Отчёт о проведённом исследовании Написаны войной


Классный час «НАПИСАНЫ ВОЙНОЙ…» ( отчёт о проведённом исследовании )
УЧИТЕЛЬ: Я знаю, никакой моей вины в том,
что другие не пришли с войны,
В том, что они, кто старше, кто моложе,
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,
Речь не о том,
Но всё же, всё же, всё же…
- О чём речь ведётся в стихотворении А.Т.Твардовского?
Долг памяти. Этот долг памяти мы отдаём постоянно, иначе нельзя. Именно поэтому в преддверии Великого праздника мы с вами осуществили познавательно-исследовательский проект класса, назвали его «Написаны войной». Он, главным образом, о фронтовых письмах.
Ученик:1
Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев, Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже, На улицах сожженных городов... О, письма фронтовые грозных лет — Бесценней документов в мире нет!

Учитель . Как ждали писем с фронта! Маленькие треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Письма военных лет – в них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким.
Что мы узнали о фронтовых письмах? Как организовали свой исследовательский проект
расскажут мои соведущие. Пожалуйста, ребята.
Вед1. Для осуществления нашего проекта мы разделились на следующие группы:
- исследователи- историки
- исследователи - архивариусы
- исследователи-лирики
- исследователи-актёры
- исследователи семейных архивов
Вед2. Письма с фронта... Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком.
Вед.1 Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает:
За честь жены,За жизнь детей,За счастье Родины моей,За наши нивы и луга —Убей захватчика-врага.
Учитель. Какие же особенности имеют фронтовые письма как исторические документы?
Выст. историков
Письма с фронта, как исторические документы, имеют ряд особенностей.1.    Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал. 
2.    Многие письма очень короткие, сдержанные. Они написаны в перерывах между боями, накануне сражения. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой». 3.    Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу. 4.    Фронтовики постоянно смотрели смерти в глаза: вокруг погибали друзья, однополчане, каждый из них сам был «на волосок» от смерти. Поэтому мужество, героизм стали повседневными, будничными. О своих подвигах писали скромно, как о само собой разумеющемся. 5.    Не секрет, что письма просматривались военной цензурой. Строчки, содержащие важную информацию, военные данные, зачеркивались, закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой». 
Вед.1 Как же складывались фронтовые треугольники?
Ученик 1.«…Написал я всё, что надо, А увижусь — доскажу.А теперь письмо солдатаТреугольником сложу.
Ученик 2. Угол первый — самый главный,Этот угол я загну,Чтоб с Победою и славойМы окончили войну.
Ученик 1 Я сложу края второго — Вот и вышел уголок,Чтоб вернуться мне здоровымНа отеческий порог.
Ученик 1Ну а третий, ну а третийВ честь твою сложу скорей,Чтоб тебя, как прежде, встретитьИ назвать своей.
Ученик 1 Так лети с приветом жаркимНа заветное крыльцо,Треугольное, без марки,Фронтовое письмецо! »
Вед2. О чём писали фронтовики? Это мы выяснили, обратившись к письмам, бережно хранящимся в Брянском областном архиве. Пожалуйста, ребята.
Даня Денисенко, Даша Фомина, Артём Волков, Игорь Попов
Вед.1 Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих матерей, жен, детей…
Максим : Здравствуй, папа,
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Прежний-прежний, ну такой же самый…
Вед.2 Особенно теплых слов благодарности и уважения заслуживают почтальоны, доставлявшие письма на передовую. Они не допускали в работе почты никаких промедлений, понимая, что каждая минута на Войне может стать для бойца последней.
Вед.1 Если почта пришла в разгар боя, значит тут же и должна быть доставлена по адресу. Ведь солдату идти в бой гораздо легче, когда в его нагрудном кармане лежит весточка из дома!
Вед.2. Идет боец путем-дорогою,
Вокруг снаряды землю рвут,
Осколки их бойца не трогают,
Шальные пули не берут.
Вед 1 Простая сумка заколдована,
Она надежней, чем броня,
Когда в ней письма адресованы
Бойцам на линию огня.

Вед.2 Тяжело было и гражданским почтальонам - как они боялись и не хотели нести в дома похоронки
Инсценировка «Почтальонка»
- Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?
- Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.
Все газеты да газеты.
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!
- Почтальонка! Почтальонка!
Обошла ли все дома?
- Обошла я все дома. Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума!
- Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!
- Не могу снимать суму! Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому. Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка!
Серый камень на груди. Серый камень на груди.
Стопудовый на груди Стопудовый на груди.
Говорила баба Настя:
"В почтальонки не ходи!"
Cтихотворение В. Мавродиева «Мать».
Я как-то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо березок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук…
Не вскрикнула она. Не разрыдалась
И даже не сказала ничего –
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего…
Потом цветы на мрамор положила,
Еще взглянула и еще прочла,
Кулек конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоняя, и к выходу, усталая, пошла.
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Еще минуту тихо постояла
У памятника Матери, себе…
Вед.1 К сожалению, в семьях учеников нашего класса не сохранились фронтовые письма,
но память о героях-фронтовиках бережно хранится, передаётся из поколения в поколение.
Вед.2 Ребятами была проведена поисковая работа. И вот что узнали о своих родственниках
Выступление ребят.
СТИХИ Ангелины и Наташи
Вед.1 Нам хотелось, чтобы у нас осталось что-то связанное с проектом на память.
Вед.2. Решили, что это будут настенные календари с фотографиями наших прадедов и стихами ребят класса.
Вед.1 Коллективно разработали дизайн календаря.
Вед.2 А деньги заработали, проведя 14 марта сладкую ярмарку.
Учитель: Война закончилась 70 лет назад. Вы ее, к счастью, не видели. Может быть, тогда и не надо вспоминать о войне молодым и здоровым людям? Зачем жить прошлыми событиями и воспоминаниями?
Ответы ребят
Учитель: Я просила вас к сегодняшнему отчёту подготовить свои письма-треугольники от лица героического поколения наших дедов и прадедов. Итак, как вы думаете, чтобы они написали нам, живущим в 21 веке через 70 лет после войны?
Выкладывание треугольника, ответы, остаются возле доски.
1-й чтец: Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров.
2-й чтец: Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года.
3-й чтец: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»
4-й чтец: Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
5-й чтец: Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.
6-й чтец: Нет, забывать об этом нельзя.
7-й чтец: Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.
8-й чтец Поэтому так дороги нам фронтовые письма- свидетели Великой Отечественной войны.
Исполнение песни фронтовые письма шефами (9б класс)
.