Статья по литературе Семья и современный подросток в произведениях А. Лиханова Сломанная кукла и Благие намерения


Семья и современный подросток
в произведениях А. Лиханова
"Сломанная кукла" и "Благие намерения"
Проблема бездомных детей, сирот актуальна во все времена. Русская литература, пронизанная сочувствием к слабым и угнетенным, не может оказаться в стороне от этой темы.
Тема сиротства пронизывает и творчество А. Лиханова. Произведения этого автора предупреждают о грядущих необратимых последствиях, если человек не опомнится, не вспомнит о своем высоком назначении, о своей бессмертной душе, украшением и оправданием которой были и будут добродетели: милосердие, сострадание, самоотверженность. Именно об этом повесть автора «Благие намерения», где речь идет о Надежде, которую после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где оказывается воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки
Главная героиня Надежда привлекает внимание прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные ее черты. Героиня должна была воспитывать ребёнка – первоклашек из детского дома. А, значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. «Меня душила любовь, нежность, к этим детям, - скажет она, - мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе» HYPERLINK "http://doc4web.ru/go.html?href=%23sdfootnote4sym" \t "_blank" 4.
Героиней движут чувства высокие и благородные – любовь и сочувствие к маленьким детям, жгучее желание хотя бы частично вернуть им утраченное. Надя выступает с гуманной инициативой: предложить желающим жителям городка забирать к себе бездомных детей из интерната на выходные дни. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.
Совершенно иным по эмоциональному восприятию является произведение А.Лиханова «Сломанная кукла», посвященное проблеме разрушения семьи, утрате духовных и нравственных основ семейной жизни, что приводит к страданиям ребенка, к одиночеству и порой к суициду.
Если в какой – то момент в жизни человека деньги становятся дороже доброты и человечности, то детская судьба может получить материальную оценку – деньгами, благополучием и даже жизнью. Такая длинная формулировка о такой коротенькой жизни девочки, не знавшей родного отца, он погиб, которую предала мать, выйдя замуж за богатого бесчувственного человека.
Мася спрыгнула с моста, покончив жизнь самоубийством, она не смогла выжить без поддержки мамы. А та предала её, самого родного и близкого человека, потому что жизненные ценности стали другими: деньги, светская жизнь, дорогие наряды, влиятельные люди, она просто не могла от этого отказаться. Когда девочке нужна была помощь, мама всю себя посвятила мыслям о будущем ребёнке. Когда же трагедия произошла, Маня догадалась, что сделал отчим с падчерицей, но его угрозы лишить обеспеченной жизни породили такую страшную и бессердечную фразу: «Мы катаемся как сыр в масле; у тебя никто ничего не отнимает, но ты не отнимай у меня мужа». Без всяких чувств, холодно отвечает мать на рассказ Маси. Она объяснила, что не хочет сплетен, позора для дочери, а Вячик всё равно откупится.
И всё - таки прозрение наступило, мать Маси опомнилась – она отправляет дочь в Англию, пытаясь таким образом её спасти. Но остановить мужа Маня уже не смогла. Страдают все: бабушка с дедушкой, мать и девочка со сломанной судьбой, которая похожа на подаренную ей куклу с пустыми мёртвыми глазами. Финал трагичен: Маня застрелила Вячика, но ведь дочери – то уже нет.
Автор, взяв в основу своего произведения реальный случай, к сожалению, не так и редкий в жизни, написал: «Меня не покидает чувство, что я схватил в ладони охапку горящих углей из костра, и я не знаю, что делать - бросить угли обратно, отступиться или терпеть, пока могу, а не смогу – так закричать от боли, да так, чтобы услышали все. Собственно, в этом весь замысел: заорать от боли».
Таким образом, тема сиротства и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобальной. Именно падение ценности семьи и послужило толчком к возникновению этого социального явления. Читая произведения А.Лиханова, можно заметить, под влиянием чего изменилась семья, рассмотреть образ матери, как это связано с тем, что происходит в обществе, а главное, что выбирают люди в качестве жизненных приоритетов.