Урок Творчество Михаила Александровича Шолохова


Наименование предмета: русская литература
Утверждаю:
группа дата Зам.дир.по учебной части

_________Б.Жолшыбеков План урока № 13
Тема урока: Михаил Александрович Шолохов
Цели урока:
1.Образов: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.А.Шолохова, особенностями творческого метода писателя.  2.Развив.: развитие аналитических умений и самостоятельной деятельности учащихся, развивать устную речь, логическое мышление.
3.Воспитат.:воспитывать у обучающихся бережное отношение к слову, к культуре речи.
Тип урока: обобщение знаний
Метод урока: пробуждение интереса
Наглядности урока: портрет писателя, иллюстрации
Ход урока:
1.Организационный момент(3мин.)
1)приветствие
2)беседа со старостой группы
3)проверка наличия учебных принадлежностей
2.Проверка домашнего задания (10мин.)
1)Фронтальный опрос по пройденной теме
2)СЛОВАРНАЯ РАБОТА: казак, казачество, гражданская война, метафора, эпитет, сравнение.
3.Основная часть урока(20мин.)
Ранние годы
Родился Михаил Шолохов 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.) в семье служащего торгового предприятия.
Первое образование в биографии Шолохова было получено в Москве в годы Первой Мировой войны.
Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии в городе Богучаре. Приехав в Москву для продолжения образования и не поступив, вынужден был сменить множество рабочих специальностей, чтобы прокормиться. В тоже время в жизни Михаила Шолохова всегда находилось время для самообразования.Начало литературного путиВпервые его произведения были напечатаны в 1923 году. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало важную роль. После изданий фельетонов в газетах, писатель публикует свои рассказы в журналах. В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый из цикла донских рассказов Шолохова – «Родинка». Позже все рассказы из этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы»(1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).Расцвет творчестваШирокую известность Шолохову принесло произведение о донских казаках во времена войны – роман «Тихий Дон» (1928-1932).Эта эпопея со временем стала популярна не только в СССР, а еще в Европе, Азии, была переведена на многие языки.Еще одним известным романом М. Шолохова является «Поднятая целина» (1932-1959). Этот роман о временах коллективизации в двух томах в 1960 году получил Ленинскую премию.С 1941 по 1945 год Шолохов работал военным корреспондентом. За это время он написал и опубликовал несколько рассказов, очерков («Наука ненависти» (1942), «На Дону», «Казаки» и другие).Известными произведениями Шолохова также являются: рассказ  HYPERLINK "http://all-biography.ru/books/sholohov/sudba-cheloveka" «Судьба человека» (1956), неоконченный роман «Они сражались за Родину»(1942—1944, 1949, 1969).Стоит отметить, что важным событием в биографии Михаила Шолохова в 1965 году было получение Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон».Последние годы жизниС 60-х годов Шолохов практически перестал заниматься литературой, любил уделять время охоте и рыбалке. Все свои награды передал на благотворительность (постройку новых школ).Умер писатель 21 февраля 1984 года от рака и был похоронен во дворе своего дома в станице Вешенской на берегу реки Дон.Интересные фактыКогда Шолохов пришел свататься к одной из дочерей П. Я. Громославского, бывший казачий атаман предложил взять в жены другую его дочь – старшую Марию. В 1924 году они поженились. В браке они прожили 60 лет, в семье родилось четверо детей.Шолохов был единственным советским писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения действующей власти. Его называли «любимцем Сталина», хотя Шолохов – один из немногих, кто не боялся говорить вождю правду.Вокруг имени Шолохова периодически всплывала проблема авторства его произведений. После выхода в свет романа «Тихий дон» возник вопрос: как такой молодой писатель за такой краткий период смог создать столь объемное произведение. По распоряжению  HYPERLINK "http://all-biography.ru/alpha/s/stalin-iosif-vissarionovich-stalin-joseph-vissarionovich" Иосифа Сталина даже была создана комиссия, которая, изучив рукопись писателя, подтвердила его авторство.В 1958 году на Нобелевскую премию по литературе вместе с Шолоховым выдвигался  HYPERLINK "http://all-biography.ru/pasternak-boris.html" Борис Пастернак, который и стал обладателем премии этого года4.Закрепление урока(10мин.)
Определим основные черты творчества писателя. 1. Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества. 2. Стремление художественно запечатлеть такие поворотные этапные периоды в жизни нашей страны, когда борьба нового мира протии старого выступает в наиболее острой, драматической форме. 3. Отсутствие идеализации действительности. 4. Эпическая широта, склонность к монументальным художественным палитрам, к постановке серьезных вопросов об исторических судьбах народа. 
5. Заключительный этап урока (2мин.)
1)подведение итогов: выставление оценок
2)задание на дом: стр. 110-135