Урок по математике во 2 классе по теме Число 100 с применением мотивационых методов и приемов


Математика. 2 класс. УМК «Школа России»Тема урока: «Число 100»
Цели деятельности учителя Закреплять знания о том, что 1 сотня – это 10 десятков; отрабатывать умение определять разрядный состав числа, роль каждой цифры в числе; продолжать формировать умение сравнивать именованные числа, решать задачи изученных видов; развивать навыки счета, наблюдательность
Тип урока Комбинированный
Планируемые образовательные результаты Предметные: знают, как образуется число 100, отличительные особенности числа 100 от двузначных и однозначных чисел, единицы измерения длины – миллиметр, сантиметр, дециметр, геометрические фигуры, их особенности; умеют записывать двузначные и однозначные числа, преобразовывать величины, решать простые и составные задачи изученных видов, отличить треугольник и четырехугольник.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником и тетрадью для проверочных работ, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность; проявляют личную ответственность
методы и формы обучения Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, парная
Образовательные ресурсы http://www.olesya-emelyanova.ru/index-stihi-korolevstvo_chisel.html – Сценарии Олеси Емельяновой
http://www.fizkult-ura.ru/node/113 – ФизкультУРАОборудование Счетные палочки, пучки палочек
Основные понятия и термины Сотня, увеличить, уменьшить, меньше, больше, равенство, сравнить, двузначные числа, однозначные числа, десяток, единица, сантиметр, дециметр, миллиметр, величины, геометрические фигуры, многоугольник, треугольник, четырехугольникорганизационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельностьучащихся Формы организации совзаимодействия Формируемые умения
(универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая подготовка Приветствие учащихся, проверка готовности
к уроку
Учитель читает стихотворение:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы писать.
Сели прямо, спины ровно,
А тетрадки чуть наклонно.
Будут цифры хороши,
Их напишем от души!
С. Савинова
Демонстрируют готовность к уроку Фронтальная Регулятивные: контролируют свои действия Наблюдение
II. Ариф-
метический диктант Формирование умения записывать двузначные числа – Вам предстоит выполнить вид работы, о котором расскажет небольшое стихотворение:
Ручки в руки вы возьмете
И диктант писать начнете,
Тот диктант без слов и букв –
Арифметическим зовут.
С. Савинова
– Запишите число, в котором: 2 дес. 1 ед.; 4 дес. 6 ед.; 7 дес. 2 ед.; 5 дес.; 1 дес. 5 ед.; 2 дес. 3 ед.; 2 ед.; 3 дес. 3 ед.; 9 дес. 9 ед.
– Проверьте выполненную вами работу Слушают учителя; записывают двузначные числа,
в которых имеются единицы и в которых единицы отсутствуют;
осуществляют самопроверку (по образцу на доске) Фронтальная Регулятивные: осуществляют контроль, корректировку и оценку собственной деятельности. Познавательные: выделяют необходимую информацию, логически рассуждают, делают выводы.
Предметные: знают отличительные особенности двузначных чисел от однозначных; умеют записывать двузначные и однозначные числа.Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать Наблюдение
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
III. От-
крытие новых знаний.
Сообщение темы
и целей учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовкак усвоению изучаемого материала – К нам пришло удивительное число. Какое? Думаю, вы его узнаете без труда.
Учитель читает стихотворение-загадку:
Захотелось Единице
Как-то стать императрицей!
Два Нуля пришив к пальто,
Превратилась сразу в... (Сто)!
Сто теперь сидит на троне
В бриллиантовой короне,
И, пока нули при ней,
Все десятки служат ей!
О. Емельянова
– Итак, у нас в гостях число… (Сто.) Вы узнаете, как образуется число «сто», чем оно отличается от других чисел.
– Кто может назвать тему урока? («Сотня».)
– Возьмите счетные палочки. Положите на парту 9 десятков палочек. Сколько это единиц? (Девяносто.)
– Добавьте еще один десяток. Сколько десятков стало? (Десять.) Сколько это единиц? (Сто.)
– Чем отличается число 100 от других чисел, с которыми мы знакомились? (В нем 3 цифры (знака), т. е. оно трехзначное.)
– Запишите в тетрадях: 1 сот. = 10 дес. = 100 ед. Слушают учителя, отвечают на вопросы Фронтальная Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу; контролируют
и корректируют свою деятельность; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить.
Познавательные: выделяют
и формулируют познавательную цель, структурируют знания.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; приобретают мотивацию к учебной деятельности Уст-
ные ответы,
наблюдение
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
– Что обозначает в числе 100 цифра 1? (Одну сотню.)
– Что цифра 1 обозначает в числе 10? (Один десяток.) В числе 1? (Одну единицу.) IV. Систематизация знаний обучающихся о двузначных
и однозначных числахФормирование умений отличать двузначное число от однозначного, определять разрядный состав числа.
Задание 1
(с. 12 учебника, ч. 1).
Задания 3, 4
(с. 12 учебника, ч. 1). – Рассмотрите рисунок в задании 1.
– Сколько палочек на каждом рисунке? (24, 31, 100.)
– Сколько в каждом из этих чисел десятков и единиц? (В числе 24 содержится 2 десятка и 4 единицы, в числе 31 – 3 десятка и 1 единица, в числе 100 – 10 десятков, или 100 единиц.)
Учитель выносит на доску задание 3.
– Прочитайте записанные на доске числа.
– Что общего у всех чисел? (Они двузначные.)
– Сколько десятков в числе 84? (Восемь.)
– Сколько в нем единиц? (Четыре.)
Аналогично рассматриваются остальные числа.
– Используя цифры 1, 5, 9, запишите все возможные двузначные числа. Слушают учителя; работают с учебником; отвечают на поставленные вопросы. Выполняют задания. Фронтальная.
Индивидуальная. Регулятивные: формулируют учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; анализируют числа, сравнивают их, делают выводы, определяют разрядный состав чисел.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать, понимать партнеров по речевому общению, аргументированно доказывать свою точку зрения, не создавая при этом конфликтных ситуаций. Уст-
ные ответы,
наблюдение.
Формирование умения сравнивать именованные числа. Организует повторение изученного материала:
– в 1 сантиметре содержится 10 миллиметров;
– в 1 дециметре содержится 10 сантиметров.
Предлагает учащимся выполнить задание в парах либо самостоятельно с последующей взаи- Сравнивают именованные числа; осуществляют взаимопроверку Индивидуальная.
Групповая Регулятивные: прогнозируют результат; способны к мобилизации волевых усилий.Познавательные: анализируют, сравнивают, делают выво- Наблюдение.
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Задание 5
(с. 12 учебника, ч. 1). мопроверкой. (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками). (пар-ная).ды; строят логическую цепочку рассуждений; умеют преобразовывать величины.
Коммуникативные: знают правила сотрудничества, управляют поведением партнера, уважают в общении как партнера, так и себя. Физкультминутка Вышли уточки на луг: «Кря-кря-кря!»
Пролетел веселый жук: «Ж-ж-ж!»
Гуси шеи выгибают: «Га-га-га!»
Клювом перья расправляют.
Ветер ветки раскачал?
Шарик тоже зарычал: «Р-р-р!»
Зашептал в воде камыш: «Ш-ш-ш!»
И опять настала тишь: «Ш-ш-ш» Ходьба на месте; взмахи руками-«крыльями»; круговые вращения шеей; повороты туловища влево-вправо; наклоны вперед; потягивания Фронтальная Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их
с действиями учителя и одноклассников.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества Наблюдение
V. Ра-бота
над задачами Решение составных задач изученных видов.
Задания 6, 7
(с. 12 учебника, ч. 1) Решение задачи 6:

1) 2 + 6 = 8 (кг) – нес папа.
2) 2 + 8 = 10 (кг) – всего.
Ответ: 10 килограммов овощей.
Решение задачи 7:
Было – 5 л Слушают учителя, отвечают на вопросы; выделяют условие, вопрос; называют данные и искомое Фронтальная.
Индивидуальная Регулятивные: планируют и прогнозируют собственную деятельность; осуществляют контроль и оценку своей деятельности и деятельности партнеров.
Познавательные: создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно-следственные Уст-
ные ответы,
наблюдение
Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Израсходовали – 2 л и 1 л
Осталось – ?1) 2 + 1 = 3 (л) – израсходовали.
2) 5 – 3 =2 (л) – осталось.
Ответ: осталось 2 литра кваса числа; доказывают, что задача является составной;
составляют краткую запись; обосновывают выбор знаков действия для решения задачи связи, строят логическую цепочку рассуждений; аргументируют выбор знаков действия.
Личностные: осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений; проявляют самостоятельность VI. Ра-бота
с геометрическим материалом Развитие умений находить определенные геометрические фигуры и работать
с ними.
Задание
(с. 12 учебника, ч. 1, на полях) – Рассмотрите рисунок на полях учебника.
– Назовите каждую из фигур.
– На каждом из чертежей посчитайте количество треугольников и четырехугольников:
Ответ:
1-й чертеж – 3 треугольника;
2-й чертеж – 3 треугольника и 3 четырехугольника;
3-й чертеж – 5 треугольников и 3 четырехугольника Работают
в группах, находят на чертежах треугольники и четырехугольники Групповая
фронтальная Регулятивные: планируют, контролируют, корректируют, оценивают процесс и результат деятельности своей группы.
Познавательные: создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, делают выводы.
Коммуникативные: умеют работать в группе, применяют правила сотрудничества Уст-
ные ответы,
наблюдение
VII. Са-
мосто-
ятельная Работа с учебником: задание 9 (с. 12 учебника, Организует и направляет деятельность учащихся. Предлагает самостоятельно выполнить задание 9.
– Найдите значения выражений. Самостоятельно находят значения выражений; осущест-Групповая (пар-ная).Регулятивные: контролируют собственную деятельность, при необходимости корректируют ее.Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7
работа обучающихсяч. 1),
Проверочная работа (с. 4, 5тетради для проверочных работ) – Проверьте в парах выполненную работу.
– Выполните по вариантам задание в тетради для проверочных работ вляют взаимопроверку. Выполняют проверочную работу Индивидуальная Познавательные: создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений VIII. Ре-
флексия учебной деятельности Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание – Что нового узнали сегодня на уроке?
– Какая работа была для вас самой интересной?
– Что бы вам хотелось выполнить еще? Отвечают
на вопросы,
делают выводы, обобщения Фронтальная Регулятивные: понимают причины успеха или неуспеха; осознают качество и уровень усвоения.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии; логически рассуждают, строят цепочку умозаключений