Урок окружающего мира Откуда берутся снег и лёд?


План-конспект урока
с использованием технологии проблемного обучения.
Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».
Возраст обучающихся: 7 лет.
Название предмета: окружающий мир.
Авторы: А.А. Плешаков.
Вид урока: частично – поисковый.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с двумя состояниями воды: жидкое и твердое (снег и лед), а так же со свойствами снега и льда; учить проводить опыты, используя инструкцию.
Проблемы, решаемые обучающимися: выяснить, откуда берется снег и лед, исследовать свойства снега и льда.
Планируемые результаты :Предметные: понимать происхождение снега и льда; знать форму снежинок и отображать ее в рисунках.
Регулятивные УУД: применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; выполнять учебное действие в соответствии с заданием; ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.
Познавательные УУД: умение осуществлять анализ объектов, овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, умения структурировать знания, умения осознано и произвольно строить речевые высказывания; строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД: распределять роли в паре и следовать им; допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению.
Личностные результаты: бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы.
Оборудование: Плешаков А.А. Учебник, с. 68, 69, рабочая тетрадь, с 45-47, электронное приложение, оборудование для проведения опыта в группе (снег, лед, цветная бумага, стаканы), фотографии снежинок; демонстрационная таблица «Снег и лед», компьютер, медиапроектор, экран.Этап урока
(занятия) Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действия Познавательная Регулятивная Коммуникативная
Осуществляемые действия Формируемые умения Осуществляемые действия Формируемые умения Осуществляемые действия Формируемые умения
1.Мотивация познавательной деятельности. Сообщение о том, что будут изучать вещество, предлагает предположить, что это за вещество. Высказывают предположения. Организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.
2.Актуализация необходимых знаний. Проводит подводящий диалог с целью актуализации знаний. Участвуют в распределении учебной задачи урока. Заполняют два первых столбца таблицы.* (см. приложение) Узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам. Проверяют ответы в учебнике. Умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью. Актуализируют личный опыт. Вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.
3.Организация познавательной деятельности. Организует практическую работу по изучению свойств снега и льда с использованием учебника и рабочей тетради. Контролирует занесение результатов опытов в таблицу*. Организует обсуждение результатов практической работы. Предлагает проверить понимание изученных свойств снега и льда (задание в рабочей тетради). Демонстрирует фотографии снежинок, организует обсуждение строения снежинок, организует творческую работу в тетради. Самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради, делают выводы в результате совместной работы, выбирают правильные снежинки, объясняют свой выбор. Уметь планировать, анализировать свою работу;
строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы;
 уметь планировать, анализировать свою работу;
Проговаривают последовательность выполнения опытов, высказывают свои предположения, работают в паре по предложенному плану, дорисовывают снежинки. Организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; вести самостоятельный отбор информации; выполнять учебное действие.
Выполняют практическую работу в паре.  Умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;
умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;
допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
4.Подведение итогов. Спрашивает, что узнали на уроке, организует анализ содержания заполненных столбцов и заполнение колонки «узнал»*, обращает внимание на новые умения, над которыми работали на уроке, организует самооценку своих достижений. Отвечают на вопросы в учебнике, устанавливают связь нового материала с ранее изученнымУмения систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?» Называют новые умения, оценивают свои достижения.  Ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес. Подводят итог урока .Формулировать собственное мнение и позицию.
«Приложение»
Дополнительный материал к уроку Окружающий мир, 1 класс,
тема: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».
Знаю Хочу узнать Узнал
Свойства Лед Снег
Твердость Цвет Прозрачность Изменение в тепле