Окружающий мир, 1 класс, развивающая система Л.В. Занкова


Технологическая карта урока
Предмет окружающий мир, 1 класс, развивающая система Л.В. ЗанковаДата 16.04.2013.
Тип урока урок получения нового знания
Тема урока Коренное население твоего края
Цель урока расширить представления обучающихся о жизни коренного населения нашего края
Задачи урока Предметные УУД:
обобщить знания обучающихся о месте Ямала на карте России;
способствовать расширению кругозора об условиях жизни и деятельности коренных народов севера.
ЛУУД: формировать:- чувство гордости за народ, на территории которого мы живём;
- стремление к взаимопониманию с представителями иных культур и народов;
-уважение к истории и культуре другого народа, не допускающего их оскорбления и высмеивания.
РУУД: учить: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства её осуществления;
работать по составленному плану, используя дополнительные средства.
ПУУД: формировать умения: - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
- выполнять универсальные логические действия:
выполнять анализ;
производить синтез;
выстраивать логическую цепь рассуждений.
КУУД: формировать умения: - оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- слушать других, пытаться принять другую точку зрения;
- организовывать учебное взаимодействие в группе.
Ресурсы Музыкальное сопровождение урока:
ненецкая песня «Гонки на оленьих упряжках», исп. Гавриил Лагей;
ненецкая песня «Сенгакоца» (Колокольчик);
ненецкая песня «Суляко» (Весенний оленёнок);
песня «Дом мой – Ямал», исп. Елена Лаптандер.
2. Иллюстрации о жизни и быте ямальских ненцев.
3. Справочный материал по теме урока.
Организация пространства работа в группах
Этапы урока Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный Сегодня для урока нам нужны красный и зелёный карандаши. Проверьте, у вас на партах должны быть красный, синий и зелёный файлы. Проверяют готовность к уроку
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. (5 – 7 мин) РУУД:
определить цели и задачи урока;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
высказывать своё мнение; выслушивать одноклассников.
Звучит ненецкая песня «Сенгакоца» (Колокольчик)
- Нани торова.
- Чему вы удивились?
- Предположите тему нашего урока.
(Если дети затрудняются, показывает фрагменты Дня оленевода и предлагает дополнительный вопрос:
-кто главные герои праздника?
и снова предлагает детям назвать тему урока).
КОРЕННЫЕ ЖИТЕЛИ НАШЕГО КРАЯ
Мы определили тему урока, следует поставить цель и задачи урока. Какие?
ЦЕЛЬ – чему должны научиться.
ЗАДАЧИ – как это достигнуть.
Фиксирует на доске цель и задачи
Предлагает ответить на вопрос: «Зачем нам это нужно?»
Выслушивает мнения детей и подводит итог:
- у нас должно быть чувство гордости за народ, на территории которого мы живём;
-мы должны стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур и народов и уважению истории и культуры другого народа, не допускать их оскорбления и высмеивания.
Как называется наш округ? (ЯНАО)
-Вам интересно узнать, какие коренные национальности Севера живут рядом снами, чем занимаются?
Слушают.
Высказывают своё мнение.
Дают свои предположения.
Формулируют тему урока с помощью учителя.
Формулируют с помощью учителя.
Выдвигают свои версии.
ΙΙ. Совместное открытие знаний. (22 мин) ПУУ: работать с информационными текстами;
КУУД:
работать в паре,
слушать товарища,
выражать свои мысли и обосновывать своё мнение. -Ответы на эти вопросы даст каждая группа в конце работы.
Работа в группах
Выберите руководителя своей группы.
У каждой группы лежит задание.
Приступайте к выполнению заданий.
Группа № 1.
1. Прочитайте текст. Подчеркните зелёным карандашом строки, в которых даются географические сведения и Ямале.
2. Подчеркните красным карандашом строки, в которых говорится о коренных национальностях, проживающих на территории Ямала и отметьте знаком ˅ соответствующие рисунки на карте.
3. Подготовьтесь рассказать о своих открытиях.
Группа № 2.
1. Прочитайте текст. Выберите карточки и картинки, которые говорят о занятиях женщин тундры.
2. Приготовьтесь рассказать о своих открытиях.
Группа № 3.
1. Прочитайте текст. Выберите карточки и картинки, которые говорят о занятиях мужчин тундры.
2. Приготовьтесь рассказать о своих от-крытиях.
( на выполнение заданий отводится 10 мин. Во время работы групп звучит фоном a)ненецкая песня «Гонки на оленьих упряжках», исп. Гавриил Лагей;
b)ненецкая песня «Сенгакоца» (Колокольчик);
c)ненецкая песня «Суляко» (Весенний оленёнок).
Предлагает группам поделиться результатами выполненной работы
Работают в группах,
учитель по мере необходимости оказывает помощь.
От каждой группы выходят отвечать 1-2 человека. (3 мин)= 12 мин
III Первичная проверка понимания
(5 мин) РУУД: устанавливать связи;
ПУУД: сравнивать изучаемые объекты;
КУУД: использовать речь для взаимодействия. предлагает классу ответить на вопросы
- Скажите, отличаются ли условия жизни коренных народов Севера в тундре от наших городских?
Если «да», то чем?
Если «нет», то почему?
- Отличается ли труд женщин тундры от труда в городе? Чем?
- Отличается ли труд мужчин тундры от труда в городе? Чем? отвечают на вопросы
Подведение итогов. Релаксация. РУУД: устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
ЛУУД: осознавать личностный смысл предметных знаний -Напомните тему урока.
(Показ цели и задач урока)
Дайте оценку уроку
(понравилось, не понравилось, сделали новые открытия для себя)
-Когда вам работать было легко. А когда трудно?
-Что бы вы хотели ещё узнать о нашей планете?
-Где это можете узнать?
Выберите своё настроение и наклейте на карту ЯНАО
Всем спасибо за урок.
делятся своими впечатлениями
Приложения
Группа № 1
1. Прочитайте текст.
Ямало-Ненецкий автономный округ расположен в арктической зоне на севере крупнейшей в мире Западно-Сибирской равнины России. Более половины округа расположено за Полярным кругом, а также восточные склоны Приполярья, Полярного Урала.
Народы, проживающие на Ямале, можно условно разделить на коренные и пришлые. К коренным относятся те народы, которые испокон веков жили на Севере. Это ненцы, ханты, манси, селькупы, энцы и некоторые другие. К пришлым народам относятся русские, украинцы, белорусы, коми-зыряне, поляки и многие другие, приезжавшие сюда на протяжении четырехсот лет .2. Подчеркните зелёным карандашом строки, в которых даются географические сведения и Ямале.
3. Подчеркните красным карандашом строки, в которых говорится о коренных национальностях, проживающих на территории.
4. Выберите картинки, на которых изображена природа Севера.
5. Подготовьтесь рассказать о своих открытиях.
Группа № 2.
Прочитайте текст.
Традиционное занятие женщин – выделка шкур и шитье одежды из меха (ненецкие женщины славятся по всему Северу своим мастерством). Одежда ненцев идеально приспособлена к суровому климату Арктики. Малица – верхняя мужская одежда из телячьих шкур мехом внутрь, оленьими сухожилиями к ней плотно пришивают капюшон и рукавицы. Малица может служить спальным мешком в мороз и пургу.
Особым рукоделием отличаются тундровые женщины. Красивым национальным узором из бисера и цветных ленточек они украшают свои одежды.
Утром девушки отправляются за дровами. Обычно им приходится часами бродить по тундре в поисках кустарников, которые находятся глубоко под снегом. В тундре дров мало, каждая ветка – на вес золота. Ненцы умеют всего из двух-трех палочек разжечь костер, на котором можно вскипятить чай, сварить похлебку и одновременно обогреть жилище.
Женщины также отвечают за приготовление еды, установку чумов и воспитание детей.
Выберите карточки и картинки, которые говорят о занятиях женщин тундры.
Приготовьтесь рассказать о своих открытиях.
Группа № 3
Прочитайте текст.
Что касается мужчин, то они хоть и не работают так, как женщины, но тоже не сидят сложа руки.
Во-первых, они пасут оленей. И не надо говорить, что олень сам по себе пасется – за ним тоже глаз да глаз нужен.
Во-вторых, ненцы на диких оленей охотятся. Очень утомительное занятие. Сперва нужно долго преследовать оленей на нартах. Потом подстрелить.
Ненцы занимаются не только оленеводством, но и охотой на песцов, волков и других зверей, на птицу.
Осенью мужчины ловят рыбу.
Выберите карточки и картинки, которые говорят о занятиях мужчин тундры.
Приготовьтесь рассказать о своих открытиях.
манси ненцы селькупы
ханты энцы