Презентация к работе Е.И. ТИХЕЕВА ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ


Е.И. ТИХЕЕВА ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ Выполнила: Е.В. Тишанкова Актуальность исследования ФГОС ДО открывает широкие возможности для практической реализации личностно-ориентированной концепции развития. Для успешной реализации педагогической деятельности по условиям ФГОС ДО необходимо изучать мировой опыт и историю отечественной педагогики. Обращение к историческому опыту – это необходимая составляющая при разработке альтернативных направлений в дошкольном воспитании. Исследования В.И. Логиновой, Э.В. Онищенко, Е.В. Шульгина показывают, что педагогическая деятельность Е. И. Тихеевой, в этой области представляет наибольший интерес. Методологический аппарат исследования ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - представить в целостном виде основы теории общественного дошкольного воспитания Е.И. Тихеевой.ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ –педагогическое наследие Е.И. Тихеевой.ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ –взгляды Е.И. Тихеевой на общественное дошкольное воспитание Методологический аппарат исследования ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:Выявить основные этапы педагогического пути Е.И. Тихеевой.2. Дать характеристику работы детского сада по «методу Тихеевой».3. Охарактеризовать взгляды Е.И. Тихеевой в области развития речи детей и ознакомления их с окружающим миром.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВНИЯ :анализ, синтез, актуализация, систематизация, историко-структурный метод. Елизавета Ивановна Тихеева1866 - 1943 Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 — 1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913 — 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.В 1913 — 1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.В 1920 — 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования[3], где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928). Этапы педагогической деятельности Е.И. Тихеевой(по Е.В. Шульгиной) 1 этап – конец ХIХ в. – 1917 г. – включение в работу организаций, занимающихся пропагандой и развитием государственного и общественного дошкольного образования по аналогии с европейскими традициями; начало просветительской и методической работы;2 этап – 1917 – 1928 гг. – период работы в учебных заведениях, ведущих подготовку специалистов для новой сферы государственного дошкольного образования, организация методической и управленческой работы по апробированию собственной авторской модели – «метода игры – труда» на различных экспериментальных площадках;3 этап – 1930-е – 1941 гг. – период снижения активности теоретико-педагогической работы и открытой конфронтации с идеологией единообразия (моновариантности) работы дошкольных образовательных учреждений, переход на теоретический и практический анализ специфики работы с детьми преддошкольного (раннего) возраста, подготовка методических материалов, которые находились в архиве педагога и не были опубликованы до конца ее жизни Принципы воспитательно – образовательной работы в детском саду 1.Принцип целостности (интегративное единство всех видов деятельности); 2.Принцип природосообразности (учёт типологических и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, для определённой возрастной группы); 3.Принцип программности (разработка планов и программ для работы в ДОУ); 4.Принцип практической направленности (обеспечение воспитанников полезными и практически востребованными знаниями, умениями и навыками). Условия развития речи детей 1. Заботиться о расширении круга представлений детей на базе педагогически организованной обстановки, связывать представление со словом.2. Развивать у детей зрительную и слуховую наблюдательность.3. Предлагать слуху детей лишь совершенные образцы речи.4. Продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться о постепенном расширении их социальных связей. 5. Организовывать игру и труд детей, являющиеся в деле развития их языка факторами первенствующего значения.6. Возлагать ответственность за развитие речи детей на всех, имеющих с ними организованное общение, — всех сотрудников детского сада.7. Содействовать овладению педагогами методами ведения работы по развитию речи детей. Взгляды Е.И. Тихеевой по проблеме ознакомления детей с окружающим миром «Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи». [Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – с. 20]. Основные выводы На выбор педагогического пути Е.И. Тихеевой и формирование её мировоззрения оказали воздействие такие факторы, как:политические, культурные и экономические реформы, происходящие в стране с полноправным участием общественности;раннее вовлечение в педагогическую деятельность;подъём женского педагогического движения;самостоятельный творческий выбор жизненного пути, как служение государству в духе народничества и реализации личных устремлений.Развитие её деятельности проходило по нескольким направлениям:работа в благотворительных заведениях и открытие частных учреждений ;открытие научно-методических и исследовательских центров;организация альтернативных дошкольных учреждений;теоретико-методическая работа и выпуск педагогических сборников, монографий, учебных пособий по работе с детьми в ДОУ и начальной школе;разработка и практическая апробация собственной авторской концепции воспитания и обучения детей дошкольного возраста, получившая название «метода игры-труда» или «метода Тихеевой». Основные выводы Е.И. Тихеевой были выделены и оформлены ведущие компоненты целостной системы учебно-воспитательной работы с детьми и работе детского сада:определяющая роль в обществе для социализации детей и их всестороннего развития;характерность подготовки и оборудования всех необходимых помещений;условия приёма, адаптации и дальнейшее пребывание ребёнка в учреждении, а так же проведение с ним необходимых учебно-воспитательных мероприятий исходя из его возраста;обоснование незаменимости занятий и особенность их проведения; необходимость режима дня для детей и расписания занятий; системы учебно-воспитательной работы с детьми с точки зрения решения основных задач, таких как: развитие речи, наблюдательности, внешних, социальных и эстетических чувств детей, формирование их знаний, умений и навыков;требования к наличию бытового и дидактического инвентаря для реализации основных образовательных, воспитательных и развивающих функций, а также необходимости создания педагогической библиотеки и музея, как средства методической подготовки воспитателей и обобщения их инновационного опыта;Основным компонентом педагогической системы Е.И. Тихеевой выступает методика развития речи детей.;Основа развития речи – накопление ребёнком знаний об окружающей действительности.