Рабочая программа по физической культуре для 4 класса. УМК Перспектива


Рассмотрено на заседании Утвержденометодического совета Приказ по школе
Протокол № 1 от 29.08.2014 г № 61/3 от 02.09. 2014 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 4 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы города Кирсанова Тамбовской области
Бурцевой Анжелы Александровны
Панковой Людмилы Николаевны
Период реализации программы: 01.09.2014 г. по 29.05. 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Цели и задачи:
В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи:
- содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;
- способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
- способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями (приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. N1241);
Приказ управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова (приказ № 75/1 от 28 августа 2013 года)
Сведения о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.
Рабочая программа разработана на основе:
Примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки РФ по вопросам организации введения ФГОС ОО;
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ на 2011-2015 годы (приказ по школе №133/1 от 31.08.2011 года);
Авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, «Просвещение», 2014 год.
Литература:
Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 4 класс. Шпикалова Т. Я. М. «Просвещение» 2014 год.
Информация об используемом учебнике.

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. «Изобразительное искусство».Учебник.4 класс. М. «Просвещение», 2014 г.
Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования
Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

Содержание программы полностью соответствует авторской программе Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В., Макаровой Н. Р.
Особенность программы.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразитель-ном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Основные содержательные линии программы.
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях
пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: об-
разы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примерекультуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные сред-
ствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живо-
писного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пла-
стическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, наборобъёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и мо-
делирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания вы-
разительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, выре-зание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка,песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и де-
коративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведе-
ниями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ).
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и
диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,
тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и
второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.
Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление
о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных компози-
ций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма
в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма эле-
ментов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных
состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи раз-
ных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразитель-
ных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например,А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например,Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных наро-
дов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи
родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционнойкультуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов
и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление
о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его мате риального окру-
жения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по па-
мяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопла-
стики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации,
скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна,
объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: кол-
лажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной
пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных иприродных материалов .Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего
отношения к произведению.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с учебным планом  школы рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, 35 часов в год (35 недель).
1.11.Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты)
1.12.Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) частично-поисковый,
1.13.Педагогические условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся 4 класса должны
знать/понимать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;
простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
названия известных центров народных художественных ремесел России.
применять:
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
«Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля» - 8 часов
Рассматривать произведения мастеров декоративно-
прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. «Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно Знать изученные понятия.
Древо жизни — символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень Правильно делать наброски и зарисовки.
Наблюдать приемы композиционного построения пейзажа. Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет Уметь рассказывать об особенностях русского национального пейзажа.
Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи Выполнять декоративную композицию
Птицы- символ света, счастья, добра. Конь– символ солнца, плодородия и добра. Использовать средства выразительности живописи и графики. Связь поколений в традиции Городца. Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий.
Знатна русская земля своими мастерами и талантами .Правильно выполнять живописную или графическую композицию.
«На дворе осень – погод восемь» - 8 часов Уметь рассказывать об особенностях русского национального пейзажа.
Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники. Движение – жизни течение.
Пейзаж с изображением людей и техники в движении. Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений Соблюдение пропорций при рисовании человека.
Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды. «Двенадцать братьев друг за другом бродят..»Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. Колорит. Экспериментирование с красками. Новогоднее настроение Уметь правильно смешивать краски.
Выполнять проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Твои новогодние поздравления Аккуратность в работе.
«Что было, видели деды; что будет, увидят внуки» - 9 часов Наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия Работать с понятиями: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. Зимние картины. Сюжетная композиция Правильно использовать средства выразительности.
Рисование натюрморта. Ожившие вещи Соблюдать композицию.
Актуализировать понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. Выразительность формы предметов Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета.
Работа с понятиями: портрет, батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу. Русское поле. Бородино Аккуратность в работе.
Работа с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит. « Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» Правильно определять сюжет рисунка.
Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.
Народная расписная картинка- лубок Знакомство , чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих «Повернись к мирозданию!» 9 часов
Выполняют проект экологического плаката Вода- живительная стихия Аккуратность в работе.
Повернись к мирозданию! Вспомнить значение понятий «пейзаж», «композиция», «колорит», «цветовая гамма» Русский мотив Правильно подбирать цветовую гамму.
Выполняют эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю» или эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве Точность передачи образа.
Рисование образов – символов. Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют Орнаменты народов мира, региональное разнообразие и особенности Орнаментальный образ в веках Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент.
Знакомство с музеями. Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. Знать наиболее знаменитые картины данных музеев.
РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сокращения, принятые в данном планировании:
ОНЗ – урок «открытия» нового знания
Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и
выработки умений)
КУ – комбинированный урок
К – урок контроля, оценки и коррекции знаний Н – наблюдение
С – самостоятельная работа
ПР – практическая работа
КР – контрольная работа
с/к - самоконтроль
в/к - взаимоконтроль
ф/к – фронтальный контроль
т/к - тематический контроль
и/к - итоговый контроль

п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Требования
к уровню
подготовки
учащихся
Элементы
содержания Формы контро-ляУУД Дата проведения Дата фактическогопроведения
«Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля» - 8 часов
1. «Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно 1 КУ Знать изученные понятия. Рассматривать произведения мастеров декоративно-при-кладного и народного искусст-ва, пейзажи живописцев и графиков, в которых отрази-лась красота окружающего мира и образ пространства. Ф/К Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
2. Древо жизни — символ мироздания.
Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень 1 КУ Правильно делать наброски и зарисовки. Рассматривать произведения мастеров декоративно-
прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. Ф/К Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов 3 Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет 1 КУ Уметь рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Наблюдать приемы компози-ционного построения пейзажа. Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. И Принятие и освоение социаль-ной роли обучающегося, раз-витие мотивов учебной дея-тельности и формирование личностного смысла учения.4 Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи 1 ОНЗ Выполнять декоративную композицию Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. П/Р Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 5 Птицы- символ света, счастья, добра. 1 КУ Выполнять декоративную композицию .Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. Ф/К Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6 Конь– символ солнца, плодородия и добра. 1 КУ Выполнять декоративную композицию Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. В/К Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
7 Связь поколений в традиции Городца. 1 КУ Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий. Использовать средства выразительности живописи и графики. Т/К Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций 8 Знатна русская земля своими мастерами и талантами .1 КУ Правильно выполнять живописную или графическую композицию. Использовать средства выразительности живописи и графики. Ф/К Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни «На дворе осень – погод восемь» - 8 часов 9 Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет 1 КУ Правильно выполнять живописную или графическую композицию. Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. В/К Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
10 Движение – жизни течение.
1 КУ Правильно выполнять живописную или графическую композицию. Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники. С/К Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. 11 Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция 1 ОНЗ Правильно выполнять живописную или графическую композицию. Пейзаж с изображением людей и техники в движении. С/РИспользование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 12 Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений 1 КУ Соблюдение пропорций при рисовании человека. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. Ф/К Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 13 «Двенадцать братьев друг за другом бродят..»1 КУ Соблюдение пропорций при рисовании человека. Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды. Ф/К Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам 14 Год не неделя – двенадцать месяцев впереди. 1 КУ Соблюдение пропорций при рисовании человека. Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Ф/К Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями 15 Новогоднее настроение 1 КУ Уметь правильно смешивать краски. Колорит. Экспериментирование с красками. В/К Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 16 Твои новогодние поздравления 1 КУ Аккуратность в работе. Выполнять проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Ф/К Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей «Что было, видели деды; что будет, увидят внуки» - 9 часов
17 Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия 1 КУ Аккуратность в работе. Наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти Ф/К Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения 18 Зимние картины. Сюжетная композиция 1 КУ Правильно использовать средства выразительности. Работать с понятиями: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. Ф/К Аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
19 Ожившие вещи 1 ОНЗ Соблюдать композицию. Рисование натюрморта. Ф/К Определять наиболее эффективные способы достижения результата. 20 Выразительность формы предметов 1 КУ Актуализируют поня-тия: декоративный натюрморт: услов-ность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. Актуализировать понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета. С/К Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
21 Русское поле. Бородино 1 КУ Аккуратность в работе. Работа с понятиями: портрет, батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу. Ф/К Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 22 « Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» 1 КУ Правильно определять сюжет рисунка. Работа с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит. Н Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 23 Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома 1 КУ Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. С/РОвладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам 24 Народная расписная картинка- лубок 1 ОНЗ Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. Рассказ об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Н Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями 25 Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих 1 КУ Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. Знакомство , чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства Ф/К Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
«Повернись к мирозданию!» 9 часов
26 Вода- живительная стихия 1 КУ Аккуратность в работе. Выполняют проект экологического плаката Ф/К Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,обобщения, классификации по родовидовым признакам 27 Вода – живитель-ная стихия 1 КУ Аккуратность в работе. Выполняют проект экологического плаката Ф/К Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями 28 Повернись к мирозданию! 1 КУ Аккуратность в работе. Выполняют проект экологического плаката Ф/К Овладение способностью при-нимать и сохранять цели и зада-чи учебной деятельности, поис-ка средств ее осуществления. 29 Русский мотив 1 КУ Правильно подбирать цветовую гамму. Вспомнить значение понятий «пейзаж», «композиция», «колорит», «цветовая гамма» Ф/К Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 30 Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве 1 КУ Точность передачи образа. Выполняют эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю» или эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Ф/К Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. 31 Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют 2 КУ Точность передачи образа. Рисование образов – символов. Ф/К Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни 32 Орнаментальный образ в веках 1 КУ Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент. Орнаменты народов мира, региональное разнообразие и особенности Ф/К Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
33 Орнаментальный образ в веках 1 КУ Уметь определять какому народу принадлежит тот или иной орнамент. Орнаменты народов мира, региональное разнообразие и особенности Ф/К Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
34.
35. Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга.
Обобщающий урок 2 КУ Знать наиболее знаменитые картины данных музеев.
Знать пройденный материал. Знакомство с музеями.
Обобщение полученных знаний. Ф/К
С/РПринятие и освоение социа-льной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие навыков сотрудни-чества со взрослыми и сверст-никами в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Изобразительное искусство». Шпикалова Т. Я. М.: «Просвещение» 2014 год.
Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
Технические средства (проектор, компьютер, интерактивная доска)