Рабочая программа по социально- бытовому ориентированию 5,6,7,8,9 классов


РАССМОТРЕНОСОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДЕНО
На заседании МО учителейЗам. директорапр. по школе №___
учителей начальной школы__________________от « ____» ____2013г
протокол №_____________«____» сентября 2013г
от «____» сентября 2013г.
Рабочая программа учебного предмета
« Социально – бытовое ориентирование»
для 5с,6с,7с,8с,9с специальных (коррекционных) классов 8 вида
на 2013/ 2014 учебный год
Составитель: О.Б. Окотэттосоциальный педагог
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа по социально-бытовой ориентировке соответствует Федеральному компоненту стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, учебному плану МБУОШИ «Новопортовская школа- интернат среднего (полного) общего образования» рассчитанному на шестидневную рабочую неделю.
Программа составлена на основе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вид (издательство ВЛАДОС, 2000год под редакцией В.В. Воронковой). Она детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, тематическое поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся по каждому разделу программы, учебно-методическое обеспечение. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.
Общая характеристика учебного предмета
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для школы VIII вида, а особенно остро она стоит перед учителем социально-бытовой ориентировки, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.
Для социализации данной категории учащихся необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Причины затруднений связаны с особенностями их интеллектуального развития. Многие приходят в школу с негативным отношением к учебной деятельности, имеют формальные мотивы учения, отличаются интеллектуальной пассивностью, безынициативностью. Играют роль и относительно меньшие возможности общения с окружающим миром школьников, живущих в интернате. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, умственно отсталые дети не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности умственно отсталого ребенка социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Участие семьи в подготовке этих детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. В семьях домашнее хозяйство часто ведется столь плохо, что научиться чему-либо в таких условиях сложно. Л. С. Выготский отмечал: «Социальное воспитание умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания».
Программа СБО составляется с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.
На занятиях по СБО учащихся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют занятия, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи:
формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;
освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Воспитание позитивных качеств личности
Курс СБО изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, видеофильмов.
Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, учителей и воспитателей, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.
Освоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, обобщающих уроков, практических работ.
Аудиторные формы организации занятий:
Лекция-беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с учащимися. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;лекция с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций;
Практические занятия: дают возможность учащимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
Учебные сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых учащихся. Представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).
Форма итоговой аттестации учащихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.
Обязательные результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие специальную (коррекционную) школу VIII вида и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Два первых компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному плану Российской Федерации для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида на изучение социально-бытовой ориентировки отводится 68 часов, из расчета 2 часа в неделю для каждого класса.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту, в самостоятельном поиске работы и трудоустройстве.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:
в сфере организации питания:
– различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты. Крупы, кондитерские изделия;– определять способы употребления в пищу (в сыром, варённом, жареном виде) разных продуктов питания; – различать доброкачественные (пригодные к употреблению) и испорченные (непригодные к употреблению) продукты;– размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;– обрабатывать продукты питания перед приёмом в пищу: мыть (фрукты, овощи, ягоды), чистить, отваривать и др.;– готовить простейшие блюда (напитки, бутерброды, простейшие первые, вторые, третьи блюда);– правильно пользоваться столовой, чайной, кухонной посудой, столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой и ножом), кухонными приспособлениями и инструментами, некоторой бытовой кухонной техникой (мясорубкой, миксером и др.);– сервировать стол к завтраку (ужину, обеду);– убирать стол после еды; мыть посуду; убирать помещение кухни;– соблюдать правила приёма пищи, культуру поведения и общения за столом;в сфере ухода за телом:
– выполнять утренний и вечерний туалет (мыть руки, лицо, уши, шею, ноги, чистить зубы);– мыть тело;– мыть и расчёсывать волосы;– чистить и подстригать ногти на пальцах рук и ног;– пользоваться предметами и средствами гигиены, правильно их хранить;– пользоваться дезодорантом;– оценивать свой внешний вид (чистота лица, рук, волос, состояние ногтей, опрятность одежды, обуви), при необходимости вносить изменения.в сфере ухода за одеждой и обувью:
– пользоваться застёжками разных видов (пуговицами, кнопками, крючками, молнией, липучками);– складывать и развешивать одежду; размещать одежду в шкафу, в квартире (доме);– чистить одежду щёткой;– стирать одежду вручную и в стиральной машине;– гладить одежду;– выполнять мелкий ремонт одежды (пришивать пуговицы, вдевать резинку в пояс предметом одежды, зашивать одежду по распоровшемуся шву);– зашнуровывать обувь, завязывать шнурок на узелок и бантик;– чистить обувь;– сушить мокрую обувь;
в сфере ухода за жилищем:
– наводить порядок в помещении;– застилать постель;– удалять пыль с мебели, зеркал и др.;– подметать и мыть, пол;– пользоваться механической щеткой для чистки ковровых покрытий; вытряхивать половики;– пользоваться пылесосом;– выполнять уборку квартиры (повседневную, еженедельную, сезонную);– ухаживать за комнатными растениям (поливать, удалять сухие листья, удалять пыль с листьев, рыхлить землю) и цветочными горшками;Начиная с пятого класса, учащиеся знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе обучения у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
– ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск). Службы быта (парикмахерская, фотоателье, ателье по пошиву одежды, ремонтные мастерские, прачечная, химчистка, столовая). Связи (почта, телеграф), медицинской помощи (больница, поликлиника, служба «скорой помощи», аптека). Культуры (библиотека, кинотеатр, музей);– различать узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др.– ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания;– осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках.– ориентироваться в размерах, примерять и покупать одежду, обувь;– обращаться в службы быта, медицинской помощи, правильно вести себя при пользовании их услугами;– правильно вести себя в учреждениях культуры;– пользоваться телефоном; обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь;– ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт);– пользоваться деньгами, осуществлять платежи.
Важной особенностью работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является необходимость специального обучения способам проведения досуга. Этой задаче посвящены темы, связанные с учреждениями культуры (библиотека, кинотеатр) и местами отдыха (парк). У детей формируются:– представления о способах организации досуга (посещения парка, кинотеатра, библиотеки и др.);– умения правильно вести себя в местах отдыха и учреждениях культуры.
Начиная с 6 класса, учащиеся постепенно готовятся к семейной жизни.
Семья – это макросоциальная единица сообщества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. В рамках социально-бытовой ориентировки у учащихся формируются представления о важнейших аспектах жизнедеятельности семьи (психологическом, экономическом, хозяйственном и др.) и социально значимые умения:– называть свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес;– называть членов своей семьи: отца, мать, брата, сестру, дедушек и бабушек;– определять собственную социальную роль в семье (сын или дочка, внук или внучка, брат, сестра);– ориентироваться в распределении обязанностей в быту между членами семьи;– планировать семейный бюджет: определять сумму доходов в семьи за месяц, планировать расходы;– называть правила ухода за маленькими детьми в семье;– приглашать и принимать гостей;– поздравлять с праздником;– называть способы организации досуга семьи, уметь организовывать свой досуг.
Содержание данного раздела «Трудоустройство» (9 класс.) направленно на ориентировку учащихся:
– называть основные документы гражданина РФ.– называть документы, предоставляемые при поступлении в профессиональное училище, при устройстве на работу;– оформлять документы (заявление, анкета);– ориентироваться в ситуациях: заключения трудового договора, перехода с одной работы на другую, начисления трудового стажа, оформления больничного листа.
Тематическое планирование
5 класс
1. Введение – 1 ч.2. Личная гигиена – 3 ч.3. Одежда и обувь – 6 ч.4. Питание – 12 ч.5. Жилище – 2 ч. 6. Культура поведение – 4 ч.7. Торговля – 2 ч.8. Транспорт – 3 ч.
Практические работы.
Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос. Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. Заполнение почтового адреса на открытках, приготовление бутербродов, салата, варка яиц, заваривание чая, сервировка стола к чаю, чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды. Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе; чистка и сушка повседневной одежды, обуви.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.
Виды одежды и обуви, правила ухода за одеждой и обувью.
Виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом.
Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.
Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната, варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, правила передвижения на велосипеде.
Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них, стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.
Учащиеся должны уметь:
Совершать утренний туалет, в определенной последовательности совершать вечерний туалет, причесывать волосы и выбирать прическу.
Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу и омлет, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.
Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
Писать адреса на почтовых открытках.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения.
Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.
6 класс
1. Личная гигиена – 4 часа2. Одежда – 8 часов3. Семья – 2 часа4. Культура поведения – 5 часов5. Питание – 14 часов6. Жилище – 9 часов8. Транспорт – 6 часов9. Средства связи – 8 часов10. Торговля – 4 часа11 Медицинская помощь – 5 часов
12. Учреждения и организации – 3 часа
Практические работы
Мытье рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук. Варка макарон, картофеля, оформление готовых блюд. Написание адреса и индекса на конвертах, составление телеграмм, заполнение телеграфных бланков. Сухая и влажная уборка помещений, пользование пылесосом и уход за ним. Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на одежду, стирка и утюжка изделий из х/б и шелковых тканей; вязание изделий.
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны знать:
Правила закаливание организма, правила обтирания, правила соблюдения личной гигиены во время физических упражнений, походов, правила ухода за ногами.
Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.
Способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов в холодильнике и без него, различные меню ужина.
Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем, виды телеграфных услуг.
Виды медицинской помощи, функции основных врачей-специалистов.
Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, правила поведения в семье.
Гигиенические требования к жилому помещению, правила организации рабочего места школьника, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение комнатных растения, уход и допустимое количество их в квартире.
Правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.
Основные транспортные средства, виды междугороднего транспорта, стоимость проезда во всех видах транспорта, порядок приобретения билетов и талонов.
Основные виды продовольственных магазинов, их отделы, виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров.
Слова, обозначающие понятия, указанные в программе. Название предметов и материалов, используемых в работе и действия с ними.
Учащиеся должны уметь:
Мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за ногами.
Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.
Отваривать макаронные изделия, варить кашу на воде и молоке, отваривать картофель и готовить пюре, готовить запеканки из овощей и творога, оформлять готовые блюда, сервировать стол.
Находить по справочнику индекс предприятий связи, записывать адреса с индексом на конвертах, составлять различные тексты телеграмм, заполнять телеграфные бланки.
Записываться на прием к врачу, вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.
Проводить сухую и влажную уборку помещения, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
Пришивать пуговицы, крючки, кнопки, зашивать одежду. Подшивать платья, брюки, рукава. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия.
Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании движения транспорта, определять направление и зоны, пользоваться кассой-автоматом при покупке билетов на пригородные поезда.
Подбирать продукты к ужину с учетом меню, обращаться к продавцу, кассиру..7 класс
1. Личная гигиена – 2 часа2. Одежда и обувь – 12 часов3. Культура поведения – 4 часа4. Питание – 11 часов5. Транспорт – 6 часов6. Семья – 4 часа
7. Учреждения и организации – 3 часа8.. Жилище – 8 часов9. Торговля – 4 часа10. Средства связи – 7 часов11. Медицинская помощь – 6 часов
Практические работы:
Разучивание тихих и подвижных игр. Ремонт разорванных мест одежды штопка, утюжка. Уборка помещений, чистка мягкой мебели, мытье окон. Изготовление несложных поделок, используемых в качестве подарка, сувениров. Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд, сервировка стола к обеду. Упражнения в наложении повязок на рану, поврежденную конечность, заваривание травяного настоя. Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка, стирка изделий из хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины. Заполнение бланков на бандероль, упаковка бандеролей.
Учащиеся должны знать:
Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья, санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
Некоторые тихие и подвижные игры.
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств, способы утепления окон, правила ухода за мебелью, правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме, правила содержания домашних животных и птиц.
Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения в гостях, правила вручения и приема подарков.
Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми приборами.
Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средства, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки ран и наложение повязки меры по предупреждению осложнений, правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, растяжении и вывихах.
Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа.
Особенности стирки цветного и белого белья. Правила пользования моющими средствами, устройство и правила пользования стиральной машиной. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины, последовательность и особенности утюжки белья и одежды. Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды и виды оказываемых услуг, правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов, стоимость отдельных товаров, приобретать некоторые товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупок, правильно себя вести в магазине.
Перечень предметов, посылаемых бандеролью, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки бандеролей.
Составные части бюджета семьи и их размер. Основные статьи расходов в семье, размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.
Учащиеся должны уметь:
Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при уборке игрушек.
Убирать жилые помещения, чистить мебель, мыть зеркала и стекла, утеплять окна.
Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.
Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду.
Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны и накладывать повязки, накладывать временные шины.
Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе, обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону.
Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье вручную и с помощью стиральной машины, гладить белье и одежду.
Приобретать некоторые товары в промтоварном магазине, подсчитывать стоимость покупок, правильно себя вести в магазине.
Заполнять бланки на отправку бандеролей, составлять опись посылаемых предметов, упаковывать бандероли.
Подсчитывать бюджет семьи; подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день.
8 класс
1. Личная гигиена – 2 часа2. Одежда – 6 часов3. Культура поведения – 4 часа4. Семья – 6 часов5. Питание – 15 часов6. Жилище – 4 часа7. Транспорт – 3 часа 8. Торговля – 4 часа9. Средства связи – 5 часов11. Медицинская помощь – 7 часов12. Учреждения и организации – 4 часа13. Экономика домашнего хозяйства – 8 часов
Практические работы:
Упражнения в протирании кожи лица лосьоном, кремом; упражнения в одевании, купании, пеленании куклы, мытье детской посуды и игрушек. Выпечка печения, блинов, консервирование овощей, ягод; стирка и утюжка изделий из шерстяных и синтетических тканей. Упражнения в подсчете стоимости покупок, снятии показателей электросчетчика. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии, заполнение квитанций; мытье кафельных стен, чистка раковин; упражнения в оказании первой помощи при ожогах, при обморожении, помощь утопающему.
Учащиеся должны знать:
Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей, утюжка изделий.
Правила периодичности кормления ребенка из соски и ложки, купание ребенка, одевание и пеленание грудного ребенка.
Способы и последовательность приготовления изделий из теста, консервирование овощей.
Правила поведения юношей и девушек при знакомстве в общественных местах, дома, внешний вид.
Типы кожи и правила ухода за кожей лица.
Ассортимент товаров в различных спец. магазинах, стоимость промышленных и продовольственных товаров.
Правила пользования городским телефоном-автоматом и домашним, номера телефонов срочного вызова.
Правила и периодичность уборки кухни, санузла, моющие средства.
Основные автобусные маршруты, маршруты водного транспорта.
Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях, виды глистных заболеваний и меры предупреждения.
Основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.
Название материала, используемого на занятиях, слова, обозначающие понятия, указанные в программе, и использовать их в речи.
Учащиеся должны уметь:
Выбирать косметические средства в зависимости от состояния кожи, времени года.
Купать, одевать, пеленать куклу, кормить, содержать в порядке детскую постель, игрушки.
Готовить изделия из разных видов теста, солить овощи, оформлять изделия.
Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома, подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст.
Стирать, сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, утюжка блузок и платьев.
Выбирать покупку с учетом различных условий, подсчитывать стоимость покупок.
Объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, культурно разговаривать по телефону.
Мыть кафельные стены и раковину, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам.
Пользоваться расписанием, покупать билет, определять стоимость проезда.
Оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании, помощь утопающему.
Подсчитать расходы, снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т. д; планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки.
9 класс
1. Личная гигиена – 2 часа2. Одежда и обувь – 6 часов3. Семья – 8 часов4. Культура поведения – 4 часа5. Питание – 11 часов6. Жилище – 4 часа7. Транспорт – 4 часа8. Средства связи – 4 часа9. Торговля – 4 часа10. Медицинская помощь – 6 часов 11. Учреждения и организации – 5 часов12. Трудоустройство – 12 часов
Практические работы:
Упражнения в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей. Расчеты рационального ведения домашнего хозяйства. Определение размеров одежды и обуви, примерка одежды и обуви. Выведение пятен. Правила сервировки праздничного стола, приготовление вегетарианского борща, правила техники безопасности при пользовании бытовыми электроприборами. Уход за больным: переодеть, умыть, чтение назначений врача в рецепте, листа-вкладыша к лекарствам; составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заявки на материалы и инструменты; упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера; заполнение бланков денежных переводов, на посылки. Экскурсии в сбербанк, ЖЭК (ДЭЗ) для ознакомления с видами деятельности этих учреждений. Экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству. Составление деловых бумаг: заявление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, расписки, докладной записки.
Учащиеся должны знать:
О вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека.
Требования к культуре поведения, нормы морали и этики в современном обществе, правила приема гостей.
Порядок и условия заключения и расторжения брака, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок, санитарно-гигиенические требования и правила по Т.Б. при работе со средствами для выведения пятен.
Способы приготовления национальных блюд, правила сервировки праздничного стола.
Отделы рынка, цены на отдельные товары, отличия цен на ярмарке, рынке, в магазинах.
Меры по предупреждению инфекционных заболеваний, условия освобождения от работы (по болезни и ухода за больным).
Учреждения и отделы по трудоустройству.
Виды документов необходимых для поступления на работу, правила перехода на другую работу.
Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Правила расстановки мебели в квартире. Требования к подбору занавесей. Светильников и других деталей интерьера.
Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий.
Современные виды связи, денежные переводы и их стоимость.
Слова, обозначающие понятия, указанные в программе.
Учащиеся должны уметь:
Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей, соблюдать морально-этические норы в семье и обществе.
Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.
Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размерами, выводить пятна различными способами и средствами.
Сервировать праздничные стол, готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста, составлять меню праздничного стола.
Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями, вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупки.
Одевать, умывать, кормить больного, измерять температуру, ставить горчичники.
Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, автобиографию, обращаться в отделы кадров для устройства на работу.
Составлять заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.
Заполнять бланки почтово-телеграфного перевода, упаковывать посылку.
Календарно-тематическое планирование 
Руководство учебно-воспитательным процессом не может успешно осуществляться, если оно не предполагает проведение контроля за уровнем усвоения знаний и формирования практических умений и навыков на уроках социально-бытовой ориентировки. Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности и целесообразности. Учитель должен проверить:
усвоил ли ученик новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;
может ли ученик последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели;
способен ли ученик осуществлять освоенные действия в свернутом виде.
Таким образом, контроль усвоения материала по теме должен состоять из трех частей:
итоговый контроль усвоения содержания (контроль знаний);
контроль уровня сформированности умений (контроль умений);
итоговый контроль свернутой деятельности (контроль навыков).
Критерии оценки достижения учащихся
В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
самостоятельность ответа;
умение переносить полученные знания на практику;
степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Выставление отметки за четверть выставляется как среднеарифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего поурочного балла.
Годовая отметка выставляется как среднеарифметическое отметок по четвертям с учетом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец года.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Компьютер, учебные диски, демонстрационные материалы.Раздаточный материал: (карточки-задания, теоретический материал, диагностические методики). Опорные конспекты, книжный фонд, периодические издания, рабочая программа.
Список использованной литературы
1. В.В. Воронкова «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Москва, ВЛАДО – 2000 год.2. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., 1987. 3. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.5. Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости. М., 1983.6. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.7. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999.8. Дементьева Н.Ф., Шатанова Е.Ю. Характеристика обучения умственно отсталых людей, находящихся в психоневрологических домах-интернатах//Дефектология. М., 1987. № 3.9. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.10. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1967.11. Забрамная С.Д. Методические указания к психолого-педагогическому изучению детей-имбецилов. М., 1979.12. Занков Л.В. Вопросы психологии учащихся вспомогательной школы. М.,1954.13. Иванов Е.С, Исаев Д.Н. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей. СПб., 2000.14. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями. СПб., 1996.15. Кристен У. Поддерживающая коммуникация / Пер. с нем. // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.16. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.17. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.18. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990.19. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000.20. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1998.21. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми //Дефектология. М., 1984. № 122. Мнухин С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении//Восстановительная терапия и социально-трудовая адаптация. Л., 1965.23. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова Социально-Бытовая Ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
Литература, рекомендуемая для подготовки учителя к занятиям.
1. Агранович-Пономарева Е.С, Аладова Н.И. Наша квартира: конструктивные приемы обустройства удобного и красивого жилища. М.; Минск, 2002.2. Астафьев В.И., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству. Минск, 2001.3. Борисова М. Моя первая кулинарная книга. СПб., 2002. Ваша квартира от А до Я: Энциклопедия домашнего хозяйства. М.; Минск, 2000.4. Виноградова И., Кокорев Р., Колосова М. и др. Основы потребительских знаний: Учебник для старших классов общеобразовательных учреждений / Под ред. П. Крючковой. М., 2001.5. Дерюгина М. П. Ребенок: Воспитание и уход. М.; Минск, 2001.6. Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учебник для 8-11 классов. М., 2000.7. Зайцев Г. Уроки Айболита: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1997.8. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра: Пособие для детей 5-8 лет. СПб., 1996.9. Замыцкова О.И. Делопроизводство: Учебник для колледжей. Ростов на Дону, 2001.10. Ишук В.В., Нагибина М.И. Домашние праздники. Ярославль, 2000.11. Кияткина О. И. Этикет и сервировка стола. М.; Минск, 2002.12. Коробковский Г.В., Смирнов Г.Л. Экономика домашнего хозяйства. Л., 1991.13. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие. М., 2001.14. Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 6 класса. М., 2001.15. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов. М., 2002.16. Снегирева А. Между нами, девочками: Энциклопедия для девочек. М., 2000.17. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Кулинарные работы и обработка тканей: Дидактический материал по трудовому обучению: 5 класс: Книга для учителя. М., 1996.18. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 5-6 классов. М., 2002.19. Усачев А.А., Березин А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.20. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД для 5 класса. М., 1998.21. Чумаков Б.Н. Валеология: Курс лекций. М., 2002.22. Янкелевич Е.И. Осанка – красивая, походка – легкая. М., 2001.