Электронное методическое пособие по русскому языку


Ф.И.О.: Елбаева Лаура ТельмановнаМесто работы: Чаганская ОСОШОбразование : высшееСпециальность: учитель русского языка и литературыКатегория: І Тема : “Нестандартные уроки русского языка” (методическое пособие)
Нестандартные уроки русского языка Подготовила: Елбаева Л.Т. (Методическое пособие) СодержаниеВведениеТеоретическая часть Практическая часть ( урок – путешествие для 5 класса)Заключение Список литературы Введение Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и развитие творчески активной личности, заинтересованной во всё более самостоятельном познании, предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые ЗУН, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности. Необычные (нестандартные, нетрадиционные) уроки – одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. В педагогической литературе представлены разные классификации нетрадиционных уроков. Выделяются десятки типов таких уроков. Активно разрабатываются классификации нестандартных уроков по отдельным предметам, в том числе и по русскому языку. Это и понятно, ведь творческий потенциал учителей-словесников огромен, как и велико их желание сделать образовательный процесс разнообразным, увлекательным, качественным, тем более, что использование современных педагогических технологий предоставляет учителю широкие возможности. В творческой лаборатории (методической копилке) каждого учителя особое место занимают нестандартные уроки. Данное методическое пособие представляет собой обобщение опыта работы по теме «Нестандартные уроки русского языка». В пособии даётся классификация нетрадиционных уроков русского языка с описанием методик их проведения, а также разработки данных типов уроков.
Теоретическая частьВажная задача сегодня- обеспечить учителям возможность работать вариативно, выбирать программы и методики. Нестандартные формы урока- это реакция на шаблон, попытка внести разнообразие , добиться, чтобы каждое занятие творческий характер.Урок- семинар, урок- путешествие, урок- собрание… Фантазия, творческая выдумка, изобретательность учителей- новаторов поистине безграничны. Учитель прежде всего должен добиться всего, чтобы заинтересованное отношение ребят к учебе питалось самим предметом, а уже потом игрой. Организационные формы обучения русскому языку* I. Уроки, выделяемые в соответствии с психолого-педагогическими этапами усвоения материала:1. Урок объяснения нового материала.2. Уроки закрепления знаний, умений, навыков (урок формирования новых умений).3. Повторительно-обобщающий урок.4. Комбинированный урок. II. Уроки, выделяемые на основе ведущего метода:1. Урок-лекция.2. Урок-семинар.3. Урок-практикум.4. Урок-зачёт. 
III. Уроки развития речи:1. Урок подготовки изложения.2. Урок подготовки сочинения.3. Урок анализа текста.4. Урок обучения устным монологическим высказываниям. IV. Уроки вспомогательного характера:1. Уроки анализа письменных работ обучающихся.2. Контрольные уроки.
Нетрадиционные уроки1. Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях.2. Уроки в форме соревнований: лингвистический конкурс, эстафета, турнир, деловая или ролевая игра, викторина.3. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: интервью, репортаж, рецензия, исторический комментарий, лингвистическое исследование.4. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок-презентация, урок-откровение, урок любви.5. Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, телепередача, устный журнал.6. Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.7. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты, заседание учёного совета.8. Уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия, урок-путешествие, гостиная, репортаж.9. Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Что? Где? Когда?», утренник, концерт, инсценировка, диспут.
  Нестандартные уроки Интегрированные уроки Уроки путешествия Игровые урокиСостязательные уроки Контрольно-обобщающие уроки Коммуникативные уроки Уроки самостоятельной работы
УРОКИ ПУТЕШЕСТВИЯ:Урок-путешествиеУрок - заочная экскурсияУрок-экскурсия Методика проведения:Ученики получают задания заранее – подготовиться к путешествию по определённому маршруту (теме). Учитель составляет карту-схему предстоящего маршрута, даёт ребятам список дополнительной литературы, помогает сформировать необходимый «багаж знаний» для предстоящего путешествия, инструктирует их во время проведения самого урока.    Обучающиеся, участники путешествия, выполняют определённые задания, связанные с преодолением определённых «высот», посещением «станций» и других мест, демонстрируют свои знания, умения, навыки по изучаемой теме. Особенностью данных уроков является широкое использование наглядности, технических средств обучения, раздаточного дидактического материала, межпредметных связей. 
ИГРОВЫЕ УРОКИ: Урок – деловая играУрок – ролевая играМетодика проведения: За несколько дней до урока класс делится на небольшие группы, примерно равные по силам, которые будут играть роль учёных, сотрудников газет и журналов, писателей, критиков и т.д. Для каждой группы очерчивается своя область интересов, например: суть изученного явления, использование этого явления на практике, история развития научных идей по этому вопросу, связь данной темы со смежными науками и т.д. В принципе уроков такого типа лежит главный принцип: «здесь и сейчас» - если ученик играет какую-то роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а учёным, исследователем, критиком, писателем, журналистом и т.п. Одни выступают с научными докладами, другие выступают в роли их оппонентов. Проведение подобных уроков предполагает большую подготовительную работу: изучение дополнительной литературы, написание рефератов, докладов и других творческих работ. В конце урока все участники получают оценки.  
УРОКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ:Данные поисково-исследовательские уроки проводятся на этапах усвоения и закрепления учебного материала. В ходе уроков обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи на основе анализа языкового материала. Для чёткой организации самостоятельной работы обучающихся используются карточки- инструкции, карточки с алгоритмическими предписаниями, в т.ч. с указанием способа самоконтроля. Учитель руководит самостоятельной работой обучающихся, контролирует основные этапы выполнения работы, оказывает индивидуальную консультационную помощь. На уроках оптимально сочетаются индивидуальная, групповая и коллективная работа. Задания максимально индивидуализированы (задание может быть единым для всех, но каждый работает индивидуально над исследуемым материалом или работает над разным фактическим материалом). ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ: Методика проведения: Интеграция учебных предметов – это работа целого творческого коллектива учителей, а не только учителя-словесника. Возможная интеграция естественнонаучной и гуманитарных культур помогает преодолеть недостатки предметного обучения и способствует формированию у ребёнка целостной картины мира. Проведение интегрированного урока требует большой предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся: сбор и анализ необходимой учебной информации, изучение дополнительной литературы, выполнение творческих домашних заданий. Изучаемый программный материал разных учебных предметов должен органично сочетаться и соответствовать цели и задачам интегрированного урока.  

Урок-игра в 5-м классе: "Путешествие по стране Русский язык"Цели: Расширить и систематизировать знания учащихся по темам “Имя существительное” и “Имя прилагательное”.Развивать логическое и образное мышление. Воспитывать бережное отношение к родному языку. Все письменные задания выполняются в тетрадях.


1. Вступительное слово учителя.– Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Много из вас воспринимают русский язык только как школьный предмет. Наверное, некоторым он кажется немного скучным, трудным, требующим много времени и внимания. Но это не совсем так. Если посмотреть на него с другой стороны, то окажется, что Русский язык – удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.Сегодня отправляются в путешествие две команды. Наш маршрут пройдет по городу Угадайску, Частереченску, через площадь Имени существительного и проспект Имени прилагательного. Вам необходимо быть очень внимательными, чтобы вы смогли записать все самое интересное, новое, что сегодня откроете для себя и узнаете, то, что вам понравится и о чем, конечно, вы захотите рассказать своим друзьям.А в конце урока мы должны узнать, в какое место этого удивительного города Частереченска мы отправимся уже на следующем уроке.Для этого каждая команда за каждое правильно выполненное задание будет получать по одной букве. Из этих букв и сложится название следующей остановки.


2. Основная часть урока. 1 задание. “Волшебный круг”.Сколько имен существительных можно прочитать в этом круге?(Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)ярмостолькотяьсолокосуки


2 задание. “Как лучше?”Прочитайте предложения, выбирая подходящее слово. Мы отдыхали под (могучий /мощный/ сильный) дубом

В (сырой/ мокрый/ влажный) погоду лучше быть дома. На лугу росли (ароматный/ душистый/ пахучий) цветы.
Мы были на экскурсии в (старый /древний/ давний) городе.
3 задание. “Угадай предмет по признаку”.О каком предмете говорится в стихотворении Э.Мошковской?Он уже не пышный, Он уже не лыжный, Он не из ваты, Он ноздреватый,Он уже не белый,Он потемнелый,Серый и мокрый,Старый и добрый (Весенний снег.)Какая часть речи помогла вам догадаться?



Подобрать к предложенному имени существительному ШКАФ как можно больше признаков Выигрывает тот ряд, чей признак окажется последним.
ppt_xppt_y 4 задание. “Конкурс пословиц”.Назвать пословицы, в которых есть краткие имена прилагательные. Всякому мила своя сторона. Глупа та птица, которой гнездо свое не мило. Кто малым не доволен, тот большого не достоин. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот, кто на дело туп. И волки сыты, и овцы целы. Голь на выдумки хитра. Мал золотник да дорог. Дела, как сажа бела. Корень учения горек, а плод сладок. Назвать особенности кратких прилагательных. ??? краткие прилагательные






5 задание. “Лягушка-невеста”.Назвать 30 кратких имен прилагательных из текста. Лягушка-невеста. Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: “Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!”

6 задание. “Шуточные вопросы”. ВопросКаким гребнем не причешешься?Какой год продолжается всего один день?Из какой тарелки не пообедаешь?Какой кирпич бывает закуской?Какие четыре моря носят название цвета?На какое дерево садится ворона во время дождя?Из какого крана нельзя напиться?Из какого полотна не сошьешь рубашку?Какую воду и в решете можно носить?ОтветПетушинымНовыйПустойХлебныйЧерное, Белое, Желтое, КрасноеМокроеСтроительного ЖелезнодорожногоЗамороженную










3. Заключительное слово учителя.А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.Счастливого вам пути!

Заключение Использование инновационных педагогических технологий: технологии развития критического мышления, игровых технологий, проектного и исследовательского метода, групповой работы, проблемного обучения, здоровье сберегающих технологий и других – позволяет превратить обычные уроки русского языка в необычные. При подготовке и проведении необычных (нестандартных, нетрадиционных) уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель:Нестандартный урок принимает в качестве одного из ведущих средств обучения;Хорошо владеет методикой (технологией) проведения нетрадиционных уроков;Умело использует нетрадиционные и традиционные формы работы;Владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;Включает нестандартные уроки в систему своей работы. 
fill.onrrrrr ЛИТЕРАТУРАВолина В. Весёлая грамматика. –М.: Знание, 1995.Гац. И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. –М.: Дрофа, 2003.Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. 7 класс. –М.: изд. «Экзамен», 2006. Граник Г.г. Секреты орфографии. –М.: Просвещение, 1991.Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку. Грамматика. Текст. Стили речи. 11 класс. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. –М.: «ВАКО», 2005. – с. 132-137.Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать. – Волгоград: «Учитель – АСТ», 2002.Пидкасистый П.И., Портонов М.Л. Искусство преподавания. –М., 1999.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. –М., 1998. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка.//Русский язык. Методическая газета для учителей словесников. -№17,18,19,20,21,22,23,24 – 2005.Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. –М.: Просвещение, 1983. 11. Интернет-ресурсы.