«Рефлексивная деятельность учителя, как способ повышения профессиональной компетенции».

«Рефлексивная деятельность учителя, как способ повышения профессиональной компетенции».

Жукова Н.В.
Учитель – логопед КГУ «СШ №10»

«Рефлексия перевертывает предмет с разных сторон и при разном освещении, так что не остается незамеченным ничего существенного – почти как перевертывают камень, чтобы посмотреть, какова нижняя сторона и что он покрывает».
Джон Дьюи

Педагогическая рефлексия – процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.
Профессиональная рефлексия – это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, что требует избранная профессия. Она помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.
Изучались психолого-педагогические условия формирования и развития различных видов рефлексии (интеллектуальной, коммуникативной, социально- перцептивной, личностной) на разных ступенях непрерывного образования.
Я на своих занятиях практикую соц.-перцепт. вид рефлексии- образ «Я» глазами других людей. Рефлексивный автопортрет включает в себя самооценку, которая восходит от образа личности глазами других, что позволяет личности корректировать и самосовершенствовать себя.
В конце занятия, я предлагаю ребятам оценить работу друг друга. Также, чтобы самосовершенствоваться, я прислушиваюсь к мнению коллег, посетивших моё занятие.












Параметры оценки педагогических компетенций.

1. Эмпатийность и социорефлексия – прежде всего, этот параметр отражает такое базовое свойство личности педагога, как любовь к детям.
В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания.
Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе.
Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося.
Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся.
2. Самоорганизованность.
В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения всех намеченных целей урока.
Рабочее пространство учителя хорошо организовано.
Конструктивно реагирует на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности.
Своевременно вносит коррективы в намеченный план урока в зависимости от сложившейся ситуации.
Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой.
3. Общая культура.
В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы.
Поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам.
Осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни.
Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении.
Высказывания учителя построены грамотно и доступны для понимания, его отличает высокая культура речи.
4. Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности.
В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
Умеет вызвать интерес у обучающихся к своему предмету.
Отмечает даже самый маленький успех обучающихся.
Демонстрирует успехи обучающихся родителям.
Демонстрирует успехи обучающихся одноклассникам.
Умеет дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
5. Умение принимать решения в педагогических ситуациях.
В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
Поощряет высказывания и выслушивает мнения обучающихся, даже если они расходятся с его точкой зрения.
Коллеги по работе используют предложения учителя по разрешению актуальных вопросов школьной жизни.
Умеет аргументировать предлагаемые им решения.
Умеет пересмотреть свое решение под влиянием ситуации или новых фактов.
Учитывает мнение родителей, коллег, обучающихся при принятии решений.
6. Умение устанавливать субъект-субъектные отношения.
В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:
Умеет разрешать конфликты оптимальным способом.
Умеет насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами.
Умеет выстраивать отношения сотрудничества с обучающимися и коллегами.
Умеет создать рабочую атмосферу на уроке, поддержать дисциплину.







15