Конспект занятия на тему Об удивительном и героическом мире подростков


Тема: «Об удивительном и героическом мире подростков»
Составитель: Киселева Эльвина Владимировна, преподаватель психолого- педагогических дисциплин(УР, Можгинский педагогический колледж)
Занятие (час общения) для обучающихся 11-17 лет.
Цель: воспитание гражданско-патриотической позиции подростков (или юношей ).
Задачи:
Образовательная - знакомство с возрастными особенностями подростков.
Развивающая – развитие рефлексии, развитие речи.
Воспитательная – воспитание любви к Родине, к литературному искусству.
Оборудование: ноутбук, проектор, раздаточный материал ( карточки с ситуациями).
Деятельность учителя. Деятельность обучающихся.
О детях какого возраста пойдет речь вы узнаете, прослушав стихотворение:
В значимой группе ему хорошо,
но быть уникальным хочет еще.
Кризис его жестоко терзает:
он часто грустит и других обижает.
- Какие особенности, проблемы возраста отражены в этом стихотворении?
- Как вы думаете, почему подростковый возраст называют переходным?
-Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть видео (отрывок фильма «На пороге зрелости» - об особенностях подростков).
Итак, почему этот возраст называют переходным? О каких особенностях подростках вы узнали?
Мы узнали о некоторых особенностях подростков. Об интересном, необычном мире подростков говорят педагоги, психологи, писатели.
Давайте попробуем разобраться в их психологии, обсудив следующие ситуации.
Определите, о каких особенностях пионеров -героев идет речь.
Ситуация 1. Отрывок из кинофильма «Орленок», посвященный самому молодому пионеру-герою Вале Котику.
Какие чувства испытывал Валя в момент смерти? Любил ли он жизнь? Не боялся отдать ее во имя Родины?
Ситуация 2. Марат – разведчик в штабе партизан. Марат Казей мечтал о новом пулемете, чтобы не так страшно было идти в бой. Вместе с опытными солдатами участвовал в минировании железных дорог, проявлял мужество и отвагу.
Погиб в возрасте 14 лет. Сражался до последнего патрона, когда осталась одна граната, он подорвал фашистов и себя.
За мужество и отвагу удостоен звания Героя Советского Союза.
Ваши товарищи подготовили презентацию и о других пионерах-героях ВОВ.
Почему в годы ВОВ подростки совершали героические поступки, а сегодня очень многие попали в категорию трудных, с асоциальным поведением?
Выбирай, каким же стать?
Если честно, выбирать
Не приходится, порой:
Человеком, сам собой,
Будь всегда, во всем, везде!
Все мы люди на земле!
Мы сегодня поговорили о психологии подростков, посмотрели на их особенности с точки зрения писателей, поэтов; вспомнили о пионерах-героях.

Завершить нашу встречу хочется следующими словами:
Счастье Родины, Мир и Свобода
Нерушимы они, как гранит,
Майский день 45 года
Наша память надежно хранит!
Счастье Родины, Мир и Свобода зависят от каждого из нас! Это стихотворение о подростках.
Просмотр видео.
Обсуждение содержания видео (в парах --- в группе --- коллективно).
Просмотр отрывка фильма и дальнейшее обсуждение поступка пионера- героя.
Решение ситуации в группах и дальнейшее коллективное обсуждение.
Презентация и рассказ о пионерах-героях ВОВ предварительно подготовлена ребятами.
Стихи читают ребята.
Они прикрыли жизнь собою,-
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава. ( Римма Казакова)
Нам в сорок третьемВыдали медали,И только в сорок пятом —Паспорта.И в этом нет беды…Но взрослым людям,Уже прожившим многие года,Вдруг страшно оттого,Что мы не будемНи старше, ни взрослее,Чем тогда…
(Ю. Воронов)
Коллективное обсуждение проблемы трудных подростков.
Рефлексия: Я понял….. Я чувствую…