План конспект занятия Изготовление юрты


План конспект занятия
Раздел: Изготовление хакасской юрты
Тема: Жилище хакасов
Цель: Познакомить детей с бытом и культурой хакасского народа.
Задачи:
1. Расширить знания детей о малой родине.
2. Воспитать интерес к материальной части и духовной культуре народа.
3. Развивать сообразительность, конструктивность мышления, творчество и фантазию.
Методы и приёмы:
Словесный: беседа, рассказ, повторение, вопросы.
Наглядный: рассматривание макета юрты, установленного на столе, иллюстраций с изображением хакасского аала, презентация «В далеком аале»
Практический: игровой, показ движений, техническая сборка макета юрты из картона
Технологии:
Педагогические:  игровая технология; компьютерная технология, коллективный способ обучения, индивидуальная.Здоровьесберегающие:  подвижная игра.
Материал и оборудование: иллюстрации природы, макета юрты. 
Оформление доски

Ход занятия:
1. Организационный момент
 Приветствие учащихся. - Изеннер. Что я сказала? Я поздоровалась на хакасском языке, давайте мы все вместе поздороваемся с хозяевами.
Молодцы, ребята, теперь мы можем пройти (подходят к юрте)
2. Объяснение нового материала
- Давным-давно хакасы жили в юртах. Юрта делилась на две половины, одна была женская, другая – мужской. Как вы думаете, где женская половина? Как вы это узнали? (перечисление предметов)
- В женской половине находилась посуда, одежда, т.е. те вещи, которые нужны женщине. А в мужской половине что вы видите? (орудия труда, охоты)
- Что еще вы заметили в юрте? (огонь) Зачем нужен огонь? (ответы) Огонь, дети, у хакасского народа особо почитался, он являлся оберегом семьи и дома. Как вы понимаете слово «оберег»? (ответы) В холод огонь согревал, в голод – кормил (люди могли себе варить еду). Очаг всегда находится в центре юрты. Как вы думаете, куда же выходил весь дым от костра? (дым выходит через отверстие на крыше) Во время рассказа демонстрируется презентация «В далеком аале».
- Мы с вами рассмотрели юрту. А сейчас скажите мне, чем занимались люди в семье? (ответы) Конечно, мама – готовит еду, папа – охотится, бабушка – вышивает, дедушка – охраняет очаг, а дети - играют. А вы любите играть?
3. Физминутка (игра «Юрта»)
Образуют круг и ходят по кругу со словами:
Юрта, юрта – круглый дом,
Побывайте в доме том,
Трудятся отец и мать,
Что мне делать? Отдыхать.
Быть без дела не люблю,
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей. (Пляска)
4. Практическая часть
Ребята, сегодня у нас есть уникальная возможность сделать макет юрты из картона. Мы будем вырезать по шаблону детали макета:
Шестиугольник (сторона 5 см.)
Прямоугольник (30 х 7 см.)
Конус (радиус 10 см.)
На доске пошаговая инструкция по изготовлению макета юрты, педагог акцентирует внимание учащихся на последовательность работы. При этом повторяется техника безопасности работы с ножницами, контролируется процесс изготовления.
6. Подведение итогов занятия: - Мы сегодня с вами познакомились и узнали как раньше жили хакасы, рассмотрели части юрты, узнали о женской и мужской половине, о значении очага.. Давайте попрощаемся с хозяевами юрты. И какие трудности возникали во время практической работы?
Выставка просмотр, анализ работ
7.Уборка помещения. Приведение в порядок инструментов и материалов и рабочих мест.
Используемая литература. 1. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1996. 2. Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. В 2-х частях. – Абакан, 1997. 3. Кидиекова И.К. Декоративно-прикладное искусство хакасов – часть художественной культуры этноса //Вопросы истории и культуры Южной Сибири.-Абакан,1997. 4. Кызласов Л.П. Древне хакасская культура чаатасVI-IXвв. Степи Евразии в эпоху средневековья. М, 1991. 5. Кызласов Л.П. Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. М, 1980.