По русскому языку тема открытого урока Закон о языках. Основоположники русского литературного языка 8


Учитель русского языка и литературы Ахметжанова Эльмира Кенесовна открытый урок
Дата: Класс: 8Тема: Закон о языках. Основоположники русского литературного языка.
Цель урока: Продолжить работу по формированию толерантности, чувства казахстанского патриотизма, по усвоению идей евразийства, интернационализма.
Развивается письменной и устной речи учащихся, научить общаться друг с другом.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяНаглядности
3 мин. I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы. Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы
5 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся. Демонстрируют свои знания.
Карты
5 мин. III. Подготовка к восприятию новой темы.
2.Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Указать все части речи.
По отношению каждого ч..ловека к своему языку можно соверше..о точно судить не только о его культурном ур..вне но и о гр..жданской це..ости. Исти..ая любовь к своей стране немысл..ма без любви к св..ему языку.(К.Паустовский)
3.Выполните упражнение № 1.
4.Перепишите, вставляя во фразеологизм вместо точек нужные слова.
1.Слово в … .2.В двух … .3.Дать … .4. … в карман не полезет.
5.С первых … .6.Своими … .7.Взвешивать свои … .Возникает живая ситуация общения, когда хочется обменяться информацией, мнениями, впечатлениями. - Вчера я смотрела по телевизору очень интересную передачу… Кто смотрел эту передачу? Что вам больше всего запомнилось? 15 мин. IY. Актуализация знаний
Основоположником современного русского литературного языка является А.С. Пушкин. Как справедливо утверждал И.С. Тургенев, именно “он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым…”. (Напомним: русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это один из шести рабочих языков Организации Объединённых Наций. Подчеркнем и то, что русский язык – это язык жизни для 15 миллионов приехавших в Россию гастарбайтеров. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом. По-прежнему это один из самых распространенных языков в мире – по сухим статистическим данным МИД, русский язык является родным для 170 миллионов человек и 350 миллионов его понимают.)
“В языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего расцвета, но и нашла решительное преобразование”, – писал академик В.В. Виноградов.
Поэт высоко ценил возможности родного языка, видел в нем “... неоспоримое превосходство перед европейскими...”.
Об истории русского языка Пушкин писал в статье “О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И.А. Крылова”. А в письмах и разных публикациях писателя – и о самобытности русского языка, и о словарном составе, грамматике, соотношении разговорного и литературного языков, и о словесных новациях. А.С. Пушкин участвовал в языковой полемике "шишковистов" и "карамзинистов". Он сам выступал как языковед, доискиваясь подлинного смысла некоторых старинных русских слов, таких, например, как "кабальный холоп" и "полный холоп", "жилец", как наименование служилых людей... Поэта интересовали русские слова французского происхождения. В слиянии "книжного славянского языка" с языком "простонародным" виделось Пушкину одно из главных достоинств русского письменного языка, чему помог, по его мнению, Ломоносов. Демонстрируют знания, умения. Выполняют упражнения.
Постеры
учебник
10 мин. V. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.
Общии тест для класса Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. VI. Итог урока
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки
Смайлики
2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Ученики записывают в дневниках. Дневник
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
Мини-тест.
1.Назовите непарный по глухости-звонкости согласный: А) С Б) КВ) ТГ) ПД) Х
2.Слово с начальной буквой – З:А) ..доровьеБ) ..горячаВ) ..делатьГ)..бежатьД)..держать
3.Укажите словосочетание, в котором есть слово с пропущенной О после шипящего: А) чугунная реш..ткаБ) мягкая ш..рсткаВ) тихий ш..рох Г) тревожный ш..потД) большой ж..лоб4.Укажите слово, образованное по модели: корень-суффикс-суффикс-окончание:
А) первенствоБ) разлюбитьВ) холодноГ) застывшийД) упражнение
5.Укажите словосочетание, в котором есть слово с приставкой ПРИ-: А) пр..одолеть барьерБ) пр..ступить к работеВ) пр..граждать дорогу Г) пр..ступить законД) пр..одолеть пр..грады6.Синоним к слову БАНАЛЬНЫЙ:
А) заурядныйБ) флегматичныйВ) бесталанныйГ) совершенный Д) бессознательный
7.Определите, сколько служебных частей речи в тексте: Дождик прошел по садовой дорожке, капли на ветках висят, как сережки. Тронешь березку – она встрепенется и засмеется. До слез засмеется.
А) 7Б) 6В) 5Г) 4Д) 3
8.Определите ряд сложных существительных с соединительной гласной:
А) завуч, жар-птицаБ) диван-кровать, кресло-качалкаВ) велокросс, аэрофлот
Г) землемер, теплоходД) спецкор, аэросъемка
9.Сложное прилагательное, которое пишется слитно, находится в предложении: А) Дрожит весь воздух (ярко)золотой.Б) Цепи гор на (северо)западном берегу прерываются.В) Они были глухи к (политико)экономическим истинам.Г) Около аппарата плавали (больше)глазые рыбки.Д) Скалы были (красно)лилового цвета.
10.Укажите словосочетание с собирательным числительным: А) сто зданийБ) сорок летВ) трое сутокГ) три конфеты Д) двадцать четыре метра