ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». (2 класс)


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».
1. ФИО Глухова Наталья Александровна
2. Место работы МБОУ ЛФПГ
3. Должность Учитель начальных классов
4. Дата проведения 5.09.2013г.
5. Предмет Литературное чтение
6. Класс 2
7. Тема и номер урока в теме Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». 2 урок
8. Базовый учебник Н.А.Чуракова «Литературное чтение» 2 класс
9. Цель урока Развивать умение сравнивать народные и авторские сказки.
10. Задачи - продолжить знакомство со сказкой А.С.Пушкина;
- познакомить с русской народной сказкой «Золотая рыбка»;
- учить находить сходство и различие в построении сказки А.С.Пушкина и народной сказки – цепочки;
- расширять словарный запас детей;
- развитие коммуникативных навыков (умение общаться, взаимодействовать друг с другом);
- развивать умение правильно строить ответы;
- воспитывать любовь и бережное отношение к книге;
- воспитывать самостоятельность, интерес к учебной деятельности.
11. Тип урока комбинированный
12. Формы работы учащихся Работа в группах, работа в парах.
13. Необходимое техническое оборудование Портрет автора, учебник, компьютерная презентация.
14. Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать два произведения, героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых технологий
Время
(в мин.)
1 ОргмоментОбучение на основе технологии «учебной ситуации» (утреннее послание) 5
2 Работа по теме урока Технология развития критического мышления (концептуальная таблица) 10
3 Работа по теме урока Технология развития критического мышления (чтение с остановкой) 10
Этапы урока Ход урока
Оргмомент(учебная ситуация «утреннее послание»)
Проверка д/з.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Работа по теме урока.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание
На доске
«Много желать – добра не видать»
- Ребята, как вы понимаете это высказывание?
- Почему именно это высказывание написано на доске?
А сейчас проверим насколько внимательно вы читали сказку дома. ( На доске прикреплены изображения рыбок, на обратной стороне каждой рыбки написан вопрос. Дети выходят к доске, берут рыбку и отвечают на вопрос.)Работа в парах
Заполни таблицу:
Характер
старика Кроткий
Сварливый
Добрый
Мягкий
Злобный
Властный
Смиренный, покорный
Жадный, алчный
Грубый
Характер
старухи
Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?
-стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение.
Нужное подчеркни. Объясни свой выбор.
Обсуждение.
Сегодня мы продолжим работу над сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», исследуем ее и попробуем определить, есть ли в ней сходство с другими сказками.
- Откройте учебник. Посмотрите на текст сказки. Что вы заметили? (Некоторые части выделены голубым, желтым и розовым цветом.)
- Найдите части , отмеченные голубым цветом, прочитайте их начало и подумайте, чему посвящены эти части? ( Они посвящены отношениям старика и старухи: старик каждый раз возвращается к старухе, выполнив ее очередную просьбу.)
- Меняется ли отношение старухи к старику после выполнения ее просьбы?
- Прочитайте начало частей, отмеченных желтым цветом. Чему они посвящены? (Взаимоотношениям старика и старухи)
- Чем похожи эти части? ( Повторяются одни и те же слова)
- Найди и прочитай их.
-Что вы можете сказать о просьбах старика?
- С какими видами сказок вы уже знакомы? (Со сказками –цепочками, докучными, волшебными сказками)
- Давайте разберемся, как построена «Сказка о рыбаке и рыбке». (Построение, как сказка – цепочка)
- Как вы думаете, сколько звеньев в этой цепочке?
- А теперь прочитаем, как рассуждали наши герои.
Чтение текста на стр. 21
- С кем вы согласны: С Мишей или с Машей?
ФИЗМИНУТКА
- А знаете ли вы, как родилась «Сказка о рыбаке и рыбке?
Этот вопрос может показаться странным. Все знают, что эту сказку написал А.С.Пушкин. И лишь немногим известно, что поэт заимствовал этот сюжет. Содержание сказки А.С.Пушкину рассказал писатель В. Даль.
- Рассмотрите иллюстрацию на стр.21. Кто на ней изображен?
- прочитайте ,какую важную информацию она хочет вам сообщить. Что вы поняли?
- А давайте сейчас мы с ней и познакомимся!
Работа в группах по 4 человека.
- Во время чтения сказки нам необходимо будет заполнить в группах набольшую таблицу.
Название Герои Просьбы старухи Начало сказки Конец
сказки
Русская народная сказка «Золотая рыбка» «Сказка о рыбаке и рыбке» - Начинает читать учитель, затем заранее подготовленные ученики. По ходу идет работа с новыми словами .(Воеводиха)
Во время остановок дети в группе заполняют первую строчку таблицы.
Учитель на доске открывает свою таблицу.
- Ребята, а вот я тоже заполнила таблицу. Давайте сверим.
( В таблице учителя допущена ошибка, дети исправляют)
- Молодцы!! Вы внимательно слушали сказку.
- А вот вторую строчку заполните самостоятельно.
- Давайте сверим.
- Давайте сравним эти два произведения. Что общего вы нашли?
- Чем отличаются сказки?
Ребята, посмотрите на цель, которую мы ставили в начале урока.
(Цель записана на доске)
- Удалось ли нам ее достичь?
- Что нового вы узнали о сказке А.С.Пушкина?
Итак, сравнивая два варианта сказки о рыбке, мы убедились, что создавая свою стихотворную версию, Пушкин опирался на ее народный вариант, используя свой гениальный поэтический талант.
- А теперь мы с вами закинули свой невод и …..о чудо!!!! Нам попалась стайка золотых рыбок.
- Что вы сделаете - отпустите или загадаете желание?
- Пусть каждый из вас напишет свое желание и отпустит в синее море.
( На доске лист бумаги, имитирующий море. Дети прикрепляют к нему рыбок с желаниями)- На перемене вы подойдете к доске и прочитаете ваши желания.
- Подумайте, какие из них действительно могут осуществиться.
- Нарисовать свою золотую рыбку: не простую, а волшебную.
- Найти и прочитать сказку, главным персонажем которой тоже является золотая рыбка.

Наш урок подошёл к концу.
Вы очень хорошо потрудились, все были дружными, активными, проявляли ум, творчество. Все заслуживаете благодарности. Спасибо за работу!
Приложение 1
Характер
старика Кроткий
Сварливый
Добрый
Мягкий
Злобный
Властный
Смиренный, покорный
Жадный, алчный
Грубый
Характер
старухи
Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?
-стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение.
Нужное подчеркни. Объясни свой выбор.
Приложение 2
Название Герои Просьбы старухи Начало сказки Конец
сказки
Русская народная сказка «Золотая рыбка» «Сказка о рыбаке и рыбке» Приложение 3
Золотая рыбка
Русская народная сказка
На море на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка: в той избушке жили старик да старуха. Жили они в великой бедности; старик сделал сеть и стал ходить на море да ловить рыбу: тем только и добывал себе дневное пропитание. Раз как-то закинул старик свою сеть, начал тянуть, и показалось ему так тяжело, как доселева никогда не бывало: еле-еле вытянул. Смотрит, а сеть пуста; всего-навсего одна рыбка попалась, зато рыбка не простая — золотая. Возмолилась ему рыбка человечьим голосом: «Не бери меня, старичок! Пусти лучше в сине море; я тебе сама пригожусь: что пожелаешь, то и сделаю». Старик подумал-подумал и говорит: «Мне ничего от тебя не надобно: ступай гуляй в море! » Бросил золотую рыбку в воду и воротился домой. Спрашивает его старуха: «Много ли поймал, старик? » — «Да всего-навсего одну золотую рыбку, и ту бросил в море; крепко она возмолилась: отпусти, говорила, в сине море; я тебе в пригоду стану: что пожелаешь, все сделаю! Пожалел я рыбку, не взял с нее выкупу, даром на волю пустил». — «Ах ты, старый черт! Попалось тебе в руки большое счастье, а ты и владеть не сумел».
Озлилась старуха, ругает старика с утра до вечера, не дает ему спокоя: «Хоть бы хлеба у ней выпросил! Ведь скоро сухой корки не будет; что жрать-то станешь? » Не выдержал старик, пошел к золотой рыбке за хлебом; пришел на море и крикнул громким голосом: «Рыбка, рыбка. Стань в море хвостом, ко мне головой». Рыбка, приплыла к берегу: «Что тебе, старик, надо? » — «Старуха осерчала, за хлебом прислала». — «Ступай домой, будет у вас хлеба вдоволь». Воротился старик: «Ну что, старуха, есть хлеб? » — «Хлеба-то вдоволь; да вот беда: корыто раскололось, не в чем бельё мыть; ступай к золотой рыбке, попроси, чтоб новое дала».
Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла золотая рыбка: «Что тебе надо, старик? » — «Старуха прислала, новое корыто просит». — «Хорошо, будет у вас и корыто». Воротился старик, — только в дверь, а старуха опять на него накинулась: «Ступай, — говорит, — к золотой рыбке, попроси, чтоб новую избу построила; в нашей жить нельзя, того и смотри что развалится! » Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Рыбка приплыла, стала к нему головой, в море хвостом и спрашивает: «Что тебе, старик, надо? » — «Построй нам новую избу; старуха ругается, не дает мне спокою; не хочу, говорит, жить в старой избушке: она того и смотри вся развалится! » — «Не тужи, старик! Ступай домой да молись богу, все будет сделано».
Воротился старик — на его дворе стоит изба новая, дубовая, с вырезными узорами. Выбегает к нему навстречу старуха, пуще прежнего сердится, пуще прежнего ругается: «Ах, ты, старый пес! Не умеешь ты счастьем пользоваться. Выпросил избу и, чай, думаешь — дело сделал! Нет, ступай-ка опять к золотой рыбке да скажи ей: не хочу я быть крестьянкою, хочу быть воеводихой, чтоб меня добрые люди слушались, при встречах в пояс кланялись». Пошел старик на море, говорит громким голосом: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла рыбка, стала в море хвостом, к нему головой: «Что тебе, старик, надо? » Отвечает старик: «Не дает мне старуха спокою, совсем вздурилась: не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой». — «Хорошо, не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано».
Воротился старик, а вместо избы каменный дом стоит, в три этажа выстроен; по двору прислуга бегает, на кухне повара стучат, а старуха в дорогом парчовом платье на высоких креслах сидит да приказы отдает. «Здравствуй, жена! » — говорит старик. «Ах ты, невежа этакой! Как смел обозвать меня, воеводиху, своею женою? Эй, люди! Взять этого мужичонка на конюшню и отодрать плетьми как можно больнее». Тотчас прибежала прислуга, схватила старика за шиворот и потащила в конюшню; начали конюхи угощать его плетьми, да так угостили, что еле на ноги поднялся. После того старуха поставила старика дворником; велела дать ему метлу, чтоб двор убирал, а кормить и поить его на кухне. Плохое житье старику: целый день двор убирай, а чуть где нечисто — сейчас на конюшню! «Экая ведьма! — думает старик. — Далось ей счастье, а она как свинья зарылась, уж и за мужа меня не считает! » Ни много, ни мало прошло времени, придокучило старухе быть воеводихой, потребовала к себе старика и приказывает: «Ступай, старый черт, к золотой рыбке, скажи ей: не хочу я быть воеводихой, хочу быть царицею ». Пошел старик на море: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Приплыла золотая рыбка: «Что тебе, старик надо? » — «Да что, вздурилась моя старуха пуще прежнего: не хочет быть воеводихой, хочет быть царицею». — «Не тужи! Ступай домой да молись богу, все будет сделано». Воротился старик, а вместо прежнего дома высокий дворец стоит под золотою крышею; кругом часовые ходят да ружьями выкидывают; позади большой сад раскинулся, а перед самым дворцом — зеленый луг; на лугу войска собраны. Старуха нарядилась царицею, выступила на балкон с генералами да с боярами и начала делать тем войскам смотр и развод: барабаны бьют, музыка гремит, солдаты «ура» кричат!
Ни много, ни мало прошло времени, придокучило старухе быть царицею, велела разыскать старика и представить пред свои очи светлые. Поднялась суматоха, генералы суетятся, бояре бегают: «Какой-такой старик? » Насилу нашли его на заднем дворе, повели к царице. «Слушай, старый черт! — говорит ему старуха. Ступай к золотой рыбке да скажи ей: не хочу быть царицею, хочу быть морскою владычицей, чтобы все моря и все рыбы меня слушались». Старик было отнекиваться; куда тебе! коли не пойдешь — голова долой! Скрепя сердце пошел старик на море, пришел и говорит: «Рыбка, рыбка! Стань в море хвостом, ко мне головой». Золотой рыбки нет как нет! Зовет старик в другой раз — опять нету! Зовет в третий раз — вдруг море зашумело, взволновалося; то было светлое, чистое, а тут совсем почернело. Приплывает рыбка к берегу: «Что тебе, старик, надо? » — «Старуха еще пуще вздурилася; уж не хочет быть царицею, хочет быть морскою владычицей, над всеми водами властвовать, над всеми рыбами повелевать». Ничего не сказала старику золотая рыбка, повернулась и ушла в глубину моря. Старик воротился назад, смотрит и глазам не верит: дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане. Начали они жить по-прежнему, старик опять принялся за рыбную ловлю; только как часто ни закидывал сетей в море, не удалось больше поймать золотой рыбки.