Работа со слабо мотивированными учащимися


ЕМД Технология работы со слабо мотивированными детьми и детьми с высоким уровнем познавательной активности РАБОТА СО СЛАБО МОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, педагог сможет оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам можно отнести несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода), отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. К внутренним причинам следует отнести низкое развитие интеллекта и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. Слабо мотивированных детей можно условно разделить на несколько групп: 1 группаНизкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению. 2 группаВысокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. 3 группаНизкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Для первой группы слабо мотивированных учащихся проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов и занятия по формированию учебных навыков. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед. Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала: создавать проблемные ситуации; активизировать самостоятельное мышление; организовывать сотрудничество учащихся на уроке; выстраивать позитивные отношения с группой; проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания. Для повышения мотивации к учению можно выполнять упражнение "Пиктограмма, или Пляшущие человечки" Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени. Пример набора слов и словосочетаний: Веселый праздник Тяжелая работа Развитие Вкусный ужин Смелый поступок Болезнь Счастье Разлука Дружба Темная ночь Печаль Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания. Упражнение "Самое главное"Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. Упражнение "Самое главное"После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Упражнение "Самое главное"Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой Упражнение "Самое главное"Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы. Упражнение "Моментальное фото"Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста. Упражнение "Лучший вопрос"Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным. Упражнение "Пересказ по кругу"Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено. Таким образом, при организации профилактических мероприятий неуспеваемости – специальных занятий по развитию познавательных процессов, оказании систематической дифференцированной помощи у слабо мотивированных учащихся появляется уверенность в себе, желание учиться, повышается самооценка, что приводит к повышению качества знаний. Спасибо за внимание!!!