Доклад на тему: Рефлексивная деятельность на уроках географии и биологии.


Рефлексивная деятельность на уроках географии и биологии.
Современный урок географии и биологии ,как и любой другой, невозможен без рефлексивной деятельности, позволяющей провести самоанализ и оценить результаты.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
Исходя из функций рефлексии применяется следующая классификация:
-рефлексия настроения и эмоционального состояния,
-рефлексия содержания учебного материала,
-рефлексия содержания деятельности,
-рефлексия результатов учебной деятельности.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Мной применяются следующие виды:
1. «Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
2. Использование различных изображений:
«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
3. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. « Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
4. Эмоционально-художественное оформление.
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
5 «Острова» Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.
6. «Термометр». Учащимся предлагается нарисовать на полях шкалу от –12 до +12 и отметить свое эмоциональное состояние в начале и конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –12, +12 или 0
Соответствующими предмету география будут карточки с изображением погодных явлений, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Для рефлексии содержания учебного материала уместно использовать такие приемы, как:
- «Бортовой журнал»,
- «Мини-дневник»,
-«Пометки на полях»,
-«Кластер»,
-«Паучок»,
-«Шпаргалка» и др.
Рефлексия содержания деятельности предполагает применение различных форм и приемов рефлексии. Например:
Продолжи фразу
Сегодня на уроке я научился…
Мне было интересно..Мне было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Больше всего мне понравилось…
Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
Ответь на вопрос
Что ты получил от этого урока?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учит6еля?
Что ты думал?
Что чувствовал?
Что ты приобрел?
Что тебя удивило? И т. д.
1. «Волшебный мешочек»
Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»
3. «Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, работа с атласом и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
4. «Дерево»
Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате. 5. Интегрированная рефлексия. Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: - каша в голове - ни в зуб ногой - светлая голова 6. Рефлексия "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.
Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».
Приемами, отражающими специфику предмета, являются:
«Морская почта»
В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке и поместить его в бочонок. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.
«Пик взаимопонимания» (понимания)
Пик – вершина, предел, высшая точка. На вершине стоитребёнок («понятие»)
Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности. Рефлексия и умение учиться, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.