Тема: Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»




Конспект урока по чтению для 2 класса.
Тема: К. И. Чуковский. «Федорино горе».
Цель: познакомить детей с биографией и творчеством К. И. Чуковского.
Развивать образное и ассоциативное мышление; тренировать навык осмысленного и выразительного чтения.
Прививать любовь к чтению.
Оборудование: портрет писателя, запись оперы «Мойдодыр», карточки с загадками К. И. Чуковского, выставка из сказок К. Чуковского.
План урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Постановка цели урока
Изучение нового материала.
      1.Подготовка к восприятию. Актуализация знаний.
      2. Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя.
V.  Физкультминутка.
VI. Работа над сказкой «Федорино горе».
Первичное чтение сказки про себя.
Первичная проверка понимания.
Работа с иллюстрацией.
     VII. Итог урока.
     VIII. Домашнее задание.
Ход урока
  Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Чтение 2-3 сочинений о любимом времени года.
 Постановка цели урока.

· Сегодня мы будем читать сказку замечательного детского  писателя. Вы знакомы с ним с самого раннего детства, его стихи и сказки читали вам, когда вам было два-три года. Фамилию я называть не буду – вы должны вспомнить ее сами.
Изучение нового материала.
Подготовка к восприятию. Актуализация знаний.
Звучит увертюра к опере «Мойдодыр». На ее фоне учитель читает строки из сказки (любые на память).
а) Ехали медведи
    На велосипеде.
    А за ними кот
    Задом наперед.
б) Долго, долго крокодил
    Море синее тушил
    Пирогами, и блинами,
    И сушеными грибами.
в) Муха, Муха, Цокотуха,
    Позолоченное брюхо!
    Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.

· Ребята, вам знакомы эти строки?

· Кто их автор?

· Какие строчки из стихов вам знакомы?
Чтение учителя отрывков из сказок. Дети угадывают названия.
2. Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя.

· А что вы знаете о жизни писателя? Каким он был человеком?
Учитель показывает портрет писателя и рассказывает о нем.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. К сожалению, его жизненный путь завершен. Его день рождения – 1 апреля. Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго.
Вообще-то, Корней Иванович был критиком, литературоведом, а сказочником он стал совершенно случайно. Случилось это так. Заболел его сынишка, мальчик стонал, плакал, долго не засыпал. Корней Иванович, чтобы как-то развлечь его, стал рассказывать сказку:
                                             «Жил да был крокодил,
                                             Он по улицам ходил
                      Крокодил, Крокодил, Крокодилович
Это первые строки его сказки «Крокодил». Мальчик затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу снова рассказать вчерашнюю сказку. Оказалось, что мальчик запомнил ее всю.
И второй случай. Работая в своем кабинете, Корней Иванович услышал, как рыдает его младшая дочь, не желая мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя сказал ей:
                                               «Надо, надо умываться
                                               По утрам и вечерам.
                                               А нечистым трубочистам
                                               Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так появился «Мойдодыр».

· Кроме сказок у Чуковского есть и загадки. Я раздам вам их на карточках. А вы будете загадывать их друг другу. (карточки раздаются хорошо читающим ученикам)
Чтение и разгадывание загадок детьми.
Физкультминутка.
 В темном лесе есть избушка,
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят.
Работа над сказкой «Федорино горе».

· Сейчас мы с вами тоже прочитаем об одной бабушке, про которую поведал нам Корней Чуковский. Давайте прочитаем про себя, потренируемся, если будут вопросы, я на них отвечу.
Первичное чтение сказки про себя.
Первичная проверка понимания.

· Понравилась ли вам сказка?

· Что особенно запомнилось?

· Что было смешного?

· А что грустно?

· Жалко ли вам Федору? Почему?
Работа с иллюстрацией.

·  К каким строкам можно отнести данные иллюстрации?
Итог урока.

· Что вы узнали о К. И. Чуковском? Что больше всего запомнилось?

· Какое у вас после этого урока настроение?
Домашнее задание.
Подготовиться к выразительному чтению сказки «Федорино горе»;
Нарисовать иллюстрацию к запомнившейся загадке.
Приложение к уроку ( загадки К. И. Чуковского)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Словно плитку шоколадную,
Я поднимаю в высоту.
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Маленькие домики по улице бегут.
Мальчиков и девочек те домики везут.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю про полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну.