Урок-исследование«Сочинительные и подчинительные союзы»(7класс)


Урок – исследование
"Союзы сочинительные и подчинительные" (7 класс).
Цели урока:
Учебные.
Познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными.
Научиться отличать сочинительные союзы от подчинительных.
Развивающие.
Расширение знаний о союзах: понятие союза в трудах ученых-лингвистов.
Расширение словарного запаса учащихся по теме "Союзы сочинительные и подчинительные".
Развивать внимание, память, творческие способности  детей.
Воспитательные.
Воспитание бережного отношения к трудам лингвистов и навыков исследовательской работы.
Воспитывать желание узнавать новое.
Оборудование и оснащение:
1.Классная доска.
2.Опорные конспекты.
3.Учебный материал: Учебник для 7 класса. Русский язык под редакцией Баранова М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженской Т.А. и др. М.,2000.
4. Компьютер.
5. Проектор.
6. Интерактивная доска.
7. Презентация к уроку.
Используемые технологии:
исследовательской деятельности (самому при поэтапной работе узнать новое);
здоровьесберегающие (разнообразные виды работы; новизна и нетрадиционность материала; создание ситуации успеха; создание благоприятного фона на уроке;
      создание условий для самовыражения обучающихся);
·        технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых материалов.
Ход урока.
1.      Слово учителя (слайд №1).
- Тема нашего урока "Союзы сочинительные и подчинительные", (слайд №2) поэтому нам необходимо сегодня познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными, а также научиться отличать сочинительные союзы от подчинительных. Вчера мы начали знакомство с союзом. Давайте вспомним, что мы узнали об этой служебной части речи.
2.      Связный рассказ на тему "Что я знаю о союзах" с примерами из домашнего упражнения № 276.
-  А слово "союз" мы пишем и произносим одинаково? Сделаем фонетический разбор и сравним, чем отличается написание и произношение слова "союз".
3.      Фонетический разбор.  Союз1.
Вывод:
-  Интересно: 4 буквы, но 5 звуков. Да, русский язык – это загадка.
- Перевернем, как всегда, нашу исследовательскую страничку "Это интересно знать".
-   Что же нового вы самостоятельно узнали о союзах?
4.      Страничка "Это интересно знать".
Сообщения учащихся.
Первая находка. "И.И. Срезневский о союзах (слайд №3).
Запись в тетрадях..Измаил Иванович Срезневский (1812-1880)
Учитель делает вывод после сообщения учащихся:
-  Удивительно называет И.И. Срезневский союзы: "Союзы – частицы речи". Но без этих частиц речи" мы писали бы и говорили неправильно. Срезневский также подчеркивает, что союзы не имеют лексического значения. Об этом мы с вами говорили на предыдущем уроке.
 
Запись в лингвистическую копилку предложения:
"Союзы – частицы речи".
 
( Учащиеся объясняют постановку тире).
 -  А что вы знаете об ученом И.И. Срезневском?
( Ответ).
-  Кто еще что-то интересное узнал о союзе?
Выступление учащегося.
Вторая находка. "А.А. Шахматов о союзе" (слайд №4).
 
Запись в тетрадях.
Алексей Александрович Шахматов (1864-1920)
 
Учитель делает вывод после выступления учащегося:
-  Обратите, ребята, внимание на то, как говорит А.А. Шахматов: "Союз – выразитель того или иного сочетания".Выразитель. Союз связывает что? (Ответы: однородные члены и простые предложения в составе сложного). Говоря словами Шахматова, союз выражает связь между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного предложения.
 
Запись в лингвистическую копилку предложения:
"Союз – выразитель того или иного сочетания".
 
(Объясняем постановку тире и что связывает союз или).
?
 
-  А что вы можете сказать о Шахматове А.А.? (Ответ).
Учитель:
-  Смотрите, ребята, союз – это часть речи, недаром о нем писали такие великие ученые филологи, как И.И. Срезневский и А.А. Шахматов.
Кто еще с нами хочет поделиться своими находками?
Учащийся дает историческую справку (слайд № 5):
"Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словахУЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО-  со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)".
Разбор по составу слова "союз"2.
Учитель:
-  Так и рождаются находки.
5.      М.В. Ломоносов о союзах (слайд №6).
-  А мне понравилось высказывание М.В. Ломоносова (1711-1765). Послушайте внимательно:
"Союзы не что иное суть, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают.
И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться".
Чудесно сказал о союзах М.В. Ломоносов. А о роли союзов особенно. Какова она? (Ответ: соединительная) (слайд №7).
Не забыл ученый сказать и о том, что излишнее употребление союзов в речи ни к чему. Все хорошо в меру.
6.      Учитель:
-  Итак, тема нашего урока?.. (Ответ: "Союзы сочинительные и подчинительные").Мы сегодня с вами будем работать как исследователи или как ученики, получающие готовые знания?
Ответы:
-  Как исследователи.
Учитель:
-  Хорошо.
7.      Работа с материалом для наблюдения на странице 121.
-  Разберемся, что значит сочинительные и подчинительные союзы. Кто у нас сегодня будет исследователем? (Выбирают ребята). Теперь откроем материал для наблюдения на странице 121. (Обучающийся-исследователь приступает к исследовательской работе, четко, ясно, последовательно отвечает на все поставленные вопросы, используя практический материал для наблюдения, и приходит к выводу, что союзы бывают сочинительные и подчинительные).
8.      Фронтальный опрос:
-  Скажите, пожалуйста, учитывая изложенный выше материал, на какие виды делятся союзы?
-     Для чего служат сочинительные союзы?
-     А подчинительные союзы?
Учитель:
-  Проверим свои открытия на практике.
9.      Распределительно-объяснительное письмо. Упражнение 278.
10.        Синтаксический разбор предложения.
Горят первые звезды, а заря еще долго светит над полями и лесами.4
Вопросы на усвоение материала (используя примеры из заданий №9,10).
-  Чем отличаются записанные предложения?
-  А как отличить ССП и СПП?
11.  Конструирование предложений. Упражнение 279.
- На схемах очень хорошо видно, чем отличаются ССП от СПП и для чего служат сочинительные и подчинительные союзы.
Итак, перевернута еще одна исследовательская страничка.
12.  Творческое задание «Подумай и напиши».
   -  Продолжите предложения, вставляя нужный союз и расставляя знаки препинания (слайд №8).
1)      Становилось жарко, и (я отправился домой).
2)      Ночью была оттепель, а (к утру ударил мороз).
3)      Мы шли по берегу реки и (любовались окрестностями).
- Какие союзы мы использовали в записанных предложениях?
- Для чего они служат?
- Итак, какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?
13.          Учитель:
-  Наше исследование закончилось. Посмотрим, правильным ли путем мы шли, совпадает ли наша точка зрения с мнением таких  ученых, как  Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, авторов нашего учебника.
14.          Подведение итогов урока.
Чтение учащимися теоретических сведений о союзах сочинительных и подчинительных на странице 122.
-  Ребята, как вы думаете, достигли мы своей цели? (Ответ).
Заключительное  слово.
-  Да, наше исследование было правильным. Мы с вами не так много сделали на уроке, но путь исследователя всегда труден(слайд №9).
Сделаем в заключение четкий вывод о союзах сочинительных и подчинительных. (Вывод).
Домашнее задание (слайд №10).
1.    Составить 4 предложения на тему "Весна" по образцу упражнения 279.
Опорный конспект №8 «Союз».
Слайд №11.