Учебный проект по сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»


Участники: группа учеников 4 «В» классаРуководитель: Фильчук М.Ю.. Введение Количество часов, отводимых учебным планом на изучение сказок А.С. Пушкина, ничтожно мало. За время чтения и анализа сказок ученики недостаточно усваивают трудные понятия, встречающие в сказках, а именно старинные слова и их значения, названия и виды одежды XVIII века, построек и строений XVIII века, существующих в то время традиций, обрядов, праздников. Актуальность проекта Сказки А.С.Пушкина – это те произведения для детей , с которых начинается большая любовь к классике. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они всегда вызывают восхищение. Это целый сказочный мир, без знакомства с которым невозможно представить свою жизнь, своё духовное развитие. Именно в начальной школе нужно заинтересовать маленького читателя. Ведь именно глубокое знание и понимание произведений А.С. Пушкина может обеспечить фундаментальную основу формирования грамотного, чуткого читателя. Любая сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказка является одним из важнейших средств формирования личности. Гипотеза . В основе проекта лежит желание учащихсяуглубить свои знания знакомого литературного материала путем решения исследовательских задач познакомиться с различными способами познания нового материалаовладеть первичными навыками поисково - исследовательской деятельности Цель исследовательской работы Выявить особенности сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Привлечь внимание детей к языку образов, к представлению об окружающем мире, пробудить интерес к чтению сказки.Представить свои исследования в разнообразной форме (в виде печатных работ, презентации), позволяющей использовать эти материалы в учебной деятельности в начальной школе Задачи Изучить знакомый литературный материал с позиции поставленной цели перед каждой группой в отдельностиИзучить необходимый справочный материал Связать прочитанный материал с социальным опытом и жизненными наблюдениями учащихсяПровести анализ набранного материала, систематизировать егоПредставить результаты работы в виде сообщения, докладовПрезентовать оформленный материал перед классом, на внеурочном школьном мероприятии Практическая значимость исследования Данную работу можно использовать в виде презентации на уроках литературного чтения. Этапы исследования I этап - организационно-подготовительный.На этом этапе происходит поиск проблемы, определяется тема, формируются цель, исследовательские задачи, идет обоснование проекта, планирование предстоящей деятельности. II этап - технологический.На этом этапе осуществлялся сбор и анализ информации, выработка идей, их обсуждение, моделирование, оформление материалов. III этап - заключительный. На этом этапе подводится итог, формулируется вывод по теме исследования. План работы над проектом Постановка проблемыДеление на группыОбозначение целей, задач для каждой группыПервичный сбор информации по темам группОбработка собранного материала, систематизацияОтчет о проделанной работе каждой группыПроведение предзащиты проектаОформление печатных работ, компьютерной презентацииЗащита проекта Что удалось выявить в ходе исследования?Великий мастер сказок “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное –совершенство”. А.С.Пушкин Арина Родионовна Неисчерпаемым источником вдохновения стала для поэта няня Арина Родионовна. Арина Родионовна рассказала поэту сказки Русского Севера, откуда она сама была родом.Благодаря ей Пушкин мог окунуться в волшебный мир северно-русских сказок. Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью. Любимые сказки… Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять по - народному песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением.В 1833 году написана сказка: «Сказка о рыбаке и рыбке» Народность сказки А.С. Пушкина А. С. Пушкин создает свою сказку на фольклорном материале. Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» ибыл подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В. И. Далем. 1 группа – учащиеся 4 «В» класса: Башкатов Пётр и Еликов Богдан Тема работы: «Лексика сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цель: узнать значение старинных слов, оборотов речи, встречающихся в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» и передать собранную информацию учащимся класса, школы.Задачи-этапы-способы решения:Прочитать сказку А.С. Пушкина»Сказка о рыбаке и рыбке»Выписать те слова и словосочетания, значения которых мы не знаем.Систематизировать отобранный материал.Классифицировать слова по группам: первая – слова, ушедшие из употребления; вторая - слова, которые обрели новое звучание (заменены синонимами).Создать словарь старинных слов и словосочетаний, встречающихся в сказке.Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал Краткий иллюстративный материал 1 группа Изразцы— керамическая (глиняная) обожженная глазурованная с лица, служившая для облицовки печей или украшения зданий. Прялка— орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Боярщина— в XVI-XVII вв. так назывались владения новгородских бояр на русском Севере. В XVIII в. этот термин сохранился для обозначения административной единицы. Чепрак— суконная или ковровая подстилка под седло. Взашей -грубо, толкая в шею 2 группа – учащиеся 4«В» классаЦупикова Вероника, Фефелова Ольга, Копылова Лиза Тема работы: «Одежа, головные уборы, украшения XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цель: узнать, как одевались люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих одежду, и передать собранную информацию учащимся класса, школы.Задачи-этапы-способы решения:Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают одежду, головные уборы, украшенияСистематизировать отобранный материал.Классифицировать слова по группам: первая – одежда; вторая – головные уборы; третья – украшения.Создать словарь старинной одеждыПроиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал Краткий иллюстративный материал 2 группа Кокошник— старинный русский головной убор; в допетровской Руси бытовал в боярской среде, в XIX в. — только в крестьянской и купеческой. Летник— старинная женская летняя одежда в Древней Руси. Шилась свободной, без застежки спереди (нераспашной), с очень широкими рукавами, края которых спускались до полу. Ожерелье— в XVI-XVII вв. так называлось украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки, драгоценных камней или меха. Повойник— старинный русский головной убор замужних женщин, главным образом крестьянок Зимний женский головной убор – сорока женский головной убор борушкакичка – старинный праздничный головной убор замужней женщины 3 группа – учащиеся 4 «В» классаМихайловская Кристина,Павлова Лиза, Толкачёва Алина, Кутульская Ева Тема работы: «Строения, постройки, здания XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цель: узнать, в каких домах жили люди во времена А.С. Пушкина, найти значение слов, обозначающих строения, постройки и передать собранную информацию учащимся класса, школы.Задачи-этапы-способы решения:Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Выписать те слова и словосочетания, которые обозначают строения, постройкиСистематизировать отобранный материал.Систематизировать слова по мере усложнения видов строений (от простой землянки до сказочного терема и дворца)Проиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал Краткий иллюстративный материал 3 группа Клеть— прямоугольный бревенчатый сруб. Очелье— фигурная резная доска, украшавшая верх наличника окна. Происходит от слова «чело» — лоб. Поверхность очелья богато украшалась ажурным или рельефным узором, а иногда резной узор раскрашивался яркой краской. Прялка— орудие для ручного прядения. Состояла из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сиденья для пряхи. Хоромы— в XVII-XVIII в. в. так называлось жилье, состоявшее из нескольких построек Изба –деревянный крестьянский дом землянка –крытое углубление в земле, вырытое для жилья 4 группа – учащиеся «В» классаТевосян Антон, Казанцева Алёна, Житкова Ульяна Тема работы: «Традиции, праздники, обряды XVIII века на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цель: узнать, какие существовали праздники, традиции, обряды во времена А.С. Пушкина, что они обозначали и передать собранную информацию учащимся класса, школы.Задачи-этапы-способы решения:Прочитать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Выписать те традиции, обряды, праздники, которые встречаются в сказкеСистематизировать отобранный материал.Посмотреть, какие обычаи дошли до наших днейПроиллюстрировать (по мере возможности) отобранный материал Краткий иллюстративный материал 4 группа Традиции русской трапезы На Руси с самых древних времён ни одно сколько-нибудь значительное событие, будь то крупный праздник, свадьба, новоселье, рождение младенца или просто встреча друзей, не обходилось без широкой трапезы и весёлого застолья. Музыка на Руси С самых древних времён на Руси ни один праздник, ни одно гулянье, ни одна вечеринка или деревенские посиделки не обходились без задорной музыки, задушевных песен и весёлой пляски. Масляничные гулянья Пасхальная неделя свадьба Рождество Иван-купала Cовместная деятельность учащихсяи учителя в ходе работы над проектом: Прочитали сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Проработали справочную и энциклопедическую литературу по творчеству Пушкина, по особенностям сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Познакомились со значением многих непонятных слов, словосочетаний.Искали необходимую информацию с помощью Интернет.Научились работать в группах, сообща. Выводы по проекту: Работа над проектом позволяет нам сделать следующие выводы:Все учащиеся, которые работали в группах, приобрели богатый опыт по решению исследовательских задач.Все учащиеся приобрели первичный опыт участия в научно-исследовательской деятельности.Все учащиеся обогатили свой словарный запас, пополнили свои знания историческими сведениями, научились систематизировать и классифицировать отобранный материал.Все учащиеся подготовили печатный материал, который имеет большое практическое значение.