Развитие ремесла, торговли и сельского хозяйства в IX – XII веках


7 класс
Предмет: история Казахстана
Тема урока: Развитие ремесла, торговли и сельского хозяйства в IX – XII веках
Цели урока: Рассказать, как развивалось ремесленничество, промыслы, торговля и сельское хозяйство в IX – XII веках. Объяснить, как в процессе развития торговли обращались деньги, развивалось земледелие.
Научить ребят делать выводы, сравнивая развитие производства разных видов потребительских товаров.
Воспитывать у детей эстетический вкус.
Вид урока: комбинированный урок.
Приемы урока: Устный рассказ, собеседование.
Наглядные пособия: Карта Республики Казахстан, рисунки, иллюстрации с изображениями кувшинов, ювелирных изделий, юрты и др.
Проводим опрос домашнего задания. Обобщаем ответы учащихся.
Для изучения нового материала нужно составить следующий план:
1.Развитие различных видов ремесла.
а) Гончары, стеклодувы.
б) Кузнечное дело.
в) Ювелирное дело.
г) Косторезы.
2.Торговля, денежный оборот.
3.Земледелие.
В связи с тем, что урок ведется приемом разъяснения, собеседования, можно использовать следующую таблицу:
Ремесла в IX – XII веках
Виды ремесел Изготовляемые изделия Местонахождение в ходе археологических раскопок
Гончарное производство Керамические сосуды, кувшины, чаши, миски, блюда Отрар, Тараз, Туркестан, Куйруктобе, Талгар
Производство стекла Стеклянная посуда разных видов, оконное стекло Отрар, Тараз, Туркестан
Кузнечное дело Ножи, шилья, ножницы, кетмени, лемехи плугов, оружие Алматы, ТплгарЮвелирное ремесло Серебряные браслеты, золотые серьги, кольца, бусы, украшенные драгоценными камнями Отрар, Тараз, Талгар
Обработка кости Костяные булавки, шахматные фигурки, стрелы, лук, отделанный костяными пластинками Талгар, Куйруктобе Напомнив ученикам из прошлых уроков о торговых связях городов на пути следования Великого Шелкового пути, можно задать ученикам вопросы: «Из-за появления какого товара, пользующегося огромным спросом и почему возник Великий Шелковый путь?», «Какие товары производились в других странах и пользовались широким спросом по пути следования?» и др. (С использованием карт.)
Затем внимание учеников переводим на то, что постепенно простой обмен перестал устраивать людей и они придумали в качестве товарного эквивалента (заменителя стоимости товара) деньги.
Во время археологических раскопок в Южном и Юго-Восточном Казахстане были найдены золотые, серебряные, бронзовые монеты. В городах Испиджаб, Отрар, Фараб, Тараз имелись свои монетные дворы.
Например, шах Хорезма Мухаммед Текеш в 1210 и 1217-1218 годах чеканил в Отраре свои монеты.
Заключая тему, можно сказать, что главным показателем развития городской оседлой культуры были тесные связи городских жителей и степных кочевников.
Третий вопрос – это развитие земледельческих районов вокруг городов Отрар, Туркестан, Сауран, Испиджаб и др. (с показом на карте), которые обеспечивали горожан всеми необходимыми сельскохозяйственными продуктами. Вместе с тем, города в основном основывали на берегах рек. По подсчетам специалистов, по берегам реки Чу в средние века обрабатывались земли на площади в 700 м2. То, что земли обрабатывались у берегов рек, свидетельствует, что это были орошаемые земли.
Заключительный этап урока. Пользуясь таблицами, картами, ставим вопросы для закрепления пройденного материала и даем задание на дом: Внимательно прочитать и запомнить содержание §17. Выполнить в рабочей тетради задания, которые даны к §17.