Зачёт по теме: Предлоги и союзы

Задания к уроку-зачёту по теме «Союз» и «Предлог» (7 класс)


Теоретический зачёт.
Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга? Правописание производных предлогов. Как отличить предлоги в течение, в продолжение, вследствие от существительных с предлогом?
Союз как часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы.
Группы сочинительных союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от омонимичных им частей речи. Группы подчинительных союзов по значению.

Тест.
Записать номера предложений с сочинительными союзами
(1 вариант) и с подчинительными союзами (2 вариант).
1) Москва–река дала имя великому городу, но не могла вдоволь напоить его водой.
2) Пологую возвышенность между Москвой-рекой и Верхней Волгой пересёк канал длиной 128 километров.
3) Чтобы поднять искусственную реку на 38 метров, требуется электрическая энергия. 4) Москва-река на выходе из города преграждена плотиной, и уровень воды у Кремля поднялся на два с лишним метра.
5) Под московскими мостами свободно проплывают трёхпалубные суда, потому что река стала многоводной.
6) Мосты перекрыли высокими и пологими арками не только реку, но и набережные, ставшие магистралями.

2. Откройте скобки, запишите предложения. Выпишите сочетания слов с союзами.
1) Тебя полюбят за (то), что ты доброго сделаешь. Он глуп, за (то) силён. Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел.
2) Судят по (тому), что напишешь. Мы победим, (по) тому что мы сильны. По очертаниям облаков и (по) тому особенному запаху я понял, что скоро будет дождь.
3) с кем поведёшься, (от) того и наберёшься; от (того) и до этого дома. Необразован, (от) того и неинтересен.

3. Поставьте, где необходимо, дефис; выпишите союзы.
1) не не то; кое кто; не у кого.
2) как нибудь; как будто; не рад.
3) потому что; из за; что либо.
4) так что;так как; как либо.

4. Найдите соответствия (подберите синонимические пары), например: так же – таким же образом.
1) Тоже А) такое же
2) В течение Б) также
3) Зато В) в продолжение
4) Чтобы Г) но
5) Насчёт Д) для того чтобы
6) То же Е) о

Осложнённое списывание.
Задание: списать, открыть скобки и вставить знаки препинания.

1) То (же) выражение холодной готовности к борьбе выразилось и на его лице.
2) Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно мгновение, почти в одно и то (же) время вспомнились ему.
3) И в душе за ночью синей то (же) свет и то (же) тишь.
4) Что (бы) он ни говорил что (бы) он ни предлагал, его слушали так, как (будто) то, что он предлагал давно известно.
5) Природе надо что (бы) её любили.
6) Тёплая небесная вода для растений то (же) самое что для нас любовь.
7) Снегу было мало снежных буранов то (же).
8) Охотники промокли и (так) устали что решили заночевать в соседней деревне. 9) И (так), я жил тогда в Одессе.
10) Вечерами мы долго простаивали на улице слушая удаляющуюся канонаду, и (так) изо дня в день.

IV. Выборочный диктант
Выписать только предложения с союзами. Распределить их в две группы: а) простые предложения; б) сложные предложения.

Могут ли говорить животные?
Работами учёных неопровержимо доказано, что у животных тоже есть язык, правда примитивный и простой по сравнению с человеческим. Знаками пользуются куры и дельфины, обезьяны и кошки, пчёлы и слоны, тетерева и муравьи.
В чём же отличие языка животных от языка людей? Знаки животных конкретны. Они как бы «привязаны» к событию, к ситуации. Птица испускает крик, чтобы привлечь человека, который даёт ей корм. Петух не может рассказать курице о том, что было вчера, или о том, что будет завтра. Не может этого сделать и «словоохотливый» шимпанзе
Только у человека знаки отрываются от ситуации, только человек может говорить о событиях будущих и прошлых, реальных и нереальных. Человек может сказать: «Ворона поймала человека». Ворона же не сумеет сделать это, ибо ей не позволит её конкретный язык.

V. Морфологический разбор 2-х союзов.
15