Статья Музыка Древнего Рима


Самобытные римские музыкальные традиции уходят в архаические времена. Их истоки – в древнейших формах народного пения, в действах римских жрецов, в римских военных маршах и разнообразнейших военных сигналах.
С расширением сферы римского владычества в Рим хлынул поток иноземных музыкантов, актеров, танцоров, непрерывно пополняющих кадры профессионалов. Началось заимствование различных музыкальных традиций, в первую очередь греческих. Так, например, широко распространилось музыкальное исполнение лирических стихов. Для песенного исполнения были предназначены «Буколики» Вергилия, оды Горация. Была воспринята греческая акустика, учение о ладах.
В римскую музыкальную практику включались многие новые инструменты, в частности, очень популярен здесь стал орган, изобретенный александрийским механиком Ктесибием. В национальный инструмент римлян превратился греческий авлос (в Риме его называют «тибия»). Вместе с культом Исиды из Египта пришел систр – разновидность трещетки. Широко распространены были струнные: лира, кифара, самбука (небольшая арфа).
В целом, музыкальная жизнь Рима периода расцвета (1-2 века н.э.) была удивительно интенсивной. На празднествах и пирах, в цирках и театрах выступали громадные хоровые и инструментальные ансамбли; римская знать считала хорошим тоном обучать музыке своих детей и содержать большие оркестры из рабов; огромным успехом пользовались сольные концерты виртуозов, совершавших «турнэ» по крупным городам.
Характерно, что римляне особенно ценили инструментальную музыку, в то время как в Греции инструменты служили преимущественно для аккомпанемента голосу.
Увлечение музыкой в ее гедонистическом понимании привело к расцвету любительства у римской знати. Император Нерон, в частности, мечтал о лаврах певца и кифаредиста, много времени отдавая учению.
Вместе с тем, та совершенно особая, общественно-политическая роль, которую играла музыка в Древней Греции, римской музыке не свойственна. В ней совершенно отчетливо проявлялась тенденция к развлекательности.