Конспект урока на тему: Варка варенья из фруктов и ягод.


Тема: Варка варенья из фруктов, ягод.
Цель: Способствовать расширению у обучающихся представления о способах заготовки продуктов впрок.
Задачи:
Образовательные:
Учить обучающихся консервировать ягоды и фрукты способом уваривания их с сахаром.
Коррекционно-развивающие:
Способствовать коррекции и развитию мыслительных операций через практическое выполнение заданий.
Способствовать коррекции и развитию памяти через многократное повторение материала.
Воспитательные:
Прививать навыки экономного ведения домашнего хозяйства.
Воспитывать культуру труда, соблюдать навыки санитарии и гигиены.
Оборудование: электроплита, кастрюля, стакан, ложка, миска, нож.
Продукты: яблоки, сахар.
Средства обучения: ПК, проектор, презентация, инструкционная карта «Приготовление варенья из яблок».
Методы:
словесный (рассказ, беседа)
наглядный (демонстрация презентации, натуральных предметов)
практический (работа с инструкционной картой, варка варенья, уборка рабочего места)
Ход урока
1. Организация начала урока
Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.
2. Сообщение темы и цели урока
Цель: сообщить новую тему, поставить перед обучающимися цель.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться со способами заготовки продуктов впрок, а именно мы будем говорить о варке варенья из фруктов и ягод с использованием сахара.
- Тема сегодняшнего урока «Варка варенья из фруктов, ягод». (Запись темы урока в тетрадь).
На практическом занятии будем учиться варить яблочное варенье.
3. Повторение пройденного материала
Цель: повторить материал, изученный на прошлом уроке.
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Назовите способы заготовки овощей впрок?
- Что такое соление? Что такое квашение?
- Какие овощи солят? Какие овощи квасят?
- Какие правила следует учитывать при засолке овощей?
- Чем полезна квашеная капуста?
- Опишите последовательность квашения капусты.
Работа с карточками
Карточка №1
Задание: Из предложенного перечня понятий выбрать правильные и дополнить требования к засолке овощей.
Банки нужно тщательно _________________ , ______________ на пару. Проверить ______________ овощей, удалить плодоножки. Для закатывания банок следует использовать ________________________ . Закрытые банки нужно перевернуть ___________________ для проверки _______________. Остывшие банки хранить в _________________________ .
Герметичности, закаточную машинку, качество, простерилизовать, крышкой вниз, теплом месте, промыть, темном прохладном месте.
Карточка №2
Задание: Выбери продукты, необходимые для засолки огурцов.

Карточка №3

4. Изложение нового материала
Цель: изложить содержание учебного материала с опорой на имеющиеся у обучающихся знания.
Варенье – это вид десерта, получаемый в результате уваривания фруктов и ягод с сахаром. (Запись в тетрадь).
Это хороший способ сохранения фруктов и ягод, чтобы зимой на нашем столе всегда были витамины.
Варка варенья – это одна из древнерусских традиций. Ни одно чаепитие на Руси не обходилось без варенья. А в 19 веке в России мастерство варить варенье ставилось в один ряд с умением рисовать, петь, играть на рояле. Прошло много лет, но по-прежнему хозяйки варят это древнерусское лакомство. И по-прежнему аромат, расплывающийся по квартире, от свежесваренного варенья наполняет дом уютом. В наше время варенье добавляют в торты, пирожные, йогурты, чай или просто намазывают на булку с маслом.
- Скажите, из каких ягод, фруктов и плодов нашей местности варят варенье?
(Ответы обучающихся)
- Длительная сохранность варенья в основном обеспечивается высоким содержанием в нем сахара, поскольку микробы в такой «сладкой» среде не могут развиваться. Поэтому при варке варенья очень важно соблюдать правильное соотношение плодов и ягод, чтобы варенье не закисло или не засахарилось.
Помните! Варенье, покрытое плесенью, использовать в пищу нельзя, его нужно выбросить.
Но для того, чтобы вы в самостоятельной жизни могли баловать себя и своих близких качественным вареньем, давайте рассмотрим основные требования к его приготовлению.
Плоды, ягоды для варенья следует собирать в сухое время, так собранные в сырую погоду будут водянистыми.
Ягоды перед варкой тщательно перебираются от возможного мусора (листьев, веточек и т.д.), порченных ягод; промывают, используя дуршлаг, обсушивают на полотенце. Фрукты и плоды тоже тщательно промывают, очищают от кожуры, семян, режут на кусочки, реже оставляя целиком.
Банки и крышки должны быть чистыми, простерилизованными.
Правильное соотношение сахара и плодов должно быть соблюдено.
Для увеличения площади испарения во время варки лучше всего использовать широкий таз.
- А сейчас давайте рассмотрим последовательность наших действий при варке варенья.
1) В кипящий сахарный сироп закладываются подготовленные плоды.
2) Содержимое доводится до кипения и вариться на слабом огне до загустения.
3) Периодически нужно снимать пену ложкой или шумовкой.
4) Для сохранения формы плодов лучше всего варенье осторожно встряхивать, а не перемешивать ложкой.
5) Проверить готовность варенья следующим образом: на холодное блюдце капнуть варенье. Если капля не расплывается – варенье готово. Варенье должно быть прозрачным, а плоды - сохранить свою форму и цвет.
6) Горячее варенье разливается по банкам. Причем банки заполнять нужно до самого верха, тогда меньше опасность, что с воздухом попадут микробы и споры плесени.
7) Закрываться банки должны герметично.
8) Варенье нужно хранить в темном прохладном месте.
Практическая работа «Варка варенья из яблок»
Цель: Учить обучающихся варить яблочное варенье.
Сообщение темы практического занятия.
Ознакомление с инструкционными картами.
Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с кухонной электроплитой, горячей жидкостью, ножом.
Организация обучающихся. (Обучающиеся моют руки с мылом, надевают фартуки, убирают волосы под косынку).
Распределение обязанностей между обучающимися.
Практическое выполнение заданий. (Учитель контролирует соблюдение обучающимися трудовой дисциплины, санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности; демонстрирует правильные приемы работы; следит за выполнением заданий).
Сервировка стола.
Дегустация приготовленного блюда.
Уборка рабочего места.
Подведение итогов практического занятия.
Закрепление нового материала
Цель: закрепить в памяти обучающихся полученные знания.
Фронтальный опрос
- Что такое варенье?
- Перечислите требования, предъявляемые к плодам при варке варенья.
- Как проверить готовность варенья?
- Какие действия можно предпринять, если варенье в банке покрылось плесенью?
Работа с карточками
Карточка №1
Задание: Из предложенного перечня слов и словосочетаний составь последовательность варки варенья.
ЯГОДЫ ___________________, ___________________
______________________ СИРОП ______________________ КИПЕНИЕ (Я) ПЕНА _____________________
______________________ ОГОНЬ ______________________ ЗАГУСТЕНИЕ (Я) ______________________ БАНКА (АМ) ______________________ ТЕМНОЕ (ОМ) ПРОХЛАДНОЕ (ОМ) МЕСТО (Е) Снимается ложкой
Хранить в
Варить до
Перебрать, промыть
Разлить по
Довести до
Убавить
Заложить в кипящий
Карточка №2.
Задание: Используя опорные слова, составь последовательность варки варенья.
ЯГОДЫ ___________________, ___________________
______________________ СИРОП ______________________ КИПЕНИЕ (Я) ПЕНА _____________________
______________________ ОГОНЬ ______________________ ЗАГУСТЕНИЕ (Я) ______________________ БАНКА (АМ) ______________________ ТЕМНОЕ (ОМ) ПРОХЛАДНОЕ (ОМ) МЕСТО (Е) 6. Подведение итогов урока
Анализ работы на уроке, оценивание.