Доклад на тему Мониторинг сформированности ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка


Мониторинг сформированности ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка
В соответствии с концепцией модернизации российского образования коммуникативное обучение английскому языку приобретает особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
В российских стандартах школьного образования по иностранным языкам написано, что основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия между людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, заполнить анкету, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
То, что контрольно - оценочный компонент является составной частью учебного процесса, эффективность которого во многом зависит от продуманного и грамотно организованного контроля и оценки, не требуют развернутого обоснования.
Оценка является вечной проблемой педагогики и школы. Поразительно, что за долгую историю (школьной оценке столько лет, сколько лет самой школе) так и не удалось прийти к единому пониманию её сущности, определить её место в учебном процессе, разработать технологию её применения в школьной практике.
Для понимания сущности контроля и оценки знании, их места в учебном процессе, необходимо предварительно проанализировать структуру обучающей деятельности учителя и структуру и строение учебной деятельности школьников.
Обучающая деятельность учителя состоит из трех компонентов:
а) Мотивационного (учитель подчеркивает важность изучения той или иной темы, её место в системе уроков, формулирует цели и задачи изучения нового материала, очерчивает минимальный объем знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть, определяет содержание домашней самостоятельной работы на весь период изучения темы)
б) Операционно-познавательного (учащиеся усваивают знания, умения и навыки входящие в содержание данной темы, посредством использования разнообразных методов и средств обучения; учитель осуществляет контроль, оценку и коррекцию учебной работы учащихся)
в) Контрольно-оценочного (на этом этапе производится итоговый контроль и оценка учебной работы каждого ученика по выполнению плана изучения темы)
Для повышения эффективности процесса обучения и формирования учебной деятельности школьников каждый из этих компонентов должен быть специально отработан. Несформированность хотя бы одного из компонентов ведет к деформации учебной деятельности, снижению эффективности учебного процесса.
Как видим, и в обучающей деятельности учителя и в структуре учебной деятельности школьников контроль (самоконтроль) и оценка (самооценка) входят как компоненты этих видов деятельностей, что позволяет прийти к заключении о том, что продуктивность учебного процесса во многом определяется их сформированностью.
В одном психологическом исследовании изучалось влияние оценки на мотивацию и продуктивность учебной деятельности школьников. В момент выполнения классом учебного задания учитель подходил к одним детям, интересовался ходом выполнения работы, хвалил и поощрял их. К другим детям, он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им замечания в резкой форме. К третьей группе учеников вовсе не подходил, оставив их без внимания. Результаты выполнения задания оказались следующими: лучше всех с заданиями справились дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание ученики, которым учитель постоянно делал замечания. Самые низкие результаты получились у тех, чья работа учителем не оценивалась.
На основе анализа результатов эксперимента, был сделан вывод: “Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем действует угнетающе равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.”Как оценивание выглядит на практике
Остановлюсь подробней на некоторых моментах собственной деятельности, проблемах оценивания умений и навыков обучающихся при формировании ключевых компетенций.
Во-первых, о нормах оценивания. Это может быть индивидуальная норма, где результаты ученика сравниваются с установленной нормой.  Групповая , где результаты ученика сравниваются с результатами других. И, наконец, ретроспективная, где результаты текущие сравниваются с результатами, демонстрировавшимися ранее. Каждому педагогу известно, как учащиеся реагируют на несправедливые, по их мнению, оценки. При этом часто сравнивают свой ответ с ответом другого. Отличник, получая «удовлетворительно» за довольно сносный ответ(но уж никак не отвечающий уровню его самого)испытывает некоторый шок, когда слышит о такой же оценке слабоуспевающему ученику. Как быть педагогу? Объяснить, что одному оценка выставлена по одной норме, а второму – по другой? Понимаем, что это не выход. Нужно опять что-то объединяющее эти три нормы. Наверное, необходимо в процессе комментирования отметки учащегося по предмету давать оценочные суждения и о качестве общеучебных умений, что поможет раскрыть динамику совершенствования обучения, обнаружить затруднения и их причины. Можно ввести дополнительную оценку за освоение общеучебных умений, которую ставить в тетрадь или дневник. Например, за усвоение лексического материала – одна оценка, а за составление словосочетаний, предложений или связного мини-текста – вторая. Наверное, заслуживают внимания и системы «зачёт-незачёт» при выполнении проектной работы.
Вам, как и мне, известно: реальные компетенции видно в процессе работы. Ещё менее их отражают, по мнению многих специалистов, традиционные способы промежуточной аттестации. Вспоминая тесты пресловутого ЕГЭ, задумайтесь: что демонстрирует 0 баллов за ответ? Полное незнание сути вопроса или частичное? Непонимание формулировки? Гадание, где из «двух зол выбирают меньшее»? Или обыкновенную невнимательность? А иногда из-за одного неправильно понятого в вопросе слова успевающий выпускник не может выбрать правильный ответ. Таким образом, тест лишает права обучающегося даже на малейшую неточность. Может быть, применительно тестов по правилам дорожного движения, где цена вопроса иногда - жизнь, это оправдано. Здесь же - выпускники, но всё-таки ещё дети. Поэтому правы в чём-то те, кто выступает против упомянутой формы: при устном собеседовании эти вопросительные знаки легко устраняются дополнительным вопросом учащемуся и оценка становится более справедливой и объективной. Итоговое количество баллов по 100-балльной системе вроде бы справедливо: что заработал, - твоё. Но и тут есть порог, установленный для сдавших и не сдавших. А разница-то иногда – в один-два балла! «Тесты школьных достижений никогда не отражают реального хода детского развития»,- отмечал ещё Л. С. Выготский много десятков лет назад.
Как же осуществить мониторинг сформированности ключевых компетенций? Для этого необходимо создать банк компетентностно-ориентированных заданий для использования учителем на уроке.
Чем отличаются компетентностно-ориентированные задания от традиционных?
Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» проблемной задачи.
Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Очень просто!
Во-первых, это деятельностное задание; во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию; в-третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале; в-четвёртых, его структура задаётся особыми элементами:
стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение)
задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания)
источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания, акцент делается на формирование самостоятельности учебных действий)
инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата)
учитывая специфику предмета «Английский язык» банк заданий для мониторинга состоит преимущественно из таких, что направлены на формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной и компетентности разрешения проблем. Такие задания можно использовать в учебном процессе на этапе формирования предметных и метапредметных умений и навыков и как диагностический материал на этапе контроля. В зависимости от видов деятельности учащихся, задания направлены на формирование соответствующих умений.
Все предлагаемые задания можно разделить на группы по форме требуемого ответа:
- задания с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);
- задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
- задания на установление последовательности;
- задания на соответствие;
- задания с развернутым ответом (где требуется записать обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).
Выполнение заданий оценивается в баллах в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения заданий.
Использование на уроках таких заданий позволяет формировать качества личности, способной в будущем ориентироваться в нестандартной ситуации, самостоятельно решать практические задачи, проявлять гибкость и мобильность в принятии решений, быть успешной в получении дальнейшего образования. 
Хочу привести в качестве примера следующие КО задания.

Генеалогическое древо
The family tree
Характеристика задания:
Класс: 4
Тема: Семья
Проверяемая компетентность: Информационная
Аспект (формируемое умение): первичная обработка (сопоставление) информации, решение проблемы
Уровень: 1
Сложность заданий: Уровень 2
Задание 1:
Ваш класс готовится к школьному спектаклю. Тебе поручили составить «генеалогическое древо» героев сказки. Прочитай текст и запиши имена, в соответствующих квадратах.
King David has a beautiful Queen. Her name is Mary. They have two children, Jane and Martin. Martin marries Ann. They have a son, Robert.
Задание 2:
Помоги одноклассникам разобраться, кто есть кто в королевской семье. Напиши пояснение к «генеалогическому древу». Заполни таблицу, подобрав для каждого начала соответствующее продолжение. Запиши в таблицу только буквы.
1. Jane is David and Mary’s…
a) grandmother
2. Robert is Martin and Ann’s…
b) nephew3. Mary is Robert’s …
c) parents4. David and Mary are Martin and Jane’s …
d) daughter5. Robert is Jane’s…
e) sonИсточник информации:
Справка:
Grandmother – бабушка
Nephew – племянник
Parents –родители
Daughter –дочь
Son – сын
Инструмент проверки (модельный ответ, ключ):
Задание 1:
David; 2. Mary; 3. Jane; 4. Martin; 5. Ann; 6. RobertКритерии оценки:
по 1 баллу за каждый правильный ответ:
Задание 1: максимальный балл – 6
Задание 2: максимальный балл – 5
Методический комментарий:
Предложенные задания могут быть использованы на этапе закрепления изученного материала по теме «Семья» и «Притяжательный падеж имен существительных». Задания выполняются индивидуально. Для выполнения первого задания выдается бланк, проверка осуществляется путем сравнения получившихся схем c образцом.
Учитель может изменить задание следующим образом: в качестве опоры записать на доске имена героев сказки (David, Mary, Jane, Martin, Ann,Robert) и прочитать предложенный текст. Дети, по мере продолжения рассказа, должны вписывать в клеточки имена, которые им кажутся правильными для той или иной степени родства.
Выполнение таких заданий предоставляет ребенку возможность задуматься о своих родственных связях и семейном «генеалогическом древе», «The family tree». Составление «древа» героев сказки развивает воображение, может служить отправной точкой для сочинения рассказов. После выполнения этих заданий, детям можно предложить составить своё «генеалогическое древо» и написать рассказ.
Открытки
CardsХарактеристика задания:
Класс: 3
Тема: Любимые праздники: Рождество
Проверяемая компетентность: Коммуникативная
Аспект (формируемое умение): Письменная коммуникация
Уровень: 1
Сложность задания: Уровень 1
Задание:
Ты решил поздравить своего друга с Рождеством. Используя образец, составь текст поздравительной открытки, расположив предложения в правильном порядке. В ответ запиши только цифры.
1. Love,
2. Ann
3. Merry Christmas and a Happy New Year!
4. Dear Alice,
Источники информации:
Образец:
Dear Kate,
Happy Birthday to you! May your wishes come true.Much love,
HelenИнструмент проверки (ключ): ответ: 4, 3, 1, 2
Критерии оценки:
1 балл – ответ: 4, 3, 1, 2
0 баллов – другие варианты ответа
Методический комментарий:
Учитель предлагает детям оформить поздравительную открытку с опорой на образец. Акцент делается на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. После выполнения работы, коллективно обсуждается правило составления открыток. Задание направлено на формирование умений писать поздравительные открытки, а так же сравнивать, обобщать и делать выводы.
В старшей школе практикуются задания на умение составлять диалог по имеющимся ответным репликам, писать письмо личного характера (по образцу), к примеру детям предлагается помочь младшему брату или сестре написать ответное письмо, откорректировав допущенные ошибки по стилю, структуре письма
Также задания на правильное употребление видо-временных форм (подстановочное, выбор верного варианта из ряда перечисленных и т.п)