Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина



ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ
А.С. Пушкина
Цель:
1. Развивать познавательный интерес.
2.Повышать заинтересованность в речевом высказывании.
3.Расширять кругозор учащихся, прививать любовь к чтению.
Материал и оборудование:
Иллюстрации к сказкам, картинки с изображением героев сказок, жетоны, книги.
Записать на доске «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма»
(А.С. Пушкин)
Прочитать запись на доске.
-Вы наверное поняли, что наша викторина будит посвящена сказкам и сказочным героям. Со сказками мы встречаемся с самого раннего детства, когда мама или бабушка склоняясь над нашей кроваткой, укладывая спать, рассказывала их. Колобок, курочка Ряба, Семеро козлят, Машенька и медведь. Вспомните, как вы переживали и жалели Колобка, когда его съела Лиса, жалели дедку и бабку плачущих над разбитым яйцом.
Сказки бывают разные, народные и написанные автором.
1.Конкурс. Наш первый конкурс викторины такой. Вы будете называть героев русских народных сказок. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, и так за каждый конкурс. У кого в конце викторины будет больше жетонов тот и выиграл. Получит приз и оценку «5» по чтению.
Дети называют героев.
2. Конкурс. Учитель читает отрывки из русских народных сказок. Ученики отгадывают названия сказок.
-Я заяц побегаец ,(а вы кто?) я лягушка квакушка, я мышка норушка, я муха – горюха, - а ты кто? Я петушок –Золотой гребешок, возьмите меня к себе жить.
(«теремок»)
Взяла старуха по амбару помела, по сусекам поскребла, замесила тесто на сметане и испекла в масле и положила на окошечко постудить.
(«колобок»)
Кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за …
(«репка»)
Бежит речка молочная, кисельные берега, сестрица с братиком спрятались под бережок, гуси дальше полетели.
(«гуси-лебеди»)
Сестрица, Аленушка, я пить хочу. Не пей братец, жеребеночком станешь.
(сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Пошли три брата на взгорок , взяли по стреле и пустили в разные стороны, стрела старшего упала на боярский двор, среднего на купеческий, а младшего в грязное болото.
(«Царевна-лягушка»)
3.Конкурс. Сложи картинку.
Выходят по 2 желающих, складывают картинку из сказки. Кто первый сложил и отгадал название сказки , получает жетон. (Повторить 2-3 раза по желанию ребят).
4. Конкурс. Сказку какого поэта мы с вами недавно проходили? (А.С. Пушкин)
У А.С. Пушкина есть еще сказки, кто их узнает, получит жетон. Учитель читает отрывки из сказок А.С. Пушкина, дети угадывают названия сказок.
Жил был поп, Толоконный лоб
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда.
Идет, сам не зная куда. (о попе …)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир». (Салтан …)
Жил старик со своей старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. ( «о рыбаке и рыбке»)
Царь с царицею простился,
В путь- дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна. ( О мертвой царевне …)
Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он. (« О золотом петушке»)
5. Конкурс. Узнай сказку. Учитель показывает иллюстрации к сказкам, ученики угадывают.
Ну а сейчас посмотрите на выставку книг, приготовленную для вас. Учитель показывает и рассказывает о книгах-сказках с выставки.
6. Конкурс. Вы наверное знаете, что очень много сказок есть во всем мире, если вы даже не читали , многих героев вы могли встретить в мультфильмах. Сейчас я буду зачитывать отрывки из сказок, по которым поставлены кино и мультфильмы. Угадайте их ребята.
Берутся книги, которые до этого лежали на столе, названия их дети не видели, зачитываются по 1-2 абзацу, где фигурируют главные герои.
Примерный материал: «Малыш и Карссон», «Старик Хоттабыч», «Незнайка в солнечном городе», «Алиса в стране чудес», «Мери Поппинс».
Подведение итогов. Подсчитать жетоны. Победитель получает награду-книгу, а 2-3 человека набравшие тоже много жетонов получают оценку «5».