Разработка урока по русскому языку Прямое и переносное значение слова система Занкова, 1 класс


Пепенина Лариса Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 9»
г.БелгородаУрок по русскому языку в 1 классе
Система Л.В.ЗанковаТема: Прямое и переносное значение слов.Цель деятельности учителя: способствовать формированию первоначальных представлений о прямом и переносном значении слов.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты
Предметные: находят словосочетания с прямым и переносным значением; различают звуки речи; дают характеристику звуков в простых по слоговому составу словах; осваивают написание слов с непроверяемыми орфограммами; употребляют прописную букву в начале предложения; понимают роль предложения и слова в речи, оформляют предложения в письменной речи.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, ориентируются в нравственном содержании поступков, развивают этические чувства.
Метапредметные универсальные учебные действия:
• познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, находят в тексте ответ на поставленный вопрос;
• коммуникативные: допускают существование различных точек зрения, учатся приходить к общему решению, формулируют собственное мнение и позицию;
• регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах.
Организационная структура урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Все собрались на урок,Всё проверьте, и тогда
Приготовили всё в срок?Мы начнем урок, друзья.
Где тетрадка, книжка, ручка?
II. Постановка учебной задачи и актуализация знаний.
Работа в парах.(1 пара - за доской)
-Составьте из картинок пары:
Кисть винограда – малярная кисть
Лист бумаги – лист дерева
Ручка шариковая – дверная ручка
Лук для стрельбы – лук овощ
Язык у человека – язык ботинка
Иголки у ежа – иголка швейная
*Проверка (за доской) - Какие пары образовали? Почему так?
2) Определение темы и цели урока.
- Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные)
- Как вы думаете, о каких словах пойдет речь сегодня на уроке? (многозначных)
– В каком значении могут употребляться эти слова? (в прямом и переносном).
– Тема нашего урока: «Прямое и переносное значение слов». Слайд 1
- Какую цель поставим сегодня на уроке? (научиться определять прямое и переносное значение многозначных слов) Слайд № 2
- Подумайте, где используются слова в переносном значении? (в художественных текстах).
- С какой целью? (они делают нашу речь более образной, богатой, точной).
3) Минутка чистописания. (используются эти же картинки).
- Предложите свое задание для минутки чистописания, используя эти многозначные слова. (Предложения детей).
- Я предлагаю вам записать начальные заглавные и строчные буквы многозначных слов. Продолжите строчку до конца. Слайд 3.
Кк Лл Рр Яя Ии
III. Изучение нового материала.
1. Выполнение упражнения 17, с. 11.
– Ребята, а кто такая Агния Львовна Барто? (Детская писательница.) Попробуйте прочитать стихотворение, которое она написала, вставляя в слова пропущенные буквы. Какие правила А. Барто должна была знать? (Жи – ши пишем с буквой и, ча – ща – с буквой а.) Спишите стихотворение, правильно вставляя пропущенные буквы.
* Самопроверка по слайду 4.
- Какие значения слова КЛЮЧ вы знаете? (открываю значения на доске):
Ключ
Дверной
Скрипичный
Гаечный
Родник
- Предложите задание к этим словам (предложения детей).
*Работа «цепочкой» у доски. Проверка сигнальными карточками.

- Если я называю словосочетания в прямом значении – приседаете, если в переносном – подпрыгиваете.Чистые руки, чистое небо, чистый лист, чистая душа, сломанный ключ, прозрачный ключ, длинная коса, острая коса, молодой месяц, весенний месяц.2. Словарная работа.
– Используя наш словарь в учебнике на с.17, определите, что означает слово бежать. (быстро перемещаться, перебирая ногами.)
– Давайте посмотрим правильное написание слов: бежать, бегу, бежишь, бегут. Какие трудности могут возникнуть при их написании? (Сложно при написании выбрать безударную гласную.) Запишите эти слова, отметьте орфограммы, поставьте ударение.
IV. Первичное осмысление и закрепление.
1)Выполнение упражнения 18, с. 12. Работа в группах.
– Прочитайте предложения.
- Я предлагаю это упражнение выполнить в парах. Найдите те предложения, в которых слово бежать употребляется в прямом значении.
– А в каких предложениях слово бежать употребляется в переносном значении? Заполните таблицу предложениями так, как требует задание в учебнике.
*Проверка по листам на доске сигнальными карточками.
Прямое значение Переносное значение
Лошадь бежит. Время бежит.
Курица бежит. Слёзы бегут.
Мальчик бежит. Речка бежит.
Дополнительно. Игра «Прямое и переносное значение».
- Если словосочетание употреблено в прямом значении – хлопают девочки, если в переносном – хлопают мальчики: чистые руки, чистая душа, золотое кольцо, золотые руки, холодный ветер, холодное сердце, тяжелый чемодан, тяжелый характер, железный гвоздь, железная дисциплина, острый нож, острое слово, воздушный шар, воздушный пирог.V. Итоги урока. Рефлексия.
-А теперь вернитесь к цели урока и проанализируйте, что получилось, а что нет на этом уроке, над чем еще предстоит поработать в дальнейшем.
- Оценим наш урок по шкале интереса и шкале трудности.
Интерес
Очень интересно
Интересно
Не очень интересно
Совсем не интересно Трудность
Очень трудно
Трудно
Легко
Очень легко
-Итак, наш урок получился интересным и не трудным. Всем большое спасибо за урок!