Музыкальное воспитание и образование, как фактор развития личности детей в Музыкально – фольклорной студии «Гармония»


Музыкальное воспитание и образование, как фактор развития личности детей в Музыкально – фольклорной студии «Гармония»
Казанцева Т.И
педагог дополнительного образования,
«Почётный работник общего образования РФ»

Современная ориентация образовательно-воспитательной системы дополнительного
образования детей направлена на развитие творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Именно ориентация на потребности, интересы и запросы детей, а не приспособление к ним, делает систему дополнительного образования детей привлекательной и значимой в деле становления личности. В условиях возрастания социальной роли личности, как носителя национальных традиций художественной культуры, важнейшей задачей становится повышение эффективности художественно-эстетического образования.
Музыкальное воспитание и образование является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие личности ребенка. Знания о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию детей образовательную широту и идейность. Система музыкально-эстетического воспитания детей направлена как на выявление талантов и дарований, так и повышение культурного уровня детей и подростков.
В музыкально-фольклорной студии «Гармония» Центра детского творчества г. Абакана Республики Хакасия интересно заниматься многим мальчишкам и девчонкам. Их привлекает атмосфера настоящего творческого сотрудничества и содружества. Педагоги понимают, что каждый ребенок талантлив, нужно лишь помочь ему найти себя, проявить и развить свои способности. Педагоги стараются сделать так, чтобы каждый ребенок, приходя в студию, смог найти себе дело по душе.
Коллектив студии «Гармония» обеспечивает максимально комфортные для развития и саморазвития личности условия, обусловленные добровольностью выбора ребенком вида деятельности. А индивидуализация учебно-образовательного процесса дает возможность ему пробовать себя в разных направлениях творческого развития: научиться играть на народном инструменте, петь в фольклорном ансамбле, участвовать в сценическо-обрядовых постановках и др.
Занимаясь в студии, ребенок имеет право на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме. При этом успехи ребенка сравниваются только с предыдущим уровнем его знаний и умении, а стиль и темп, качество его работы не подвергаются порицаниям. Педагоги стараются дать возможность каждому проявить себя, пережить ситуацию успеха и, тем самым, повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов и родителей.
Урок музыки, как урок искусства, невозможно представить иначе, как импровизацию на большую и важную тему, где импровизационность, как принцип работы с воспитанниками, реализуется во всех формах общения педагога, детей и музыки. Ценность импровизации, как методического приема, заключается не в умении создавать музыкальные конструкции, а в потребности и готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления. Методическая позиция педагогов студии основывается на решении важной проблемы: как логичнее, естественнее ввести воспитанников в мир музыки и как сделать это вхождение занимательным, личностно-окрашенным, значимым. Наиболее эффективный результат в решении этой проблемы дает принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании ситуацию, требующей от детей перевоплощения, работы фантазии и воображения. Поэтому большое место на занятиях мы уделяем музыкальным играм, сюжетам, инсценировкам, играм –считалкам, играм-хороводам. Тем самым, развиваем у детей способность видеть, слышать, чувствовать, думать. Навыки же, как и специфические знания о музыке, формируются незаметно, как бы исподволь. А педагогическая стратегия, педагогическая мудрость, уже на начальном этапе вхождения в музыкальное искусство, состоит в том, что навыки должны созреть в процессе работы над музыкальными образами, над духовным содержанием, а не над самими навыками.
Творческая деятельность обладает огромным потенциалом сенсорной информации и возможности проявления эмоциональных переживаний. На музыкальных занятиях педагоги больше делают упор на творческие и развивающие виды деятельности, вводят новую информацию, используя при этом методы показа игры педагога на музыкальном инструменте, словесный диалог общения, прослушивание музыки разных жанров. Особая находка педагогов – наложение текста на музыку. Так, например, мы подбираем стихи и музыкальное произведение, у которых совпадают ритм и мелодика. А художественная и музыкальная деятельность, соприкасаясь в ходе учебного занятия с изобразительной, дает возможность детям отразить в своих рисунках под музыку те образы, которые возникли при прослушивании музыкального произведения. Все это еще более усиливает удовлетворение сенсорной потребности, что влечет за собой дальнейшее психическое и личностное развитие ребенка.
Практическую результативность в работе с воспитанниками дает применение наглядных приемов музыкального обучения, таких как: обращение к зрительному восприятию тех или иных явлений, связанных с музыкой; использование на занятиях иллюстрированного материала – портретов композиторов, народных певцов, рисунков, картин и фотографий, связанных с содержанием или созданием музыкальных произведений; таблиц с изображением музыкальных инструментов и др.Нельзя недооценивать положительное значение таких материалов для усвоения детьми музыкальных произведений, для возбуждения интереса к музыке, для возможности интересно провести учебные занятия, познавательно-конкурсные программы, викторины, тематические беседы и др.
В основе досуговой деятельности студии «Гармония» лежит принцип коллективного творчества педагогов и воспитанников, где каждый вносит свой вклад в общее дело. Работа сообща, коллективное продумывание, разработка досуговых познавательных программ, сценариев и воплощение их в жизнь – все это дает эффективный результат для реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов и, одновременно, является способом развития личности ребенка.
Традиционной формой работы в студии стали обрядовые народные праздники. В ходе таких праздников воспитанники лучше узнают нюансы традиций своего народа, бытовую и праздничную культуру, эмоционально проживают их. Это способствует усвоению и присвоению народной культуры и не только на знаниевом, но и на предметно-образном уровне восприятия. В студии такие праздники проводятся по календарно-замледельческому кругу христианских праздников (праздник Покрова, Рождество, Масленица, Троица и др.). Форма проведения праздников разная: посиделки, мини-спектакли, кулачные бои, капустники, сценическо-обрядовые: «Колядки», «Русская кухня в народных традициях», «Встреча весны» и др.
Важным является этап подготовки к празднику, он включает в себя технологию сотворчества педагогов, родителей и воспитанников. Дети совместно с родителями украшают помещение, готовят традиционные угощения, другие атрибуты праздника. Эта форма интересна и тем, что здесь нет пассивных зрителей, каждый вовлечен в песню, танец, игру.
Коллективом студии проводится поисково-практическая деятельность по подбору фольклорно-этнографического материала. В экспедициях дети и педагоги записывают песни наигрышей от народных исполнителей. Это одна из многочисленных форм приобщения детей к изучению истории и традиций родного края. Студия располагает постоянно пополняющейся коллекцией предметов народного искусства и быта, привозимых воспитанниками из экспедиций.
Пропагандируя народные музыкальные инструменты, народную музыку и песни, педагоги и воспитанники студии выступают с тематическими программами на площадках города, в школах, в детских домах, библиотеках. Проводятся творческие встречи, с музыкальными коллективами по обмену опытом работы (мастер-классы, творческие лаборатории, конференции, тематические семинары и др.).
Результатом работы является также участие воспитанников в конкурсах и фестивалях. Так, например: Народно - певческий ансамбль «Берегиня, педагог (О.А Жукова), инструментальный ансамбль «Созвучие» и оркестр народных инструментов педагог ( Е.Н Жуганова) являются дипломантами всероссийских, республиканских, городских и краевых конкурсов и фестивалей(«Хрустальная лира», «Созвездие талантов», «Хоровод традиций», «Гордость Хакассии», «Салют , Победа»). Это замечательная возможность для воспитанников пообщаться с другими коллективами, сравнивая их и свои достижения. Многие выпускники студии продолжают свое профессиональное обучение, поступив в музыкальные высшие заведения. Выходя из стен студии, воспитанники являются не только хранителями красоты и мудрости народной музыки, но и ее проводниками. А нам, педагогам, остается только вложить детям в руки тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный мир музыки.
Литература
1.Кабалевский Д.Б. Музыкальное воспитание в современном миреМ.,1973
2. Крюков В.В. Работа с детским коллективом- важнейшее направление в системе музыкального воспитания Ростов – на Дону,2002г.