Презентация «Литературный процесс второй половины XX века».


Литературный процесс второй половины XIX века. Общая характеристика. У нас теперь всё переворотилось и только начинает укладываться.А.И.Герцен Историческая ситуация.Идейные направления 1860 – 1890-х годов. Критика, журналистика.Литературная борьба. Проза, драматургия, поэзия второй половины XIX века. План лекции Историческая ситуация Лавров Н.А. Император Александр II Освободитель. 1868 г. Кустодиев Б.М. Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 1907 г. 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостной зависимости. Крестьян «освобождали» в России сами помещики, помещичье правительство самодержавного царя и его чиновники. И эти «освободители» так повели дело, что крестьяне вышли на свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам и их ставленникам. Революционеры-демократы Западники Народники Славянофилы Выступали против:самодержавия;религии;крепостничества Защищали:самодержавие; православие; крепостничество Стремились:к освобождению крестьян; к введению республики Отстаивали:- верность принципам самодержавия, но не принимали николаевскую деспотию Идейные направления 1860 – 1890-х гг. Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить? Революционеры - демократы Западники Славянофилы Революционеры - демократы Западники Славянофилы Спасение России только в революции России необходимы реформы сверху, без революции (либеральное мировоззрение) Органы печати западников Группа сотрудников журнала «Современник». Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. 1846 г.воссоздан В.Г.Белинским и Н.А.Некрасовым 1836 г.основан А.С.Пушкиным «Современник» 1860 г.раскол в редакции из-за противоречий во взглядах либералов и революционеров-демократов; выход из журнала Л.Н.Толстого и И.С.Тургенева 1866 г.- закрытие журнала Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»: Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.З.Елисеев, Г.И.Успенский. «Отечественные записки» (1818 – 1884) С 1868 г.общее руководство Н.А.Некрасова Беллетристика – М.Е.Салтыков-Щедрин Публицистика – Г.З.Елисеев Органы печати славянофилов «Москвитянин» (1841 – 1857) Издатели – М.П.Погодин и С.П.Шевырёв Печатались:К.С. И И.С.Аксаковы, Ф.Н.Глинка, В.И.Даль, А.А.Григорьев, А.Н.Островский, А.Ф.Писемский и др. критический реализм,«натуральная школа» «чистое искусство» Литературная борьба «Период с 1856 г. по 1880 г. – время величайших достижений русского критического реализма XIX века» (Д.Д.Благой.) Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья». «Натуральная школа» Термин впервые употреблен Ф.Булгариным («Северная пчела») как презрительная кличка в адрес литературной молодежи 1840-х годов. Переосмыслен В.Г.Белинским: «натуральное» - «правдивое изображение действительности».Писатели «натуральной школы»: Н.В.Гоголь, В.Г.Белинский, И.С. Тургенев, А.И.Герцен, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин и др. Для творчества писателей «натуральной школы» характерны:глубокий интерес к жизни простого народа;критика крепостного права;изображение социальных пороков города, противоречий бедности и богатства;-преобладание прозаических жанров: роман,повесть, «физиологический очерк». Альманахи «натуральной школы» Проза второй половины XIX века Ведущий жанр - РОМАН - глубокий психологизм; гармоничное сочетание социальных, философских и общественных проблем; - высокий уровень литературного языка Драматургия второй половины XIX века Ведущие жанры – КОМЕДИЯ и ДРАМА - демократические «пьесы жизни» А.Н.Островского; Сатирические комедии А.В.Сухово-Кобылина;исторические драмы А.К.Толстого Поэзия второй половины XIX века Направления: Пушкинское:«чистое искусство», «чистая лирика» Гоголевское: демократическая, гражданская поэзия Какие политические и культурные тенденции определили своеобразие литературной ситуации второй половины XIX века?Почему в указанный период столь важную роль в литературе стала играть журналистика. Литературная критика?Какие идейные, литературно-общественные течения сформировали облик отечественной литературы 60 – 80-х годов XIX века? Итоговые вопросы Знать материал лекции, подготовиться к проверочной работе.Письменно ответить на вопрос: Согласились бы вы с мнением А И .Герцена, что «…без западной мысли наш будущий собор остался бы при одном фундаменте»? Аргументируйте свой ответ. Домашнее задание