Урок по рускому языку на тему: Родительный падеж (4класс)


План – конспект урока русского языка в 4 классе
(программа «Школа 2100», авт. учебника Р.Н.Бунеев и др.)
Тема урока: «Родительный падеж имени существительного».
Цели: 1. Познакомить с признаками имени существительного в форме родительного падежа, со способом распознавания родительного и винительного падежей имён существительных 2-го склонения мужского рода; закрепить ранее изученный материал;
2. Развивать орфографическую зоркость, речь, познавательные способности (память, внимание, воображение и т.п.);
3. Развивать самооценку учащихся;
4. Воспитывать гуманное и толерантное отношение друг к другу, к окружающим.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма проведения урока: урок – исследование.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, выйдите все к доске.
- Как вы считаете, кого называют исследователем? Выберите, по-вашему мнению, самое точное определение:
1 – это человек, который изучает следы живых существ
2 – это лицо, занимающееся научными открытиями
3 – это человек, который расследует какие – либо преступления, правонарушения, следит за преступниками.
- Кто придерживается какой точки зрения, станьте соответственно по группам: 1, 2 и 3.
- Что же на самом деле обозначает это слово?
- Мой информационный помощник (Никита) расскажет вам, что по этому поводу «говорит» толковый словарь?
Заранее подготовленный ученик представляет информацию из словаря: «Исследователь (по толковому словарю Ожегова) – человек, занимающийся научными исследованиями в разных областях знаний. Например, исследователь микроорганизмов, исследователь Африки и т.д. Синонимы к слову исследователь: изыскатель, экспериментатор, обследователь, проработчик и другие».
- Какая же группа была близка к истине?
- Не зря я сегодня начала разговор об исследователях – мы попробуем на уроке исследовать некоторые вопросы русского языка.
2. Актуализация знаний
1) – Отгадайте «грамматические» загадки.
а) В немецком языке их 4, в венгерском – 22, в английском – 2, а в русском языке – 6. Каждый имеет свои вопросы. (Падежи.)
б) Этот падеж не дружит с предлогами, но подлежащее всегда стоит в этом падеже. (Именительный падеж.)
в) У этого падежа нет «своих» вопросов. Один он попросил у именительного, а другой у родительного падежа. (Винительный падеж.)
2) Повторение сведений об И.п. и В.п.
а) Работа с карточками: видеть во сне, страдать от боли, стоит береза, отколоть топориком, увидел лису.
- Как же различать сущ-ые И. и В п. (правило из учебника с. 120)
3) Языковая разминка.
– Откройте тетрадь. Запишите дату. Двадцатое ноября. Тему урока позже запишем.
- Запишите предложение под диктовку.
Полярные исследователи из Арктики изучали поведение морских животных.
- Прочитайте предложение, записанное на доске, проверьте грамотность:
- Исследуем предложение.
1ряд: разбор по составу слов –полярные, исследователи, изучали, морских. Записать с/с из предложения.
2ряд: синтаксический разбор этого предложения. Записать с/с из предложения.
3ряд: морфологический разбор слова – из Арктики.
- Как бы вы оценили работу учеников? Вам было комфортно с ним работать? Всё было точно и понятно?
- Определим падеж имён существительных, встретившихся в данном предложении, падежи пишем карандашом: исследователи – И.п., месяцев – Р.п., поведение – В.п., животных – Р.п.- Почему слово животных отнесли вы к Р.п.?
Нет кого? Животных – Р.п.
- Мне кажется, что слово животных в этом предложении употреблено в форме В.п. – вижу кого? Животных.
Возникает проблемная ситуация, которую дети пока разрешить не в силах.
- Почему трудность возникла?
Формулирование темы и цели урока.
- Какой падеж нами ещё недостаточно изучен? (Родительный)
- Назовите и запишите тему исследования в тетрадь.
(Слайд 1)
- Составьте рассказ о Р.п. по плану в парах. Если знаний будет недостаточно, что будете делать?
-Искать необходимую информацию.
-Где?
- В учебнике.
1. Вопросы существительных в Р.п.
2. Вспомогательное слово в Р. п.
3. Происхождение названия падежа
4. Роль в предложении существительных в Р.п5. Предлоги родительного падежа
6. Значение Р.п.
Учебник с. 122
- Кстати, как вы думаете, в каком стиле речи лидирует Р. п ?
На этот вопрос ответит мой организационный помощник – Никита.
(В деловой, научной речи родительный падеж стоит на 1 месте, 2 место принадлежит именительному падежу)
Изучение нового материала. Упражнение в распознавании падежей.
- Давайте вернёмся к началу урока, к тому предложению, с которого начинали.
- Мы уже много узнали о родительном падеже, можете теперь определить падеж существительного животных?
- Пока нет.
а) Наблюдение за сходством и различием в формах Р.п. и В.п. одушевлённых и неодушевлённых существительных. (с.125 упр. 140)
– Что общего у приведённых имён существительных и чем они отличаются? (Общее: вопрос, мужской род, нулевое окончание; отличие: вопросы что? – неодуш. и кто? – одушевл.)
– Запишите в два столбика (Р.п. и В.п.) имена существительные.
– Выделите окончания.
– Сравните окончания в двух столбиках. Что вы заметили?
– У каких слов совпадают окончания? Что их объединяет? (Все они одушевлённые, м.р.)

– Продолжаем эксперимент. Продолжите запись в столбиках со словами лиса и сестра.
– Сравните окончания в двух столбиках. Что вы заметили? (у существительных женского рода такой особенности нет)
- Что же или кто нам поможет?
(Слайд 2)
- Обратите внимание на экран.
Учитель делает вывод: слова ж.р. типа лиса могут быть словами-помощниками для разграничения Р.п. и В.п. одушевлённых существительных м.р. (типа друг, слон). Мы подставляем вместо существительных м.р. существительные ж.р.
б) Чтение правила в упр. 141.
– Какое окончание у подставленных существительных ж.р. указывает на В.п., а какое – на Р.п.?
- Снова возвращаемся к нашему первому предложению. Попробуем теперь определить падеж существительного животных. (Используя ПОДсказку про лису, ученики предлагают подставить в предложение вместо слова животных, слово лиса . Полярные исследователи в Арктике изучали поведение морской лисы). В новом предложении легко определить падеж существительного лиса – Р.п.
Физминутка:
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать себе лапки стала –
Ручки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица – Лиса!
Первичное закрепление.
а) Упр.143 – развивается умение определять падеж имён существительных (В. или Р.п.) с опорой на метод подстановки.
б )Дополнительно.
Запись под диктовку и определение падежей существительных.
1) Мальчик поймал ежа.
2) Охотники увидели следы зайца.
3) Брата любили все. Много друзей у моего брата.
Рефлексия.
- Перед вами цветные стиккеры. Выберите один, соответствующий вашему уровню познания сегодняшней темы и оставьте его в своих исследовательских журналах:
красный – для меня осталось много непонятного;
жёлтый – есть некоторые моменты, которые непонятны мне;
зелёный – я всё прекрасно понял, могу двигаться дальше.

Итог урока.
– Какой приём используется, чтобы отличить Р.п от В.п. у одушевлённых существительных м.р.?
Домашнее задание.
- Выучить правило на с. 125
- Написать совет мальчику, что ему делать, чтобы не опаздывать в школу.
- Или №142