Старообрядцы как основоположники социально ответственного бизнеса


Старообрядцы как основоположники социально ответственного бизнеса Сергей Огородников Начётчик В старообрядчестве - богослов, знаток старопечатной (дониконовской) религиозной (особенно богословской) литературы и др «Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли» В своем труде «Цель нашей работы» (1916 г.) М.П. Рябушинский отмечал: «Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат. И мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли». «Все для дела – ничего для себя» Владимир Павлович Рябушинский — русский предприниматель, банкир, брат П. П. Рябушинского, представитель династии купцов-старообрядцев Рябушинских. П. П. Рябушинский – старший сын хлопчатобумажного фабриканта и банкира Павла Михайловича Рябушинского, представитель третьего поколения известнейшей купеческой династии, основанной выходцем из крестьян Михаилом Яковлевичем Рябушинским (1787—1858) Секрет успеха Рябушинских Все духовные силы старообрядца постоянно напряжены. «В миру» он должен представлять образец для подражания в соблюдении христианских заповедей. Держать дух и тело в напряжении позволял аскетизм. Он предполагал самодисциплину, которая достигалась жесткой упорядоченностью повседневной жизни с помощью обязательных ежедневных обрядов и молитв. Чётко регламентированный распорядок духовной и повседневной жизни старообрядцев проецировался и на предпринимательскую деятельность. По свидетельству мемуариста, близкого к роду Рябушинских, его «всегда поражала одна характерная черта всей семьи Рябушинских – это внутренняя семейная дисциплина. Не только в делах банковских и торговых, но и в общественных каждому было отведено своё место по установленному рангу». Семья – основная ценность сарообрядца. Правилом деловой этики старообрядцев стало совершение сделок «под честное слово». Известный предприниматель-старообрядец Тимофей Саввич Морозов (1823-1889) всегда пользовался собственным авторитетом, как некой формой кредита, при решении деловых вопросов. Любой бизнесмен без всякого опасения мог дать ему денег в долг, твёрдо понимая, что в установленный срок он вернёт всё сполна. Предпринимателю приходилось быть честным, таковы были условия игры, иначе он мог попрощаться со своим бизнесом, слух расходился очень быстро, репутация была испорчена навсегда. Московский купец П.А. Бурышкин пишет в своих воспоминаниях: «Про богатство говорили, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета». Старообрядцы придерживались идеи практической духовности, т.е. честный труд для «ревнителя старины» становился частью духовной жизни, способом служения Богу и духовного совершенствования (концепция «душеспасительного труда»). В том числе предпринимательская и торговая деятельность. Богатство не считалось греховным, каждый старообрядец-предприниматель воспринимал себя как Божьего управляющего полученным капиталом. Т.П. Прохоров В начале XIX в. выходец из купеческой семьи, перешедшей в раскол, Тимофей Васильевич Прохоров построил ситценабивную фабрику «У трёх гор».Одним из важнейших факторов, обусловивших успех предприятия, была многолетняя целенаправленная работа по обучению специалистов. При мануфактуре существовала частная школа ремесленных учеников, которая затем превратилась в мануфактурно-техническое училище. На фабрике также действовала начальная школа, вечерние классы для малолетних рабочих, воскресные школы для взрослых, библиотека, классы оркестровой музыки и церковный хор. Создавались все условия для личностного и профессионального роста служащих. Полностью осуществлялось социальное обеспечение рабочих (пенсия, медицинское обслуживание и т.п.). Существует мнение, что концепция социальной ответственности бизнеса пришла к нам с Запада, но это не так. Социальная ответственность бизнеса в России существовала ещё в дореволюционный период – в конце XIX – начале XX вв. и была связана с деятельностью представителей крупного и среднего бизнеса из числа старообрядцев (известные династии Рябушинских, Морозовых, Хлудовых, Шелапутиных, Прохоровых, Коноваловых, Гучковых, Зиминых, Рахмановых, Рукавишниковых, Щаповых, Шибаевых, Носовых, а также отдельных представители староверия: К.Т. Солдатёнкова, В.А. Кокорева, Г.Г. Солодовникова, Ф.С. Михайлова и др.).