Методическая разработка Сигнальные опоры при обучении некоторым грамматическим явлениям английского языка


Методическая разработка учителя английского языка МБОУ «СОШ №2» г.Симферополя

«Сигнальные опоры при обучении некоторым грамматическим явлениям английского языка.»


Несколько лет назад в журнале ИЯ в школе я прочитала статью о сигнальных опорах при обучении некоторым грамматическим явлениям французского языка и мне захотелось попробовать такие же опоры для грамматических явлений английского языка , в частности: Present(Past)Progressive , Present Simple , Present Perfect.
Опоры призваны облегчить учащимся процесс овладения иностранным языком , снять различного рода трудности , обеспечить преодоление нарастающих трудностей , стимулировать общение учащихся на уроках иностранного языка , сконцентрировать внимание на новом изучаемом материале ,сформировать прочные навыки и умения .
Формирование грамматического навыка осуществляется в 2 этапа:
1)ориентировочно-подготовительный;
2)автоматизация.
Целью первого этапа является понимание семантики и способов построения структуры , т.е уяснение её элементов , способов их сочетания и порядка их расположения . Для более легкого усвоения состава структуры необходимо выделить ориентиры , или «указатели трудности».
По мнению психологов , наиболее рационально подавать ориентиры «во внешней материализованной форме. Более надежной является графическая ,а не звуковая формы ориентировки ,поскольку графические зрительные ориентиры более устойчивы и их последовательность в пространстве более наглядно ассоциируется с временной последовательностью элементов в потоке речи .
Использование СО не ориентировочно-подготовительном этапе способствует более глубокому ,сознательному усвоению нового материала путём создания ассоциаций между новыми и уже известными структурами ,что немало важно для их удержания в памяти и что способствует непроизвольному усвоению формы грамматического явления .Основной целью второго этапа является обучение выполнению речевого действия в темпе , близком к естественному ,а также постепенный перенос внимания со способов на результат выполнения действия .На этом этапе СО выполняют следующие функции : подсказка, напоминание формы структуры, используемого грамматического явления, а также как средство предупреждение ошибок учащихся.
На последующих этапах работы над грамматическими явлениями СО выполняют функцию подсказки (напоминания),но при этом количество применения СО уменьшается в связи с изменением характера упражнений, т.е переходом к речевым упражнениям.
Разработанные СО для обучения вышеназванных грамматических явлений , эффективность которых усиливается за счёт цветного кодирования .Все элементы грамматической структуры имеют определённый цвет .Эта символика способствует четкому разграничению отдельных компонентов предъявляемого грамматического явления .Поскольку принципы построения СО одинаковы для всех грамматических структур, то ,однажды познакомившись с ними ,учащиеся обычно переносят их на все другие ,предъявляемые им опоры.
Перед вами СО-1 с расшифровкой:

- местоимение 3 лица единственного числа

- местоимение множественного числа

- местоимение 1 лица единственного числа

- - ,, - 1 лицо множественное число
-
- причастие настоящего времени смыслового глагола

- am - are ) глагол to be (вспомогательный.)

- is)

Таким образом, с помощью СО-1 учащиеся легко усваивают грамматическое явление Present Progressive.
Для обозначения глагола в Present Simple используются следующие вспомогательные глаголы
Does
Вспомогательные глаголы
Do

Эта грамматическая структура состоит из двух компонентов : вспомогательного глагола do(does) и смыслового глагола. Углы СО , которые при составлении совпадают ,подсказывают ,что один грамматический компонент не употребляется без другого для обозначения Present Simple .
Для обозначения Past Simple используются вспомогательный глагол did.


Did вспомогательный глагол










Заголовок 115