Рабочая программа элективного курса Тайны кулинарного искусства

Содержание курса.

Тема 1. Кулинария как наука. Культура застолья. Организация стола для приема гостей (2 часа)
Пища основа жизни человека. Основные правила приготовления различных блюд. Особенности кухни народов различных стран.
Техника безопасности труда при кулинарной обработке продуктов. Санитарно-гигиенические требования к технологии приготовления блюд. Культура застолья. Сервировка праздничного стола.
Особенности шведского стола, стола «а ля фуршет», стола «коктейль». Приемы складывания салфеток. Выполнение и защита мини-проекта «сервировка стола» в малых группах.
Формы работы: беседа, практическая работа с инструкциями по Т/Б.
Средства обучения: таблица по безопасным приемам работы с кухонным оборудованием, инструкции по Т/Б.

Учащиеся должны знать/понимать:
- виды инструктажа;
- инструкции по Т/Б при работе с кухонным оборудованием и горячими жидкостями;
- знать общие сведения о процессе пищеварения и усвояемости пищи;
- принципы формирования русской кухни.
уметь:
- владеть безопасными приемами работы с инструментами и оборудованием;
- осуществлять поиск информации в области кулинарии;
- сервировать праздничный стол;
- владеть приемами складывания салфеток.

Тема 2. Технология приготовления холодных закусок и коктейлей (2 часа) Холодные блюда: салаты, холодные блюда из рыбы и мяса, бутерброды. Технология приготовления салатных соусов. Особенности приготовления холодных блюд из рыбы. Приготовление горячих бутербродов. Особенности приготовление коктейлей и их подача к столу. Начало работы над итоговым проектом «Работа кафе». Планирование работы над проектом. Выполнение проекта «Приготовление холодных закусок и коктейлей». Дегустация.
Формы работы: семинар по материалам сообщений учащихся о видах холодных блюд: салаты, бутерброды; практическая работа.
Средства обучения: журнал по кулинарии, компьютер, карточки-задания.

Учащиеся должны знать/понимать:
- виды бутербродов, коктейлей;
- технология приготовления блюд из рыбы;
- способы определения готовности и правила подачи рыбных блюд к столу.
уметь:
- готовить бутерброды, коктейли;
- готовить блюда из рыбы.

Тема 3. Украшение стола и прием гостей (2 часа).
Искусство украшения стола. Основные требования к украшению стола. Художественное оформление блюд. Украшения из теста. Приемы создания украшений из овощей, фруктов.
Выполнение мини-проекта «Дизайн блюда», предполагающего подготовку украшений блюд из овощей. Правила хорошего тона. Роль хозяина и хозяйки дома при приеме гостей. Выполнение проекта «Встречаем гостей»: распределение ролей, приготовление нескольких блюд, сервировка стола, приглашение гостей.
Формы работы: лекция с элементами беседы, защита мини-проекта «Дизайн блюд».
Средства обучения: журнал по кулинарии, видеофильм, образцы готовых украшений из овощей.

Учащиеся должны знать/понимать:
- основные требования к оформлению блюд;
- красиво украшать стол;
- основные приемы украшения из овощей, фруктов.
уметь:
- украшать стол;
- принимать гостей;
- выполнять правила поведения за столом.

Тема 4. Технология приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков
(1 час)
Самостоятельный поиск рецептов блюд «на скорую руку» и горячих напитков. Выполнение мини-проекта «Приготовления блюд «на скорую руку» и горячих напитков».
Формы работы: практическая работа, защита мини-проекта «Блюда на скорую руку».
Средства обучения: технологические карты приготовления блюд, кухонное оборудование.
Учащиеся должны знать/понимать:
- виды продуктов и их ценность;
- безопасные приемы работы с кухонным оборудованием;
- технология приготовления блюд.
уметь:
-готовить кулинарные блюда;
- самостоятельный поиск рецептов приготовления блюд.

Тема 5. Приготовление ужина (2 часа)
Сервировка стола к ужину. Правила пользования столовыми приборами. Правила поведения в ресторане. Ролевая игра «Ужин в ресторане». Технология приготовления горячих блюд. Практическое занятие «Приготовление несложного горячего
блюда, салата, десерта».
Формы работы: рассказ с элементами беседы, ролевая игра «Ужин в ресторане», практическая работа «Приготовление горячего блюда».
Средства обучения: таблицы, журналы по кулинарии, видеофильм, технологические карты приготовления блюд.
Учащиеся должны знать/понимать:
- правила сервировки стола к ужину;
- правила пользования столовыми приборами;
- основные правила поведения за столом.
уметь:
- сервировать стол;
- готовить несложные блюда;
- соблюдать правила здорового питания.

Тема 6. Основы рационального питания (2 часа)
Принципы, которым должно отвечать рациональное питание. Роль основных
пищевых веществ и пищевая ценность различных продуктов. Что должен знать о
пищеварении каждый человек. Различные виды диет, их достоинства и недостатки.
Последствия чрезмерного или неправильного питания. Составление
сбалансированного меню. Выполнение мини-проектов «Меню для похудения»,
«Меню для детей детского сада», «Меню для людей с дефицитом массы тела».
Формы работы: семинар по материалам сообщений учащихся о пищевых ценностях различных продуктов, отчет мини-проекта «Меню для похудения».
Средства обучения: книги по кулинарии, журналы, таблицы, плакаты.
Учащиеся должны знать/понимать:
- физиология пищеварения;
- роль химических компонентов пищи в обменных процессах;
- правила культуры питания.
уметь:
- соблюдать правила здорового питания;
- определять питательную ценность пищи;
- находить причины снижения качества пищи.

Тема 7. Профессиональная проба «повар-кондитер». Проект «Работа кафе»
(6часов)
Профессиональная проба «повар-кондитер» в форме деловой игры. Выполнение
проекта «Работа кафе»: распределение ролей (директор, администратор, бухгалтер,
повара-кондитеры, официанты и др.), составление бизнес-плана работы кафе,
ролевая игра «Работа кафе».
Формы работы: собеседование, работа с дополнительной литературой, проверка материалов, выполнение проекта «Работа кафе».
Средства обучения: теоретический материал проектной деятельности.


Работа над проектом. Оформление и презентация проекта.
Формулировка проблемы. Выбор идеи и ее обоснование. Сбор информации. Оформление проекта. Самооценка и презентация проекта.
Формы работы: работа в группах.
Средства обучения: бизнес-план «Работа кафе», таблицы оценки проектной деятельности, готовые проекты учащихся.
Учащиеся должны знать/понимать:
- понятие проекта, проектной деятельности;
- понятие профессии и выполнение функции (директора, администратора,
официанта, бухгалтера);
- возможности человека в различных профессиональных качествах.
уметь:
- различать типы проектов;
- выполнять проект;
- проводить оценку проектной деятельности, презентацию проекта.
15