Конспект занятия по развитию речи и окружающему миру От землянки до дворца (по сказке А.С.Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке


Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «От землянки до дворца» (по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их созданию с помощью сочетания новых частей.
Задачи:
1. Познакомить со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Формировать умение задавать различные типы вопросов по сказке.
2. Развивать связную диалогическую речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение работать с таблицей.
3. Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина, прививать любовь к художественному слову.
Словарная работа: землянка, изба с тесовыми воротами, светлица, терем.
Предварительная работа:
1. Чтение и анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
2. Дидактическая игра «Что хотел герой», «Задай вопрос»
Ход образовательной деятельности:
1. Орг.момент
Здравствуйте ребята! В моем сказочном волшебном ларце есть что-то необыкновенное, попробуйте с помощью игры «Да-нет» узнать, что я прячу от вас, задавайте вопросы. (Проводится игра «Да-нет» на классификацию объектов»)
- Этот объект относится к миру живой природы? (да). Этот объект из царства животных? (да) Этот объект – рыба? (Да) По цвету – золотая? (да) Это Золотая рыбка??!!
- Верно, ребята, у меня в ларце настоящая Золотая рыбка и она появилась не просто так, а для того, чтобы узнать, хорошо ли вы знаете сказку, в которой она живет. Рыбка принесла Вам разные задания, которые вам предстоит пройти, кто справится с ними – того ждет сюрприз!
2. Основная часть
Задания от Золотой рыбки:
- Составить вопросы о персонажах (героях) сказки, выложить с помощью карточек вопросы на доске.
(- Что делал старик в сказке? Что делала старуха? Какой характер был у старухи? Какой характер был у старика? Почему …? Что было бы если …? ) Дети сами составляют различные типы вопросов и адресуют их друг другу.
- Дети, а где жили старик со старухой? (в землянке). Кто может объяснить значение слова «землянка»? Смотрим на экран (показ слайда и объяснение).
- Вспомним сказку, после того, как у старухи появилось новое корыто, чего еще захотела старуха? (Избу).
- Рыбка выполнила желание и у старика со старухой появилась «изба со светелкой, с новыми тесовыми воротами» (Показ слайда с пояснениями новых слов).
- Как называется жилье, в котором оказалась старуха, когда стала дворянкой? (Терем).
- Что означает слово «терем»? (слайд и объяснение).
- Кем потом захотела стать старуха? Как называлось ее новое жилье? (Царские палаты, дворец).
- Давайте назовем, где же жила старуха (работа с морф.таблицей). Рассмотрим каждое жилье по признакам: материал, количество, размер, части, система.
Рыбка предлагает вам помочь старику со старухой. Вам необходимо придумать для них новое жилье, взяв самое лучшее качество о каждого дома, которые мы с вами рассмотрели от самой первой землянки и до дворца
3. Заключительная часть. Подведение итогов.
- Скажите, нам удалось для старика со старухой придумать современный умный дом, в котором они будут счастливы?
- Рыбка благодарит Вас за работу! А напоследок, вы можете прошептать ей свое заветное желание!