Презентация Рефлексивная деятельность младшего школьника


МАОУ «КУРАШИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»Составила учитель начальных классов Надымова Таисья Романовна2015г.«Рефлексивная деятельностьмладшего школьника»  Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.Задачи: познакомить коллег с понятием “рефлексия”; дать представление о классификации рефлексии; показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше. Б. Дизраэли Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатовРефлексия –это … Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.  Умение рефлексировать пригодиться человеку в течение всей жизни. Оно поможет ему выразить собственные мысли, осознать свои возможности, принять решение и всегда идти в ногу со временем. Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. А у рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.     Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы социализироваться в современном обществе.Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Модель формирования рефлексии у младших школьников Социальный заказ общества - воспитание личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованиюЦель – формирование рефлексии у младшего школьникаКритерии сформированности рефлексии Умение обнаруживать знания о своём незнании, отличать известное от неизвестногоУмение указать в определённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действияУмение анализировать мысли и действия других, обращаясь к основаниям их действий      Компоненты учебной деятельностиЭтапы формирования рефлексии МотивацияЦелеполаганиеУчебные действияДействие контроляДействие оценкиУмение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со «стороны»   Этап формирования коллективной рефлексииЭтап формирования групповой рефлексииЭтап формирования индивидуальной рефлексии       рефлексия эмоционального состояния и настроениярефлексия деятельности на урокерефлексия содержания учебного материалаВиды рефлексии Использую следующие приёмы: карточки с изображением смайликов;цветовое изображение настроения; приём незаконченных предложений; карточки с изображением лица; показ большого пальца вверх или вниз; «Гномики» «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато; «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось и т.д.Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Смайлики» «Солнышко и тучки» Рефлексия содержания учебного материалаЧаще всего применяю прием незаконченного предложения: Я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился…Для меня было открытием… Также использую: «Светофор» (зелёный – нет ошибок, жёлтый – были ошибки, но я исправил, красный – много ошибок); «Цветочную  поляну»  – цветок – вид деятельности на уроке: к концу урока на цветочную поляну нужно поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке.«Синквейн» «Синквейн»Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского "5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Следуя этим правилам, мои учащиеся и родители на открытом уроке окружающего мира создали такие синквейны:КурашимцыТрудолюбивые интересныеЖивут трудятся отдыхаютЯ горжусь людьми родного села.Односельчане РебятаАктивные любознательныеУчатся знают отвечаютНаши дети много знаютМолодцы На уроках русского языка можно использовать небольшие по объёму рефлексивные сочинения. Например, после изучения темы « Части речи. Имя существительное» детям было предложено написать сочинение от имени этой части речи. Приведу образец такой работы:                                    Я – СуществительноеПривет! Я – имя существительное. Я обозначаю предметы в широком смысле слова. У меня есть число, падеж,  род и  очень хорошие друзья.  Я дружу с именем прилагательным и глаголом. Мы с друзьями очень важные, учите нас лучше! Успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.«Наряди ёлку» “Светофор”Совсем не понятноНадо повторить ещё разВсё легко и просто «Лестница успеха»испытываю затрудненияусвоил новые знания, но мне нужна помощьусвоил новые знания и готов самостоятельно применять их на практике. Вопрос:Ответ+ / - 1Комфортно ли вам было на уроке?2Поняли ли вы тему урока?3Смогли ли вы выполнить самостоятельно:-Карточку № 1-Технологическую карту № 1-Карточку № 2…4Требовалась ли вам помощьА) учителяБ) учебникаВ)соседа по парте?5Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе«Вопрос – ответ» Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на уроке:РаздражениеЗлостьРадостьРавнодушие.УдовлетворениеВдохновениеСкука.Тревога.Покой.УверенностьНеуверенность.Наслаждение. «Одним словом» - Я узнал(а) много нового … Мне это пригодится в жизни. На уроке было над чем подумать. На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).«Утверждение» сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…«Незаконченное предложение» Вид заданияОтметка «Лист самоконтроля» Ведется на протяжении всего урока.Фамилия, имя ученика_____________________________ Рефлексия деятельности Использую приемы: «Лестница успеха» (ребёнок ставит себя на соответствующую ступеньку); «дерево успеха» (плод – всё получилось, цветок – всё получилось с помощью, листок – не получилось); «Микрофон». Ученики по очереди дают аргументированный ответ на один из вопросов).На уроке я работал                          активно / пассивноСвоей работой на уроке я               доволен / не доволенУрок для меня показался               коротким / длиннымЗа урок я                                          не устал / усталМое настроение                              стало лучше / стало хужеМатериал урока мне был               полезен / бесполезен интересен / скученДомашнее задание мне кажется    легким / труднымНа уроке было   интересно / не интересно. 1.На уроке я работал……..потому что………2.Своей работой на уроке я………3.Урок для меня показался…….4.За урок я….5. Материал урока мне был………6. Мое настроение……..«Аргументация своего ответа» {BC89EF96-8CEA-46FF-86C4-4CE0E7609802}1. На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок для меня показался4. За урок я5. Мое настроение6. Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажетсяактивно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересным / неинтересным «Анкета» {35758FB7-9AC5-4552-8A53-C91805E547FA} Ничего не понялПолучил удовольствиеУдивилсяУзнал что-то новоеРасстроилсяНаучилсяЯ «Лист самооценки» Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:- Что я делаю?- С какой целью?- Каковы результаты моей деятельности?- Как я этого достиг?- Можно ли сделать лучше?- Что я буду делать дальше? Рефлексия учителя Благодарю за внимание!