карты в Word.

В созданном текстовом документе, при необходимости, вы можете обычным образом производить редактирование и форматирование информации. Затем можно напечатать готовую технологическую карту стандартными средствами MS Word. При необходимости можете сохранить документ.
Программа позволяет сохранять проекты технологической карты для дальнейшего использования.
Сопровождение программы «ТехКартаФГОС»На моем сайте, посвященном представленной программе http://tehkartafgos.ru вы можете:
- ознакомиться с функционалом и интерфейсом программы;
- просмотреть обучающие видео-ролики;
- прочитать подробную инструкцию по использованию;
- скачать и протестировать саму программу;
- получить техническую и методическую поддержку.
Внимательно следуя рекомендациям, предусмотренным в программе «ТехКартаФГОС», учитель сможете спланировать урок в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и однозначно достигнуть поставленной цели по фиксации учащимися запланированных образовательных результатов.