Урок окружающего мира Откуда берутся снег и лед? (1 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет Окружающий мир
Класс 1 класс
Тема и номер урока в теме «Откуда берутся снег и лед?» 1 урок
Предметная программа и её автор Программа А.А. Плешакова «Окружающий мир 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Цель урока: 1. Узнать свойства снега и льда.
2. Провести исследование.
3. Учить слушать товарищей.
4. Применить полученные знания в новых условиях.
Тип урока Комбинированный урок
Модель организации УПД младших школьников 1. АРМ учителя – класс - фронтальная работа - работа в парах
Необходимое оборудование 1) Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», I класс, рабочая тетрадь А. А. Плешакова «Мир вокруг нас», I класс.
2) Карточки со словами: снег, белый, непрозрачный, рыхлый, тает, вода; лёд, бесцветный, прозрачный, хрупкий, вода.3) Стаканчики со снегом и льдом, молоток.
4) Полоски цветной бумаги у каждого ребенка, цветные карандаши.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап
урока Решаемая задача Деятельность ученика Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Время
(в мин.)
1 Адаптационный этап. Учитель:
адаптировать учащихся к деятельности.
Выявить имеющиеся знания по теме.
Создать проблемную ситуацию.
Ученик: понять, о чем пойдет речь на уроке. Отвечают на поставленные вопросы.
Формулируют цель урока.
Звонок. Открываю доску. На доске – ватман, на нем изображение горки, снега, дети катаются на лыжах, коньках.
Беседа.
-Ребята, посмотрите на доску, подумайте, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке? ( О зиме)
- Почему вы так решили? (На картинке нарисована)
-А зима какая? (Пушистая, белая, милая, холодная, морозная, снежная)
-А кто из вас знает, что такое снег? (осадки, его много зимой..)-А что такое лед? (застывший снег…)
- А кто может сказать, откуда берутся снег и лед? (проблема)
- Так что мы с вами будем сегодня изучать?(снег и лед)
- А вам интересно, как появляются снег и лед? Давайте узнаем!
2 мин
2 Основной этап. Учитель: формировать знания.
Ученик: ответить на вопрос: откуда берутся снег и лед.
Учатся работать в паре; договариваться с одноклассниками; оформлять свои мысли в устной речи; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Наблюдают: зрительно, на слух, на запах, на ощупь.
Фиксируют результаты
наблюдения: устно, по карточкам.
Делают выводы по результатам наблюдения.
Соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Учатся проверять, находить ошибки у себя или у одноклассников. - Как вы думаете, что сегодня я принесла с собой на урок? (снег и лед)
(На доске картинки: снежинка и льдинка, а на столах учеников стаканчики со снегом и льдом).
-Вас за партой сидит по два человека. Выберите, кто из вас будет исследовать лед, а кто снег.
-А как вы думаете, где мы возьмем план исследования? (в учебнике)
- Тогда откройте его. Готовы? Тогда начнем!
Исследование снега и льда по плану, предложенному в учебнике.
Практическое наблюдение.
После исследовательской работы.
- У каждого из вас лежат на парте по два листочка. Выберите и распределите слова в нужную группу.
СНЕГ ЛЁД
белый бесцветный
непрозрачный прозрачный
рыхлый хрупкий
без запаха без запаха
тает тает-Молодцы! А как нам проверить, правильно ли вы выполнили задание? (дети предлагают варианты)
- А проверьте, верно ли я выполнила тоже задание! (на доске под изображениями снега и льда прикреплены те же слова). Дети сверяют.
Обсуждение ситуаций, если у кого – то из детей выполнено неверно.
Физминутка.
ниже, вода превращается в лед.
Совсем маленькие льдинки образуются в облаках. Там они увеличиваются, и превращаясь в снежинки, падают на землю. Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. В морозные дни снежинки похожи на крупинки, а в теплые дни становятся крупными, слоистыми, словно птичий пух.
15 мин
Выбирают способ проверки гипотезы.
Контролируют
проведение эксперимента.
Фиксируют результат.
Делают вывод о подтверждении
или не подтверждении гипотезы. Эксперимент.
- Так откуда берутся снег и лед? (предположения детей)
- Снег и лёд имеют различные свойства, но что общего у снега и льда? (Снег и лёд при таянии превращаются в воду).
- А мы можем это проверить? (да, в стаканчиках и снег и лед растаяли)
- А как-нибудь по-другому это можно проверить? (залить горячей водой)
- Давайте посмотрим и проверим, действительно ли так у всех получилось. (Достаю новый стакан с о льдом и снегом) (Проверяем)
-Верно. Снег и лёд образуют при таянии воду. А если вода замёрзнет, что она образует? (лёд)
Когда из воды образуется снег? (зимой)
- Где образуется снег? (в небе, облаках)
Послушайте, как ответил на этот вопрос поэт:
Туча по небу гуляла и случайно задремала.
Ветры буйные на воле увидали: туча спит,
Как перину, распороли –
И оттуда пух летит …
Пух летит – в глазах рябит,
А поймаешь – холодит. (В.Мусатов).
- Что это за пух?
Совсем маленькие льдинки образуются в облаках. Там они увеличиваются, и, превращаясь в снежинки, падают на землю. Форма и размер снежинок зависит от температуры воздуха. В морозные дни снежинки похожи на крупинки, а в теплые дни становятся крупными, слоистыми, словно птичий пух.
5 мин
3 Творческий этап. Учитель: закрепить знания, повысить уровень формируемых знаний.
Ученик:
нужны ли мне эти знания в жизни? Работают в тетради.
Слушают учителя.
Рассматривают иллюстрацию,
анализируют форму снежинок,
описывают своими словами.
Высказывают свою позицию. Работа в рабочих тетрадях. с.20
-Ребята, снежинки все разные и они не похожи друг на друга. Но у всех снежинок по 6 лучиков.
-Посмотрите на снежинки. Но вот беда- художник не успел дорисовать их.
1 ряд – 1 снежинка 2 ряд – 2 снежинка 3 ряд – 3 снежинка
Дорисуйте снежинки синим карандашом.
Рассказ учителя. Показ иллюстраций.
Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
…высоко – высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились, лёгкими, нежными снежинками. Маленькие льдинки в высоком небе – это замёрзший водяной пар. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя. А зимой - в снежинки. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки.
Проблемный вопрос.
- А как вы думаете, почему хрустит снег под ногами?
- А давайте устроим бал снежинок! (выходят под музыку со своими тетрадями по рядам к доске, проходят, садятся на место)
8 мин
Работают по учебнику. Читают материал, отвечают на соответствующие вопросы.
Работа по учебнику (с.47)
-Прочитайте загадки. Отгадайте.
-Прочитайте вывод, с которым нас хочет познакомить Мудрая Черепаха.
-Художник нарисовал в учебнике снежинки. Рассмотрите рисунок в центре разворота. Как представил художник снежинку?
-Отгадайте загадку:
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)
-Где вы видели сосульки?
-Когда они появляются?
-Что такое сосулька? (Это замёрзшая вода)
-А какое явление природы можно наблюдать летом? Отгадайте загадку и вы сможете ответить на вопрос.
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (град)
-Видите, оказывается не только зимой мы встречаемся со льдом и снегом!
5 мин
Учитель:
Предлагает детям оценить степень достижения цели урока
Ученик:
формирование умения подводить итог своей работы.
Учатся оценивать степень достижения цели урока. Обобщающая беседа. Подведение итога урока.
- Кто же теперь сможет ответить на вопрос, что такое снег и лед? (замерзшая вода)
-Можно ли дома увидеть лед?
-Как в домашних условиях можно воду превратить в лед?
- Если вам будет интересно, то дома с родителями налейте воду в стаканчик и поставьте в морозильную камеру, а потом посмотрите, замерзла ли ваша вода и превратилась ли она в лед!
- Поднимите руку, кто, побывав в царстве снега и льда, узнал что-либо новое для себя?
- Кто доволен результатом своей работы?
- Молодцы!