«СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1945 – 1991гг.», конспект урока-повторения истории, 9 класс


ДАТА:
КЛАСС: 9
ТЕМА:
«СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1945 – 1991гг.» (урок повторения)
ЦЕЛЬ:
Повторение и закрепление учебного материала по историческому развитию СССР в 1945 – 1991 гг.
ЗАДАЧИ:
Систематизировать и закрепить главные события в истории СССР; их даты, имена основных деятелей, основные понятия;
Коррекция и развитие умения устанавливать причинно-следственные связи посредством вопросно-ответной системы;
Вызвать чувство глубокого интереса к изучению истории страны в данный период времени.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийная презентация, проектор, компьютер
ТИП УРОКА:
Систематизация и обобщение знаний учащихся
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учащихся
Проверка готовности учащихся к уроку
5 – ти минутное чтение
II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Учитель:
В начале урока проведем диктант дат.
1112 г. -567 г. - 1543 г. -
1367 г. -1733 г. -2000 г. -
Учитель:
Сейчас вам нужно по «Ленте времени» определить век и половину века.
Учащиеся: (РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)
Учитель:
Проверим то, что у вас получилось при помощи карточек «ДА - НЕТ». Я сейчас вам говорю век и половину века, если это правильно – вы мне показываете карточку «ДА», если не правильно - карточку «НЕТ». Задание понятно?. Приступаем:
1112 г.- 1 половина XII века567 г.- 2 половина VI века1543 г.- 1 половина XVI века1367 г. - 2 половина XIV века
1733 г. - 1 половина XVIII века2000 г.- 2 половина XX века
Учитель:
Молодцы!
Учитель:
Сегодня у нас с вами последний урок в этом разделе. А вот название раздела вам нужно определить самим. Вы видите набор цифр и букв, каждая цифра и буква обозначает определённую букву и цифру, вам нужно соотнести цифры и буквы, и у вас получится название раздела, который мы заканчиваем сегодня изучать.
«19, 16, 3, 6, 20, 19, 12, 10,11 19, 16,32, 9 3 АЗГД - АЗЗА 4,16,5,29»
1 2 3 4 5 6 7 8 9
А Б В Г Д Е Ё Ж З10 11 12 13 14 15 16 17 18
И Й К Л М Н О ПР19 20 21 22 23 24 25 26 27
С Т У Ф Х ЦЧ ШЩ28 29 30 31 32 33 Ь ЫЪ Э ЮЯ Учащиеся: (РАБОТАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Учитель:
Что у вас получилось?
Учащиеся:
«Советский Союз в 1945 – 1991 годы»
Учитель:
Молодцы! Мы с вами закончили изучать раздел «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1945 – 1991 ГОДЫ». И на этом уроке мы с вами должны повторить знания, изученные в этом разделе. Как вы думаете, а для чего нам нужно сегодня вспомнить то, о чем говорили при изучении этого раздела?
Учащиеся:
Нужно вспомнить, что изучали в этом разделе, чтобы лучше запомнить события данного периода.
Учитель:
Давайте вспомним темы, с которыми мы знакомились в разделе «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В 1945 – 1991 ГОДЫ»
«Возрождение страны после войны»
«Борьба за власть после смерти И.В. Сталина»
«Реформы Н.С. Хрущева»
«Достижения в науке и технике в 50-60-е годы»
«Освоение космоса»
«Хрущевская «оттепель»
«Экономика и политика в годы застоя»
«Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война»
«Советская культура и интеллигенция в годы «застоя»
«Реформы М.С. Горбачёва»
«Распад СССР»
Учитель:
Давайте вспомним, какие задачи стояли перед руководством страны после окончания Великой Отечественной войны? (стр.222)
Учащиеся:
Перед руководством страны после окончания Великой Отечественной войны стояли задачи:
- Нужно было восстановить разрушенную страну после Вов;
- Восстановить экономику страну;
- Построить города и поселки, восстановить разрушенные шахты, заводы, фабрики;
- Перестроить заводы на «мирный лад»
Учитель:
Кто возглавил страну в результате борьбы за власть после смерти И.В. Сталина? (стр.226)
Учащиеся:
После смерти И.В. Сталина страну возглавил Н.С. Хрущев. (стр.230)
Учитель:
Благодаря кому произошла реабилитация людей?
Учащиеся:
Реабилитация людей произошла благодаря Н.С. Хрущеву.
Учитель:
А что такое «реабилитация»? (стр.232)
Учащиеся:
Реабилитация – это оправдание невинно осужденных граждан.
Учитель:
Какие изобретения были созданы в области атомной энергии?
Учащиеся:
Что улучшилось в жизни колхозников в период правления Н.С. Хрущева? (стр.232)
Учащиеся:
В период правления Н.С. Хрущева улучшило жизнь колхозников то, что освоение целинных земель привело к увеличению урожая хлеба. А это значит что излишки хлеба СССР стал продавать за границу. И появились деньги для развития промышленности.
Учитель:
Какие изобретения были созданы в области атомной энергетики? (стр.236 - 237)
Учащиеся:
В области атомной энергетики были созданы – атомный реактор, атомная бомба, атомная электростанция, атомный ледокол «Ленин».
Учитель:
Назовите имя первого в мире космонавта?
Учащиеся:
Первый в мире космонавт это Ю.А. Гагарин.
Учитель:
Кто сменил Н.С. Хрущева на посту главы государства? (стр.250)
Учащиеся:
Н.С. Хрущева на посту главы государства сменил Л.И. Брежнев.
Учитель:
Что такое дефицит? (стр.254)
Учащиеся:
Дефицит – это отсутствие в продаже какого-либо товара.
Учитель:
Какое было самое страшное оружие в мире? (стр.258)
Учащиеся:
Самое страшное в мире оружие было ядерное оружие.
Учитель:
О чем договорились советское руководство и президент Америки в 1972 году? (стр.259)
Учащиеся:
Советское руководство и президент Америки в 1972 году договорились о сокращении производства ядерного оружия.
Учитель:
Почему русские войска вступили в Афганистан? (стр.259)
Учащиеся:
Советское военное командование оказывало большое влияние на высшее военное партийных чиновников. Генералы влияли и на политику в стране. Брежнев и его окружение опасались, что высшее военное руководство может совершить военный переворот в стране и лишить их власти. Поэтому Брежнев старался не ссориться с генералами и выполнять все их требования. А военное командование стремились разрешить все конфликты между странами не мирным путем, а вооруженным. Так под влиянием военных Брежнев принял решение о вводе войск в Афганистан.
Учитель:
Сколько лет длилась война в Афганистане?
Учащиеся:
Война в Афганистане длилась 10 лет.
Учитель:
Расскажите, как жили советские люди в 70 – 80 годы?
Учащиеся:
Учитель:
Кто пришел к власти после смерти Л.И. Брежнева?
Учащиеся:
После смерти Л.И. Брежнева к власти пришел Ю.В. Антропов.
Учитель:
Почему после смерти Л.И. Брежнева часто сменялись руководители страны?
Учащиеся:
После смерти Л.И. Брежнева часто сменялись руководители страны потому, что они были все старше 70 лет, они были больными людьми.
Учитель:
Назовите имя кто начал «перестройку».
Учащиеся:
«Перестройку» начал М.С. Горбачев.
Учитель:
Какие реформы были проведены М.С. Горбачёвым? (перечислить)
Учащиеся:
Экономическая реформа - было разрешено создавать частные кооперативы, которые могли заниматься торговлей, пошивом одежды, обуви, изготовлением деревянных изделий, и выполнять разные услуги для населения. Было объявлено сокращение выпуска военной продукции, и начался перевод оборонных предприятий на выпуск необходимых населению товаров, таких как стиральные машины, инструментов, металлической посуды, телевизоров, магнитофонов, холодильников.
Реформа сельского хозяйства - начали возникать фермерские хозяйства
Учитель:
Когда распался СССР?
Учащиеся:
СССР распался в 1991 году
Учитель:
Назовите имя первого президента СССР.
Учащиеся:
Первый президент СССР – М.С. Горбачев
Учитель:
Назовите имя последнего президента СССР.
Учащиеся:
Последний президент СССР – М.С. Горбачев
Учитель:
Назовите имя первого президента Российской Федерации.
Учащиеся:
Первый президент Российской Федерации – Б.Н. Ельцин
Учитель:
Представьте себе, что вы решили создать портретную галерею исторических личностей периода с 1945 по 1991 год. Кого и почему вы поместите в эту галерею?
Учащиеся:
ВЫСКАЗЫВАЮТ СВОЕ МНЕНИЕ
Учитель:
Вот мы с вами и повторили то, что изучали на прошлых уроках в разделе «Советский Союз 1945 – 1991 годы». На следующих уроках мы с вами будем уже изучать исторические события, которые происходили не в СССР, а уже в России, с 1991 по 2013 годы.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Сейчас подведем итоги вашей работы на уроке.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
НЕТ