Урок литературы в 11 классе Эвристическая беседа по стихотворению А. Ахматовой «Вечером»

Урок литературы в 11 классе
Эвристическая беседа по стихотворению
А. Ахматовой «Вечером»

Учитель русского языка и литературы Путято Галина Сергеевна
ГБОУ Школа № 1359

Анну Ахматову по праву считают «дамской» поэтессой, которая привнесла в русскую литературу совершенно новые веяния. Она впервые затронула в своих произведениях тему чувств и мыслей обычной женщины, показав, что представительницы слабого пола обладают очень чуткой и ранимой душой. Стихотворение «Вечер» написано в 1913 году в разгар молодости поэтессы, когда она была замужем за Николаем Гумилевым. Отношения их не были гладкими и искренними. Именно поэтому, скорее всего, так точно и деликатно переданы чувства лирической героини. Особое внимание в стихотворении посвящено созданию атмосферы ослепляющей влюбленности: звуковые, зрительные образы, запахи и аллюзии сливаются воедино, подчеркивая душевное состояние.
Чтение учителем стихотворения Анны Ахматовой «Вечером» .
Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем. Свежо и остро пахли морем На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: «Я верный друг!» И моего коснулся платья Как не похожи на объятья Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц, Так на наездниц смотрят стройных Лишь смех в глазах его спокойных Под легким золотом ресниц.
А скорбных скрипок голоса Поют за стелющимся дымом: «Благослови же небеса Ты первый раз одна с любимым».

Это стихотворение, как и вся ранняя лирика А. Ахматовой, интимное, камерное. В нем раскрывается мир переживаний женской души, утонченной, возвышенной, захваченной большим чувством, но безответным. Лирика Ахматовой драматична, и в этом стихотворении развертывается небольшая, но напряженная, насыщенная переживаниями новелла.
Попробуем в этом разобраться.
1. О чем говорит нам заглавие стихотворения «Вечер»?
( Уже заглавие стихотворения готовит читателя или слушателя к искренности и близости, на которую проще решится вечером.)
2. Сколько строк в стихотворении?
(Стихотворение состоит из 16 строк, поделенных на четверостишия. Пронзительные, чувственные строки объединяют в себе робость и отраду, спокойствие и страсть, боль и радость.
3. Что передает круговая рифма?
( Круговая рифма и чередование мужской и женской рифм передают смятение и смену чувств лирической героини).
4. О чем говорится в первой строфе?
(В первой строфе - лаконичное и психологически насыщенное описание места действия: ресторан в саду, где встретилась героиня с возлюбленным).
5. На что сразу обращает внимание бытовая деталь?
(Сразу обращает на себя следующая бытовая деталь, выписанная ярко и колоритно:
«Свежо и остро пахло морем// На блюде устрицы во льду»).
6. Каково значение эпитетов в этих строчках?
(За любой предметной подробностью в лирике Ахматовой стоит глубокое скрытое переживание. Вот и в этих строчках эпитеты призваны не столько передать впечатление от изысканного и утонченного блюда, сколько приоткрыть душевное состояние: острота и необычность нового чувства, напряженное ожидание любви).
7. Но счастлива ли героиня?
((Первые строки, которые современному читателю иногда кажутся банальными из-за того, что цитируются в ситуации, лишь внешне напоминающей обстановку стихотворения, уже намечают конфликт, служат прологом лирической драмы).
8. В чем мы видим развитие лирической драмы?
(Ее развитие передано в реплике («Я верный друг» – так говорят, расставаясь, а не начиная отношения),
жесте и размышлениях героини («И моего коснулся платья.// Как не похожи на объятья// «Прикосновенья этих рук»),
деталях внешности («Лишь смех в глазах его спокойных...»), остро воспринимаемых и анализируемых.
9. Как выражаются эмоции в стихотворении?
(В стихотворении нет прямого выражения эмоций, его психологизм скрытый: через перечисленные детали передаются напряженные душевные переживания героини, трагедия неразделенного в той мере, к какой стремится высокая и гордая, требовательная душа - чувства.)
10. В чем заключается кульминация душевного напряжения?
(Кульминация душевного напряжения заключается в музыкальной реминисценсии последней строфы, которая полностью повторяет эмоциональную интонацию первой. Тут и благословение чувству, без которого не может существовать героиня, которое дает ощущение полноты и напряженности жизни, и понимание того, что это чувство не получит достойного его ответа.
11. Как передается напряженность, утонченность и сила лирического переживания?
(Напряженность,утонченность и сила лирического переживания прекрасно переданы особенностями ахматовского стиха. Строчки, написанные привычным четырехстопным ямбом, содержат множество пиррихиев (особенно во 2-м и 3-м стихах), передающих драматизм состояния лирической героини, естественность разговорных интонаций.
12. Что усиливает эмоциональное впечатление от стихотворения?
(Эмоциональное впечатление усиливают переносы признак взволнованности, напряженности чувства. Рифмовка в строфе не традиционная перекрестная, а менее привычная, опоясывающая, соответствующая изысканности стиля стихотворения).
13. Что еще усиливает драму неразделенной любви?
(Драму неразделенной любви усиливает любопытный фонетический рисунок: обычных для любовного стихотворения сонорных в нем не так уж много, и они словно перебиваются резкими с-з-ж-ц, что также усиливает драму неразделенной любви).

Слово учителя.
Ранее обсуждать подобные вещи публично и, уж тем более, посвящать этому стихи, считалось признаком дурного тона. Однако Анна Ахматова переступила запретную черту и была за это вознаграждена тем, что сегодня ее имя вписано в русскую литературу золотыми буквами.
Только спустя много лет Ахматова раскрыла свою тайну, признавшись, что образ мужчины, кочующий из стихотворения в стихотворение, является вымышленным. Таким она хотела бы видеть своего возлюбленного, однако Гумилев не отвечал подобным идеалам. В итоге поэтесса перенесла в свои произведения выдуманного героя, каждый раз разыгрывая в воображении и на бумаге драматические сцены с его участием.
В подобном ключе было написано и стихотворение «Вечером». Поэтесса перенесла место действий этого произведения на морское побережье, где «звенела музыка в саду таким невыразимым горем». Для столь мрачных ассоциаций у героини стихотворения, с которой Ахматова отождествляла себя в большинстве случаев, был довольно веский повод. Ведь только что человек, которого она искренне любит, сообщил: «Я верный друг!». И, тем самым, безжалостно перечеркнул ее надежды на личное счастье.
Реминисце
·нция (лат. reminiscentia, воспоминание) элемент художественной системы, заключающийся в использовании общей структуры, отдельных элементов или мотивов ранее известных произведений искусства на ту же (или близкую) тему.
15