Урок литературы, Мир басен Ивана Крылова, 5 класс.



Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганиза-ционный этап П.А.Вяземский ( Петр Андреевич Вяземский – князь, русский поэт, литературный критик, академик Петербургской академии наук, 1841 год) писал о Крылове:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
Милый, славный, добродушный «дедушка Крылов»! А между тем в жизни баснописец был столь не терпим к порокам, что пришел к написанию басен, высмеивающих их, потому что не мог добродушно относиться к тому, что видел вокруг себя. Готовятся к уроку, слушают, формулируют цели и задачи урока
Знакомство с биографией Ивана Крылова Заслушивание ребят с информацией о биографических данных Крылова:
1.Рождение.
2.Детство и юность. Начало творческого пути.
3.Всеобщее признание.
5. «Редактирование» басен.
Информация к сообщениям взята из книги А.В.Десницкого «Иван Андреевич Крылов» Отвечают, слушают, записывают, комментируют
Фронтальный опрос по истории развития басни как жанра «Забава», так сказал Вяземский о басне, а ведь известно, что басня как жанр претерпевала изменения и усовершенствования. Я приготовила несколько вопросов, касающихся истории развития басен. Мы должны на них ответить.
Где родилась басня как вид литературного произведения? ( Древняя Греция, до нашей эры, раб Эзоп)
2. Кто стал следующим достойным продолжателем Эзопа? ( Франция, 17-ый век, Лафонтен)
3.Юный Пушкин, восхищаясь Лафонтеном, обращаясь к прославленному французскому баснописцу, не без гордости заявляет: « Дивись! Ты побежден!» Кем побежден?
4. Назовите основные признаки басни? Отвечают, слушают, записывают, комментируют
Анализ басен.
«Любопытный»
«Две собаки»
«Кошка и соловей»
«Кукушка и петух» Басня «Любопытный», 1814 год
Осмеяние человеческих пороков, неумение людьми выделить главное и важное в цепи происходящих событий.
Сам Крылов был человеком внимательным и наблюдательным, его раздражало поверхностное суждение о чем-либо.
Инсценировка басни.
Работа по вопросам.
1.Что такое «кунсткамера»? ( основана Петром Первым, происходит от немецкого – кабинет редкостей, музей) в прошлом название различных исторических, художественных, естественно-научных и других коллекций редкостей и места их хранения.
2. Так что же посетителю кунсткамеры понравилось больше всего?
3.Произнес он хотя бы одно конкретное название насекомого, птицы или животного?
4.Какой экспонат был самым объемным?
5. А теперь давайте вместе подумаем, какое отвлеченное понятие выразил Крылов через конкретный образ?
Басня «Две собаки», 1824 год
Высмеиваются недостатки общественной службы. Занимаясь государственной службой с юного возраста, Крылов наблюдает за системой и довольно быстро делает выводы о несправедливом росте по служебной лестнице тех чиновников, которые умеют льстить, угождать. Основной композиционный принцип в данной басне – антитеза ( противопоставление).
Инсценировка басни.
Работа по вопросам.
1.Охарактеризуйте пса Барбоса: какова внешность, порода, чем занимается в барском доме?
2. Крылов пишет «Барскую усердно службу нес». Как это можно понять?
3.Как его вознаграждают хозяева за верную службу?
4. Охарактеризуйте собачку Жужу: какова внешность, порода, чем занимается в барском доме?
5. Как ее вознаграждают хозяева за верную службу?
6.В чем здесь заключено иносказание?
Басня «Кошка и соловей», 1824 год
В 18 веке Екатерина Вторая вызывала Крылова к себе, разговаривала с ним и пыталась «купить его пер», однако попытки окончились неудачно. После восстания и поражения декабристов Николай Первый тоже вызывал Крылова, вел с ним беседу. Но и ему не удалось сговориться с писателем. Крылов не только не стал писать в угодном самодержавию духе, но на три года вообще перестал печататься.
Инсценировка басни.
Работа по вопросам.
1.Ласково ли разговаривает кошка?
2. Вежливо просит спеть?
3.Хвалит соловья?
4.Кто говорил кошке, что соловей хорошо поет?
5.Так почему же соловей едва дышит в когтях у нее? Почему не поет, а пищит?
6. Вспомните произведение, похожее на эту басню?
7. В чем здесь заключается аллегория?
Басня «Кукушка и петух», 1834 год
В этой басне Крылов показывает, как неблаговидно и смешно людям хвалить друг друга, подобно этим птицам.
Известен и частный повод, вызвавший создание басни. Еще при жизни Крылова басня, напечатанная в одном сборнике, была сопровождена иллюстрацией, на которой в карикатурном виде были изображены Булгарин и его приятель и соратник по низкопробной литературе Греч, до неприличия хвалившие друг друга в печати. Высмеивает тех, кто безоглядно льстит.
Инсценировка басни.
Работа по вопросам.
1.Итак, разыгрывается целое представление, в котором речь идет, казалось бы, исключительно о музыке и музыкальных способностях. Но давайте присмотримся внимательнее?
2.Какого цвета оперение у кукушки?
3.как называет ее петух?
4.какую оценку дает петух ее однообразному пению?
5.Как называет кукушка петуха?
6. Какой же глубокий подтекст содержит эта басня? Исследовательская работа, творческая постановка басни, отвечают, делают промежуточные выводы
Исследовательская работа, творческая постановка басни, отвечают, делают промежуточные выводы
Исследовательская работа, творческая постановка басни, отвечают, делают промежуточные выводы
Исследовательская работа, творческая постановка басни, отвечают, делают промежуточные выводы
Выставка рисунков Просматривая рисунки, ребята должны определить, к какой басне относится и какой фрагмент изображен. Творческая работа, оценочная деятельность
Литературная викторина Зачитываются фрагменты, а ребята отгадывают, из какой басни он взят.
1.«Спой, светик, не стыдись». («Ворона и лисица»)
2. «Ты все пела? Это дело…» («Стрекоза и муравей»)
3. «По улицам слона водили, как видно, напоказ». («Слон и Моська»)
4. «Хоть видит око, да зуб неймет». («Лисица и виноград»)
5. «И ноты есть у нас, и инструменты есть…» («Квартет»)
6. «Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам». («Лебедь, Щука и Рак»)
7. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» («Зеркало и обезьяна»)
8. «То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет». («Мартышка и очки»)
9. «А если невпопад залаю, то и побои принимаю». («Две собаки»)
10. «Хоть век его не будь, ничуть не пожалею». («Свинья под дубом») Поисковая работа
Игра «Вернись в басню» Ребятам представляются предметы, они должны определить принадлежность басне.
1.Крохотная коровка
2. Сыр
3.Ноты
4.Желудь
5.Очки
6.Виноград
7.Мягкая пуховая подушка
8.Серебряная ложечка
9.Зеркало
10.Скрипка Поисковая работа
Обобщение и вывод Глубина обобщений в баснях Крылова столь велика, что даже сейчас, когда со дня рождения великого баснописца прошло более двухсот лет, они не устарели и учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт, да и просто помогают жить. В своих блистательно остроумных и мудрых баснях Крылов обличал невежество и тупость, чинопочитание и алчность, лихоимство и чванство, лицемерие и жестокость. Его сатирическая муза всегда служила народу. Самобытный искрометный талант баснописца приковал к себе внимание всей читающей России. Оценивание своей деятельности на уроке
Домашнее задание Выучить наизусть понравившуюся басню. Запись домашнего задания с последующим выполнением