Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП.01. Основы коммерческой деятельности для студентов специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Старомайнский технологический техникум»















Методические указания по выполнению практических занятий
по учебной дисциплине ОП.01. Основы коммерческой деятельности для студентов специальности
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»






















р.п. Старая Майна
2015 г.
Методические указания по выполнению практических занятий по учебной дисциплине ОП.01. Основы коммерческой деятельности разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»



РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК
социально-экономического и естественнонаучного профиля
Председатель ЦМК
________________Н.В. Кухтикова
Протокол заседания ЦМК
№ 1 от «28» августа 2015г.


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по
учебной работе


________________Г.В. Ширманова
«28» августа 2015г.





Автор-разработчик:

Борисик Н.А., преподаватель спец.дисциплин первой категории
Коденцева Н.А., преподаватель спец.дисциплин первой категории

























СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка к методическим рекомендациям (для преподавателей) стр.4
Перечень тем практических занятий стр.8
Пояснительная записка стр.10
Методические указания для студентов по выполнению практических занятий
(согласно перечня тем) стр.12
Учебно-методическое и информационное обеспечение стр.57




























Пояснительная записка
Учебно-методическое обеспечение по учебной дисциплине ОП 01. Основы коммерческой деятельности содержит комплект учебно-методической документации для эффективной организации проведения практических занятий. Содержание практических занятий соответствует требованиям ФГОС по ППССЗ
По учебному плану предусмотрено аудиторных занятий - 85 час
из них практических занятий – 24 час
В результате освоения учебной дисциплины ОП 01. Основы коммерческой деятельности студент должны уметь:
определять виды и типы торговых организаций, устанавливать соответствие вида и типа розничной торговой организации ассортименту реализуемых товаров, торговой площади, формам торгового обслуживания.
студент должны знать:
сущность и содержание коммерческой деятельности; терминологию торгового дела, формы и функции торговли; объекты и субъекты современной торговли; характеристики оптовой и розничной торговли; классификацию торговых организаций; идентификационные признаки и характеристику торговых организаций разных типов и видов; структуру торгово-технологического процесса; принципы размещения розничных торговых организаций; устройство и основы технологических планировок магазинов; технологические процессы в магазинах; виды услуг розничной торговли, требования к ним; составные элементы процесса торгового обслуживания покупателей; номенклатуру показателей качества услуг и методы их определения; материально-техническую базу коммерческой деятельности; структуру и функции складского хозяйства оптовой и розничной торговли; назначение и классификацию товарных складов; технологию складского товародвижения.
компетенции, формируемые в рамках учебной дисциплины
Код
Наименование результата обучения

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ПК 1.1.
Выявлять потребность в товарах

ПК 1.2.
Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции

ПК 1.3.
Управлять товарными запасами и потоками

ПК 1.4.
Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров

ПК 2.1.
Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности

ПК 2.2.
Организовывать и проводить оценку качества товаров

ПК 2.3.
Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товарной экспертизы.

ПК 3.1.
Планировать основные показатели деятельности организации

ПК 3.2.
Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями

ПК 3.3.
Организовывать работу трудового коллектива

ПК 3.4.
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями

ПК 3.5.
Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности


На каждое практическое занятие разработана технологическая карта проведения; разработаны и утверждены методические указания студентам.
Представлен утвержденный перечень выполняемых работ.
Приложено учебно-информационное обеспечение

Структурные элементы практического занятия:
Инструктаж, проводимый педагогом;
Самостоятельная деятельность студентов;
Анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
Перед выполнением практического занятия проводится проверка знаний студентов на предмет их готовности к выполнению задания.
Методические указания к выполнению практических занятий для студентов содержат:
тему занятия;
цель занятия;
средства обучения;
краткие теоретические сведения;
содержание;
порядок выполнения;
отчёт;
контрольные вопросы;
выводы по работе;
критерии оценивания;
литературные источники
Форма организации студентов для проведения практического занятия - фронтальная, групповая или индивидуальная определяется исходя из темы, цели, порядка выполнения работы.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.
На занятии используются современные информационные технологии (в том числе демонстрация мультимедийных материалов).
Повышение эффективности формирования общих компетенций в ходе проведения практических занятий достигается за счёт
разнообразие форм и методов обучения;
управление процессом познания и развития;
понимание стилей обучения.
Формы организации учебного процесса, в рамках которых формируются общие компетенции:
работа в семинарах;
групповое выполнение практических работ;
индивидуальное выполнение практических работ;
работа в деловых, имитационных играх;
работа в играх-тренингах (в рамках практической работы);
работа по созданию, оформлению тематических сообщений, рефератов, докладов, презентаций (в рамках практической работы);
анкетирование, тестирование;
индивидуальный анализ, моделирование проблемной ситуации;
работа в круглых столах (в рамках практической работы);
Методы компетентностного обучения:
обсуждение в группах;
деловая игра;
демонстрация опыта;
изучение конкретных ситуаций из практики;
обсуждения с участием группы специалистов;
проблемное изложение;
метод эвристического диалога;
метод учебно-профессиональных задач;
метод проектного обучения











РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК
социально-экономического и естественнонаучного профиля
Председатель ЦМК
________________Н.В. Кухтикова
Протокол заседания ЦМК
№ 1 от «28» августа 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
учебной работе


________________Г.В. Ширманова
«28» августа 2015г.




ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по ОП 01 Основы коммерческой деятельности

Компе-
тенции
Тема
Кол-во часов
Сем-естр

1
ОК 5
Изучение видов и особенностей организационно-правовых форм торгово-коммерческих структур р.п.Старая Майна Ульяновской области

2

3

2
ОК 1
Изучение содержания ГОСТа Р 51303-99 Торговля. Термины и определения., ГОСТа Р 51713-2001. Розничная торговля. Классификация предприятий.
2
3

3
ПК 1.2
Распознавание видов торговых организаций в р.п. Старая Майна Ульяновской области по идентификационным признакам и характеристикам. Расчет эффективности внедрения метода обслуживания
2
3

4
ПК 1.2.
ОК 8,
ОК 9
Должностная инструкция товароведа оптового звена.
Изучение правил биржевых торгов
2
3

5
ПК 2.1.
ПК 2.2.
ПК 2.3.
Приемка товаров на оптовом складе.
Анализ оформления документации на доставку и приемку товаров
2
3-4

6
ПК 1.3.
Анализ размещения розничных торговых предприятий в р.п. Старая Майна Ульяновской области. Анализ планировки торгового зала розничных торговых предприятий.
2
4

7
ПК 1.1.
ПК 1.4.
ПК 3.1.
Организация, планирование и технология товароснабжения розничных торговых предприятий. Анализ технологии товароснабжения розничных торговых сетей р.п. Старая Майна Ульяновской области.
2
4

8
ПК 3.5.
ОК 2
Размещение и выкладка товаров в торговом зале. Методы определения эффективности размещения и выкладки товаров. Анализ зонирования торгового зала и способов выкладки товаров в розничном предприятии.
2
4

9
ПК 3.4.
ОК 6
Особенности продажи отдельных видов товаров. Анализ соблюдения правил продажи товаров в магазинах р.п. Старая Майна Ульяновской области
2
4

10
ПК 1.4.
ПК 3.3.
ОК 7

Особенности правил реализации алкогольной продукции. Анализ пакета сопроводительных документов
ФРЗС Анализ соблюдения правил продажи алкогольной продукции в магазинах р.п.Старая Майна Ульяновской области. Лицензирование розничной торговли
2
4

11
ПК 3.4
ОК 3
«Закон о защите прав потребителей», назначение, содержание, применение. Решение ситуационных задач на основании закона «О защите прав потребителей».
2
4

12
ПК 3.2.
ОК 4

Изучение содержания ГОСТа Р 51306-99 Услуги розничной торговли.
Анализ пакета предоставляемых услуг розничными торговыми предприятиями в р.п.Старая Майна Ульяновской области
2
4



ИТОГО
24
-












Пояснительная записка
Методические указания предназначены студентам, осваивающим программу среднего профессионального образования ППССЗ по специальности 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Цель методических указаний оказание помощи студентам при выполнении практических занятий, проводимых в рамках ОП 01. Основы коммерческой деятельности
Практические занятия проводятся после изучения теоретического материала по теме, для закрепления полученных знаний, освоения умений и направлены на формирование
общих и профессиональных компетенций
Код
Наименование результата обучения

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий

ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.
Выявлять потребность в товарах

ПК 1.1.
Осуществлять связи с поставщиками и потребителями продукции

ПК 1.2.
Управлять товарными запасами и потоками

ПК 1.3.
Оформлять документацию на поставку и реализацию товаров

ПК 1.4.
Идентифицировать товары по ассортиментной принадлежности

ПК 2.1.
Организовывать и проводить оценку качества товаров

ПК 2.2.
Выполнять задания эксперта более высокой квалификации при проведении товарной экспертизы.

ПК 2.3.
Планировать основные показатели деятельности организации

ПК 3.1.
Участвовать в планировании основных показателей

ПК 3.2.
Планировать выполнение работ и оказание услуг исполнителями

ПК 3.3.
Организовывать работу трудового коллектива

ПК 3.4.
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ и оказания услуг исполнителями

ПК 3.5.
Участвовать в выработке мер по оптимизации процессов оказания услуг в области профессиональной деятельности

При выполнения работ студентами необходимо:
выполнять весь объём домашней подготовки, указанный в описаниях соответствующих практических занятий;
подготовиться к проверке освоенных знаний, которая проводиться педагогом перед выполнением работ;
при выполнении работ соблюдать правила техники безопасности;
после окончания работ привести в порядок оборудование, инструменты и рабочее место;
после выполнения работы представить отчёт о проделанной работе, с обсуждением результатов и выводов.
Оценка качества выполнения работ осуществляется согласно критериям оценки выполнения практического занятия.
Указания по оформлению отчётов по практическим занятиям:
Отчёт оформляется на отдельном листе формата А 4 (если выполнен в электронном виде) или в тетради для практических занятий. Все отчёты хранятся в одном электронном документе и дополняются титульным листом.
Отчёт о практическом занятии должен содержать:
Тему занятия (работы).
Цель работы.
Задание для исполнения.
Выполненные задания.
Ответы на контрольные вопросы (если требуется выполнить их письменно).
Выводы, если предусмотрены особенностями практического занятия.






МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

Тема: Изучение видов и особенностей организационно-правовых форм торгово-коммерческих структур р.п. Старая Майна Ульяновской области
Цель работы: закрепить знания главы 4 Гражданского кодекса РФ, развивать умения работы с законодательными актами, анализировать информацию, применять ее в практической деятельности, делать выводы о преимуществах и недостатках разных видов организационно-правовых форм собственности.
Формируемые компетенции ОК 5
Материально-техническое оснащение: Гражданский кодекс РФ, практические тетради.

Краткие теоретические сведения
Организационно-правовая форма-это способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
ОПФ в России классифицируются:
1.Юридические лица - коммерческие организации.
Хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью);
Акционерные общества (открытые АО, закрытые АО);
Производственные кооперативы;
Крестьянские (фермерские) хозяйства;
Унитарные предприятия (основанные на праве хозяйственного ведения, основанные на праве оперативного управления, дочерние унитарные предприятия)
2.Юридические лица – некоммерческие организации.
3.Организации без прав юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Гражданский кодекс РФ даёт характеристику видов ОПФ.
В соответствии с ГК РФ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ признаётся организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам. Такая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также иметь самостоятельный баланс или смету.

Задания для студентов при выполнении практической работы:
Изучение основных терминов.
Выявление особенностей, преимуществ и недостатков разных видов организационно-правовых форм субъектов коммерции.
Распознавание видов организационно-правовых форм субъектов коммерции предприятий р.п. Старая Майна Ульяновской области.

Последовательность выполнения и методические указания по оформлению
Используя Гражданский кодекс РФ, составьте тестовый опрос, в котором соедините понятие с термином (гл. 4 ГК РФ). Результаты оформите в таблице № 1
Термин
понятие

1. коммерческая организация
а

2. некоммерческая организация
б

3. организационно-правовая форма
в

4. дивидент
г

5. простая акция
д

6. привилегированная акция
е

7. конвертируемая акция
ж

8. субсидиарная ответственность
з

9. сертификат (свидетельство)
и

10. учредитель
к


л

Приведите эталон ответов.
2. Проанализируйте виды ОПФ субъектов коммерции, выявите особенности, преимущества и недостатки: полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью, закрытого акционерного общества, открытого акционерного общества, муниципального унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия. Результаты оформите в таблице № 2
3. Распознайте вид ОПФ коммерческих структур р.п. Старая Майна, результаты занесите в таблицу № 2, графа «Название фирмы»

Вопросы для самоконтроля:
Чем отличается коммерческая организация от некоммерческой?
В чем принципиальное отличие товарищества от общества?
Какие виды ОПФ наиболее часто используются торговыми организациями?
Критерии оценки выполнения практических заданий:
Критерии
Баллы
примечание

1. Задание выполнено полностью, получен правильный ответ
5
Снижение баллов за нерациональное решение

2. Задание выполнено в общем виде, допущены незначительные ошибки
4
Снижение баллов за нарушение алгоритма ответа

3. Задание выполнено частично
3
Снижение баллов за отсутствие обоснования ответа

4. Задание не выполнено или выполнено неправильно
0 - 2
Снижение баллов за отсутствие попыток решения


Критерии качественной оценки практического занятия
Процент результативности
Баллы
Отметка
Вербальный аналог

90 – 100
14 – 15
5
Отлично

80 – 89
12 – 13
4
Хорошо

70 – 79
10,5 – 11
3
Удовлетворительно

0 - 66
0 - 10
2
неудовлетворительно


Литература:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Герасимов Б.И. Денисова А.Л. и др. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для ССУЗов. – М.: ФОРУМ, 2008.-272с.
3. Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.-208с. - (Серия «Среднее профессиональное образование»).
4. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. Учебник для ССУЗов. – М.: Маркетинг, 2004.




































МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

Тема: Изучение содержания ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения, ГОСТа Р 51713-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
Цель работы: закрепить знания главы 4 Гражданского кодекса РФ, развивать умения работы с законодательными актами, анализировать информацию, применять ее в практической деятельности, делать выводы о преимуществах и недостатках разных типов организационно-правовых форм собственности.
Формируемые компетенции ОК 1
Материально-техническое оснащение: ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения, ГОСТа Р 51713-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий, практическая тетрадь

Краткие теоретические сведения
Розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Вид предприятия розничной торговли:
-Универсальный- предприятия розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.
-Специализированный – реализует одну группу товаров или её часть.
-Магазин с комбинированным ассортиментом товаров- реализует несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворением отдельных потребностей.
-Магазин со смешанным ассортиментом товаров- реализует отдельные виды продовольственных товаров.
Типы предприятий: Универмаг, Универсам, Мини-маркет, Гипермаркет, Товары повседневного спроса (магазин у дома), Магазин дискаунт

Задания для студентов
при выполнении практической работы:
Изучите типы предприятий розничной торговой сети
Дайте характеристику мелкорозничной торговой сети.
Распознайте методы продажи товаров в розничной торговле.


Последовательность выполнения и методические указания по оформлению
1) Сравните магазины разных типов.
Название
предприятия
Тип
предприятия
Торговая S,
м2
Ассортимент товаров
Формы, методы торгового
обслуживания


гипермаркет





супермаркет





экпресс





магазин-склад





2) Дайте характеристику мелкорозничной торговой сети. Результаты оформите в таблицу
термин
определение
пример

мелкорозничная торговая сеть



Палатка



Киоск



Павильон



разносная торговля



развозная торговля




3) Сравните методы продажи товаров в оптовой и розничной торговле. Результаты оформите в таблице.
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Название метода
Характеристика
Название
метода
Характеристика
































Вопросы для самоконтроля:
Назовите признак, который положен в основу деления предприятий розничной торговой сети по видам, по типам.

Критерии оценки выполнения практических заданий:
Критерии
Баллы
примечание

1. Задание выполнено полностью, получен правильный ответ
5
Снижение баллов за нерациональное решение

2. Задание выполнено в общем виде, допущены незначительные ошибки
4
Снижение баллов за нарушение алгоритма ответа

3. Задание выполнено частично
3
Снижение баллов за отсутствие обоснования ответа

4. Задание не выполнено или выполнено неправильно
0 - 2
Снижение баллов за отсутствие попыток решения


Критерии качественной оценки практического занятия
Процент результативности
Баллы
Отметка
Вербальный аналог

90 – 100
14 – 15
5
Отлично

80 – 89
12 – 13
4
Хорошо

70 – 79
10,5 – 11
3
Удовлетворительно

0 - 66
0 - 10
2
неудовлетворительно


Литература:

1. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»
2. ГОСТ Р 51713-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
3. Герасимов Б.И. Денисова А.Л. и др. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для ССУЗов. – М.: ФОРУМ, 2008.-272с.
4. Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.-208с. - (Серия «Среднее профессиональное образование»).


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

Тема: Распознавание видов торговых организаций в р.п. Старая Майна Ульяновской области по идентификационным признакам и характеристикам. Расчет эффективности внедрения метода обслуживания.
Цель работы: закрепить знания главы 4 Гражданского кодекса РФ, развивать умения работы с законодательными актами, анализировать информацию, применять ее в практической деятельности, делать выводы о преимуществах и недостатках разных видов и типов организационно-правовых форм собственности.
Формируемые компетенции ПК 1.2
Материально-техническое оснащение: ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения, ГОСТа Р 51713-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий, практическая тетрадь
Краткие теоретические сведения
Типы предприятий:
Универмаг - реализует универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров.
Универсам – реализует универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров. Частота спроса преимущественно методом самообслуживания.
Мини-маркет -реализует товары узкого ассортимента с индивидуальным обслуживанием через прилавок.
Гипермаркет – магазин самообслуживания с большой торговой площадью. Предлагает покупателям до несколько тысяч наименований продовольственных и непрод. товаров.
Товары повседневного спроса (магазин у дома) – реализует необходимые на каждый день прод.и непрод товары повседневного спроса.
Магазин дискаунт - реализует товары по более низким ценам.
Вид предприятия розничной торговли:
-Универсальный- предприятия розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.
-Специализированный – реализует одну группу товаров или её часть.
-Магазин с комбинированным ассортиментом товаров- реализует несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворением отдельных потребностей.
-Магазин со смешанным ассортиментом товаров- реализует отдельные виды продовольственных товаров.
Задания для студентов по выполнению практической работы:
1. Изучение классификации предприятий розничной торговли по видам
2. Распознавание вида, характеристики торгового предприятия в соответствии с признаками классификации,
3. Расчет эффективность перевода магазина с одной формы обслуживания на другую.
Последовательность выполнения
и методические указания по оформлению
1) Рассмотрите классификацию предприятий розничной торговли по видам
Виды предприятий розничной торговли (п.р.т.)

Определение
вида
Вид п.р.т.
(термин)
Понятие (расшифровка термина)
пример


1




2




3




4



Распознайте вид, дайте характеристику торгового предприятия в соответствии с признаками классификации, результаты оформите в таблицу
Признак классификации
«Магнит»



ОПФ, адрес
ЗАО, ул.Гоголя, 35



Особенности устройства




Вид здания




Форма обслуживания




Вид предприятия (специализация)




Тип предприятия (формат)




Рассчитайте эффективность перевода магазина с одной формы обслуживания на другую.
3.1. Сделайте заключение об экономической эффективности перевода магазина «Фортуна» ИП Тяпктна Л.С. с традиционной формы обслуживания на самообслуживание, если:
а/ Прибыль магазина составила: при традиционном методе - 2,5 млн. руб., при с/о - 2,8 млн. руб.;
б/ Издержки за год составили: при традиционном методе 12,8 млн. руб., при с/о 13,6 млн. руб.
Сформулируйте показатели, характеризующие социальный эффект применения метода обслуживания.
3.2. Сделайте заключение об экономической эффективности перевода магазина «Продукты» ИП Мутовина Т.П. с формы самообслуживание на традиционную форму обслуживания, если:
а/ Прибыль магазина составила: при с/о - 3,5 млн. руб., при традиционном методе - 4,3 млн. руб.;
б/ Издержки за год составили: при с/о 12,8 млн. руб., при традиционном методе 14,6 млн. руб.
Сформулируйте показатели, характеризующие социальный эффект применения формы обслуживания.
4. Дайте характеристику магазина «Магнит» (ул. Гоголя) в соответствии с идентификационными признаками. Предложите комплекс мероприятий по увеличению доходности магазина.
Эталон:
Стационарное розничное торговое предприятие – магазин
Фирменное наименование –
Расположен по адресу:
Организационно-правовая форма собственности –
Режим работы:
Вид здания -
Метод обслуживания -
Тип предприятия –
Вид (специализация) предприятия -
Количество узлов расчета:
Дополнительные услуги:
Мероприятия по увеличению доходности магазина
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите отличительные признаки для распознавания формата розничного торгового предприятия.
1. Определяем эффективность каждого метода
Э = Прибыль : Издержки
2. Определяем коэффициент эффективности внедрения нового метода:
Кэ = Э нового метода : Э старого метода
если коэффициент более 1, то внедрение нового метода экономически эффективно.
если коэффициент менее 1, то внедрение нового метода не принесло экономического эффекта

Критерии оценки выполнения практических заданий:
Критерии
Баллы
примечание

1. Задание выполнено полностью, получен правильный ответ
5
Снижение баллов за нерациональное решение

2. Задание выполнено в общем виде, допущены незначительные ошибки
4
Снижение баллов за нарушение алгоритма ответа

3. Задание выполнено частично
3
Снижение баллов за отсутствие обоснования ответа

4. Задание не выполнено или выполнено неправильно
0 - 2
Снижение баллов за отсутствие попыток решения

Критерии качественной оценки практического занятия
Процент результативности
Баллы
Отметка
Вербальный аналог

90 – 100
14 – 15
5
Отлично

80 – 89
12 – 13
4
Хорошо

70 – 79
10,5 – 11
3
Удовлетворительно

0 - 66
0 - 10
2
неудовлетворительно

Литература:
1. ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»
2. ГОСТ Р 51713-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
3. Герасимов Б.И. Денисова А.Л. и др. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для ССУЗов. – М.: ФОРУМ, 2008.-272с.
4. Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.-208с. - (Серия «Среднее профессиональное образование»).
5. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. Учебник для ССУЗов. – М.: Маркетинг, 2004.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4

Тема: Должностная инструкция товароведа оптового звена.
Изучение правил биржевых торгов
Цель работы: Изучить должносную инструкцию товароведа оптового звена, его права и обязанности. Изучить правила организации, режим работы биржевых торгов, их преимущества и недостатки.
Формируемые компетенции ПК 1.2. ОК 8,ОК 9
Материально-техническое оснащение:
Краткие теоретические сведения
Торговые операции на торговой бирже осуществляются с помощью
Маклеров – работники биржи, ведущие торги на бирже.
Брокеров – биржевой посредник между продавцом и покупателями на торговой бирже; имеющий доверенность на право действия от имени продавца.
Продавцу дает письменное поручение брокеру (контроле) на продаже товаров.
Брокер подает заявление (предложение о продаже)
Публичная биржевая торговля на биржевых собраниях (сессиях). При совпадении цены покупателя и продавца заключается сделка.
Регистрация и подготовка текста заключенных контрактов подпись сторонами и представители торговой биржи.

Задания для студентов при выполнении практической работы:
Последовательность выполнения и методические указания по оформлению
1) Изучите должностные обязанности товароведа. Выявите задачи, права и обязанности товароведа оптового звена, обеспечивающие формирование профессиональной компетенции.

Товаровед оптового звена

задачи


права


обязанности



2) Изобразите схему взаимодействия оптовой торговли с производством и потреблением товаров.


Критерии оценки выполнения практических заданий:
Критерии
Баллы
примечание

1. Задание выполнено полностью, получен правильный ответ
5
Снижение баллов за нерациональное решение

2. Задание выполнено в общем виде, допущены незначительные ошибки
4
Снижение баллов за нарушение алгоритма ответа

3. Задание выполнено частично
3
Снижение баллов за отсутствие обоснования ответа

4. Задание не выполнено или выполнено неправильно
0 - 2
Снижение баллов за отсутствие попыток решения


Критерии качественной оценки практического занятия
Процент результативности
Баллы
Отметка
Вербальный аналог

90 – 100
14 – 15
5
Отлично

80 – 89
12 – 13
4
Хорошо

70 – 79
10,5 – 11
3
Удовлетворительно

0 - 66
0 - 10
2
неудовлетворительно




Литература:
1. Герасимов Б.И. Денисова А.Л. и др. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для ССУЗов. – М.: ФОРУМ, 2008.-272с.
2. Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.-208с. - (Серия «Среднее профессиональное образование»).
3. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. Учебник для ССУЗов. – М.: Маркетинг, 2004.



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5

Тема: Приемка товаров на оптовом складе. Анализ оформления документации на доставку и приемку товаров
Цель работы: закрепить инструкции о порядке приемки товаров по количеству и качеству, развивать умения работы нормативными документами, анализировать информацию, применять ее в практической деятельности, делать выводы о правильности действий товароведа-эксперта при решении ситуационных задач
Формируемые компетенции ПК 2.1. ПК 2.2. ПК 2.3
Материально-техническое оснащение: инструкция П-6, инструкция П – 7, Инструкция о порядке приемки импортных товаров, кодекс железных дорог, железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, запорно-пломбировочные устройства с железнодорожного вагона (контейнера).
Краткие теоретические сведения
Приёмка товара на оптовом складе производится в соответствии с инструкциями П-6, П-7. Представителями покупателя являются товаровед и зав.складом (кладовщик). Со стороны поставщика может выступать экспедитор. Если товар не сопровождается, то привлекается представитель общественности, независимый эксперт (приёмка товара по качеству), эксперт ТПП (импортный товар), представитель ж/дороги (при нарушении запорно-пломбировочных устройств). В результате приёмки составляется акт. Приёмка и оформление акта производителя в установленные инструкцией сроки. Акт подписывается всеми членами комиссии, утверждается руководителем предприятия, используется для оприходования товара на складе и предъявлении претензии.
Виды актов:
Акт о приемке товаров, форма ТОРГ-1 применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора.
Акт составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это руководителем организации.
Количество экземпляров акта и комплектность документов обосновывается фактической ситуацией.
Приемка товара производится по фактическому наличию. При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе покупатель (покупатель - посредник) обязан приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром (продукцией), вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта. Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке прерывалась, причины, условия хранения и перерывы фиксируются в акте соответственно.
Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей, форма ТОРГ-2 применяется для оформления приемки отечественных товарно-материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Данный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику (отправителю)
Акт по форме N ТОРГ-2 составляется четырех экземплярах.
Акт оформляется по результатам приемки членами специально созданной комиссией и экспертом организации-получателя с обязательным участием представителей поставщика. Также акт может быть составлен представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Далее акты передаются в бухгалтерию с прикреплёнными счетами-фактурами, накладными и т.д. Печать в акте не ставится.
Коммерческий акт - составляется в случаи приёмки товаров с участием представителя ж/д. Члены комиссии: товаровед, зав.складом, представитель ж/д. Срок- 3 дня с момента разгрузки.
Рекламационный акт, форма ТОРГ-3 – при приёмки товаров за пломбами иностранной фирмы. Члены комиссии: товаровед, зав.складом, эксперт ТПП. Срок- 10 дней с момента вскрытия транспортного средства.

Задания для студентов при выполнении практической работы:
Содержание перевозочных документов на партию груза
особенности оформления результатов приемки товара, поступившего на оптовый склад
Этапы складского технологического процесса на оптовом прирельсовом складе.
Алгоритм организации приемки и идентификации товаров по ассортиментной принадлежности на оптовом складе
Особенности оформления результатов приемки товара, поступившего на оптовый склад.

Последовательность выполнения и методические указания по оформлению
1) Изучите содержание:
1.1. накладной на перевозку грузов по железной дороге, определите:
- № контейнера
- станцию отправления
- станцию назначения
- массу груза
- расстояние перевозки
- дату приема груза к перевозке
- дату поступления груза на станцию назначения
- дату выдачи груза получателю
- содержание оттиска пломбы
1.2. ведомость подачи и уборки вагонов: перечислите основную информацию, отражаемую в документе.
1.3. запорно-пломбировочного устройства с железнодорожного вагона (контейнера)
2) Изобразите схему поступления товаров и этапы складского технологического процесса на оптовом прирельсовом складе.
3) Составьте алгоритм организации приемки и идентификации товаров по ассортиментной принадлежности на оптовом складе по количеству и проведения оценки качества товаров на оптовом складе. Результаты оформите в таблице.
Вид упаковки
порядок приемки


по количеству
по качеству













4) Рассмотрите особенности оформления результатов приемки товара, поступившего на оптовый склад
Причина составления акта
название акта
состав комиссии
срок оформ-ления акта

Нарушены запорно-пломбировочные устройства транспортного средства




Товар за пломбами инофирмы




Недостача по количеству мест




Внутритарная недостача





Вопросы для самоконтроля:
Назовите причины участия в выгрузке и приемке товаров представителя железной дороги.
Какой документ подтверждает, время простоя ж/д вагона под выгрузкой?

Задание на дом:
1. Оформить практическую тетрадь

Критерии оценки выполнения практических заданий:
Критерии
Баллы
примечание

1. Задание выполнено полностью, получен правильный ответ
5
Снижение баллов за нерациональное решение

2. Задание выполнено в общем виде, допущены незначительные ошибки
4
Снижение баллов за нарушение алгоритма ответа

3. Задание выполнено частично
3
Снижение баллов за отсутствие обоснования ответа

4. Задание не выполнено или выполнено неправильно
0 - 2
Снижение баллов за отсутствие попыток решения

Критерии качественной оценки практического занятия
Процент результативности
Баллы
Отметка
Вербальный аналог

90 – 100
14 – 15
5
Отлично

80 – 89
12 – 13
4
Хорошо

70 – 79
10,5 – 11
3
Удовлетворительно

0 - 66
0 - 10
2
неудовлетворительно

Литература:
1. Герасимов Б.И. Денисова А.Л. и др. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие для ССУЗов. – М.: ФОРУМ, 2008.-272с.
2. Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.-208с. - (Серия «Среднее профессиональное образование»).
3. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. Учебник для ССУЗов. – М.: Маркетинг, 2004.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6

Тема: Анализ размещения розничных торговых предприятий в р.п. Старая Майна Ульяновской области. Анализ планировки торгового зала розничных торговых предприятий.
Цель работы: научиться распознавать принципы размещения предприятий торговли и виды планировочных решений торгового зала в продовольственных и непродовольственных магазинах, развивать умения анализа эффективности размещения торговых точек на территории города.
Формируемые компетенции ПК 1.3.
Материально-техническое оснащение: схемы планировки торгового зала, практические тетради.
Краткие теоретические сведения
Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование её структуры требует рационального размещения предприятий торговли. Они должны как можно ближе размещаться к населению обеспечивая высокую эффективность капитальных вложений.
В рабочем посёлке можно выделить следующие центры:
Центр посёлка
Центр населённого пункта
Центр городских районов (товары широкого профиля, потребления)
Окраина поселковых районов (киоски, павельоны)
По способу размещения здания подразделяются на: отдельно- стоящие (магазины), встроено – пристроенные (на 1-х этажах жилых домов), торговые комплексы
По особенностям объёмно- планировочного решения: одноэтажные, многоэтажные с подвальным помещением
По материалу стен и конструктивных элементов: кирпичные, каменные, гипсоблочные, -железобетонные.
Требования к торговым зданиям: технологические, архитектурно- строительные, экономические, санитарно-гигиенические.
Магазин должен располагаться комплексом помещений для рационального функционирования торгово - технологического процесса.
Виды планировки торгового зала: «РЕШЕТКА» - параллельное расположение стеллажей, что дает возможность рационально использовать торговое пространство. «Решетка» бывает: продольная, поперечная, колосок;
«ПЕТЛЯ» или «бутиковая» – движение покупателей организовано по кругу, в центре располагают оборудование или отдел;
«ЛАБИРИНТ» - все конструкции и проходы расположены асимметрично, создавая задуманную атмосферу; подходит для магазина «Товары для молодежи».

Задания для студентов при выполнении практической работы:
Анализ принципов рационального размещения розничных торговых предприятий в городе.
Характеристика технологических планировок предприятий розничной торговли.
Схема технологических планировок предприятий розничной торговли
Расчет коэффициента использования площади по прибыли

Последовательность выполнения и методические указания по оформлению
1. Проанализируйте принципы рационального размещения розничных торговых предприятий в городе. Результаты оформите в таблицу.
принцип
Характеристика принципа
Пример р.т.п.













2. Охарактеризуйте основы технологических планировок предприятий розничной торговли. Результаты оформите в таблицу.
П л а н и р о в к а т о р г о в о г о з а л а

понятие
цель
Виды планировок
Характеристика
преимущества
недостатки






















3. Используя стандарт «Торговля. Термины и определения» проанализировать состав и назначение помещений розничного торгового предприятия

Торговые помещения магазина – это


Торговый зал





определение






пример






4. Зарисуйте 3 вида планировок торгового зала, приведите примеры розничных торговых предприятий
5. Изучите, составьте схему, распознайте вид планировки торгового зала магазина «Магнит», «Пятерочка», «Фортуна», «Продукты», «Смешные цены».
6. Проанализируйте эффективность использования торговых площадей для различных групп товара продуктового магазина «А» (торговый зал площадью 550 м2, формат – магазин возле дома, объем товарооборота 16,5 млн. руб., объем прибыли 1, 45 млн. руб.)
Рассчитайте уровень товарных групп в продажах и в занимаемой площади

Группа товаров
Продажи
Прибыль
Установ. площадь



Объем
уровень
Объем
уровень
Площадь
уровень

1
Алкогольные напитки
2,65


17,16
71,6


2
Кондитерские изделия
1,56


10,00
46,75


3
Чай, кофе
1,22


7,43
19,2


4
Птица
0,66


4,90
10,8


8
Замороженные п/фабр
0,53


3,63
16,2


9
Колбасы
0,50


2,75
30,5


10
Овощи, фрукты
0,33


3,04
6,75



Вопросы для самоконтроля:
Перечислите магазины г. Ульяновска, которые являются предприятиями городского, районного (местного) значения, торговыми центрами.
2. Какой вид планировочного решения наиболее распространен в магазинах продовольственного профиля, непродовольственного профиля?

Критерии оценки выполнения практических заданий:
Критерии
Баллы
примечание

1. Задание выполнено полностью, получен правильный ответ
5
Снижение баллов за нерациональное решение

2. Задание выполнено в общем виде, допущены незначительные ошибки
4
Снижение баллов за нарушение алгоритма ответа

3. Задание выполнено частично
3