Эссе «Развитие личности учащегося как фактор включения в общественную жизнь»


«Развитие личности учащегося
как фактор включения в общественную жизнь»
Макарова Ирина Ивановна, учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 имени Ц.Л.Куникова муниципального образования город- курорт Геленджик
«Высокие цели, хотя бы невыполненные,
дороже нам низких целей, хотя бы достигнутых»
В.Гёте
Одной из задач в работе современного педагога является получение личности, готовой решать определённые жизненные задачи, имеющей необходимый и достаточный социокультурный опыт для полноценного включения в общественную жизнь.
Под понятием развития личности учащегося необходимо понимать комплексную задачу: это и интеллектуальное развитие, и формирование идейно-нравственных, культурных этических принципов, норм поведения, складывающихся в ходе всего учебно- воспитательного процесса и готовящих учащихся к активной деятельности и непрерывному образованию в обществе и для общества.
В суете педагогической практики многие учителя под развитием учащегося рассматривают доминанту- рост интеллекта. В.А.Сухомлинский писал: «Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимых предметов, значит школа не настоящая». Увлеки маленького человека принятием и поиском новых знаний, убеди играючи, что это интересно, научи поделиться найденным с другими- шажок к цели сделан. Не это ли является истинной радостью, когда ты видишь блеск по-детски искренних, умных глаз, здоровую человеческую реакцию, готовность кинуться в спор или учебный диалог, подтверждающие твою важность и нужность?..
Можно ли утверждать, что для достижения данной цели достаточно только интеллектуального развития обучающегося? А если специальные способности недостаточны или запаса знаний, умений, навыков маловато? Компенсацией в данном случае служит высокая позитивная мотивация учащегося. Заинтересованный будет более оригинален в своём творении, чем просто знающий, как поступить или решить. Передача предметных знаний, научение работать «по образцу»- это лишь малая часть от того, что должна дать школа в лице Учителя. Определяя педагогическую деятельность девизом «Школа- твой путь к успеху», прокладывая вместе с учащимися на «пустыре» асфальтированную дорогу, учитель воспитывает уверенных и успешных людей, способных разрешить проблему, вести достойный диалог, в конечном итоге, строить будущее.
Рост личностный - это самообладание и устойчивость, уверенность в собственных силах и регуляция своих эмоций. «Ваш» малыш никак не усидит на месте? Он голосит о том, что ничего у него не получается? Развлекает себя на уроке всеми изысканными способами, вам кажущимися недостойными? Традиционные нравоучения и беседы могут быть мало результативны. Приводи примеры успешности твоих же учеников, когда- то таких же, моделируй в игре возможные успехи и неудачи, фантазируй и выстраивай их важное для общества будущее. Ты- некий образец, будь достоин учить и воспитывать! Гори работой, но не сгорай, твой опыт и знания- ещё шаг к успеху!
А если не научить полюбить и принять мир, в котором мы живём? «Живой человек носит в своём духе, в своём сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем, вне своих собственных, своих личных обстоятельств», - писал В.Г.Белинский. Помоги рассмотреть то, чего не видно, научи увидеть то, что только слышно, используя все возможные краски и оттенки, полученные смешением на палитре. Твоё вдохновение, умелые жесты, мимика и даже…уместные паузы могут приблизить вас к цели.
Разберёмся с само-. Не САМОму ли жить ?..– исполнять ли, творить ли, а может руководить?.. Воспитание адекватной самооценки, самоуважения учащегося к своей личности и своим достойным поступкам - ещё очередной ваш успех. Не мог в игре, учёбе, сможет ли дальше? Сохрани ростки доброты, поддержи боящегося, протяни руку помощи нуждающемуся. Неважно, если сам он этого не заметит или не оценит сиюминутно! Не столь то важно. Важно, как при твоей помощи построенный корабль сможет мощно и уверенно рассекать жизненный океан, обходя рифы и мели.