Конспект занятия элективного курса Современный литературный процесс в 11 классе на тему Рассказ С. Довлатова Номенклатурные ботинки


Конспект
открытого занятия элективного курса «Современный отечественный литературный процесс».
Тема: «Особенности творчества Сергея Довлатова» ( на основе рассказа «Номенклатурные полуботинки» )
Цель: знакомство с творчеством Сергея Довлатова как с литературным фактом.
Задачи:
знакомство с этапами биографии писателя и их отражением в творчестве;
ответ на вопрос, как рассказ «Номенклатурные полуботинки» связан с реальностью, степень его актуальности;
определение роли оксюморона как средства, подчёркивающего абсурдность окружающего мира и нормальность героя.
Форма занятия: урок.
Основные методы: проблемное обучение с применением КСО.
Виды деятельности учащихся: выступление с сообщениями на заданную тему; коллективный поиск ответов на проблемные вопросы; исследование текста.
Ход урока:
Слово учителя. (Создание проблемной ситуации).
Сергей Довлатов – один из наиболее интересных русских прозаиков второй половины 20-го века, который обладал ярко выраженным тяготением к комическому восприятию и пересозданию действительности. Для общественного сознания читателей 80-90-х годов он стал культовым писателем. Нам предстоит доказать правоту этого утверждения.
На доске:
Культовыми авторами принято называть тех, чья жизнь сливается с литературой, становится её продолжением, оказывается объектом поклонения.
Эпиграфом к предисловию книги «Чемодан», куда входит рассказ, выбранный для анализа на данном уроке, Довлатов взял строки из стихотворения А.А. Блока:
На доске:
Но и такой, моя Россия,
Ты всех краёв дороже мне.
Задание группам: составить связный ответ на вопрос: что можно сказать о Довлатове и его отношении к России, не зная его биографии, а только опираясь на слова эпиграфа, взятые им к предисловию книги? (Неприятие современной России, любовь к своей стране. «Родину и мать не выбирают») Какие лексические средства помогли сделать такое заключение? – «но», «такой».Составление кластера: чем характеризуется эпоха застоя (70-е – 80-е годы правления Л.И. Брежнева)?
Подавление свободомыслия
Невнимание к отдельной личности
Безынициативность граждан
Пассивная жизненная позиция
БездуховностьЕдиномыслие
Наличие дефицита
Знакомство с биографией писателя, задание группам: какие факты биографии подтверждают справедливость слов о культовости Довлатова как писателя?
(выступление подготовленного ученика с докладом о биографии Довлатова, показ слайдов).
На доске: «Зона», «Филиал», «Заповедник», «Наши», «Чемодан», «Иностранка».
Произведения Довлатова в своём большинстве носят комическую окраску.
Д. С. Лихачёв говорил, что функция смеха – обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства.
Сергей Довлатов, продолжая чеховскую традицию, писал рассказы – анекдоты, используя личные наблюдения и рассказы современников. Можно ли его рассказ «Номенклатурные полуботинки» представить в виде анекдота?
Задание группам: передать содержание рассказа в форме анекдота, оценить поступок героя с его точки зрения и с точки зрения пострадавшего. (положительное - отрицательное – оксюморон).
Такая форма используется не случайно: анекдот у Довлатова показывает неоднозначность общественного явления, что лишает его непререкаемости, прямолинейности и категоричности. (Относительность правоты).
Утверждают, что герои Довлатова – часто маргиналы, аутсайдеры, не подающие надежд: это или социально не адаптированные интеллигенты, умные, талантливые, разносторонние личности, не нашедшие себя в современном писателю обществе и не принявшие господствующую систему ценностей - или простые люди «из народа», «всякий сброд» - носители примитивного типа мышления, т.е. маргиналы изначально. Они «не умеют жить», т.е. извлекать выгоду для себя самого. Это «лишние люди», которые презирают общественные приличия, они подвержены самоунижению, у них парадоксальный взгляд на мир, им характерна поведенческая и речевая выразительность. Окружающие такого героя воспринимают неоднозначно: святой – сумасшедший (оксюморон).
Его герой - это герой – неудачник, вознаграждаемый впоследствии судьбой (Иван – дурак). Заниженный уровень самооценки позволяет Довлатову-рассказчику встать вровень с другими героями, что даёт возможность судить не других, а себя, не боясь показаться слабым и смешным.
Задание группам: докажите правоту данного утверждения, обратившись к тексту рассказа.
Читая рассказ, вы наверняка обратили внимание на то, что частенько герои пребывают в состоянии опьянения, которое помогает им взглянуть на мир другими глазами и способствуют проявлению скрытых смыслов, возникновению мотива «двойничества», зазеркалья. Это помогает передать странность повседневной жизни с полной неразличимостью правды и вымысла, духовного и бездуховного, показать нарушение гуманистических норм в обществе.
Задание группам: найдите в тексте примеры, подтверждающие истинность вышесказанного.
Комический эффект строится на взаимодействии двух систем, внутри которых существует незыблемая уверенность людей в собственной правоте. Но эта уверенность рушится от столкновения с «другим». Воздействие «другого» на господствующий духовный порядок и заставляет постоянно сталкиваться «своих» и «чужих». В результате такого столкновения и возникает комический эффект.
Для системы властных структур довлатовский герой «чужой», но с позиции читателя он оценивается как «свой», именно поэтому читатель узнаёт в рассказах-анекдотах собственные модели мышления:
неприязнь к ложному пафосу;
попытка спрятать за иронией высокие чувства;
обнаружение скрытой реальности;
критика устоявшихся шаблонов.
Рефлексия: попытайтесь ответить на вопрос: легко ли сформулировать проблемы этого рассказа? Обоснуйте своё мнение. (Мешает двойственность восприятия окружающего мира).
Сформулируйте проблемы данного рассказа (философские, социальные, политические, нравственные).
проблема мнимого социального равенства;
проблема двойственности мира;
проблема относительности любой истины.
Какие из афоризмов автора подходят к данному рассказу? Почему?
Подведение итога урока.