Мифы Древней Греции. 6 класс. КВН


Урок литературы в 6 классе по теме: «Мифы Древней Греции» (Урок-КВН)
Учитель: Бородина Т.В.
Цель:
систематизация знаний, усиление положительной мотивации обучения, формирование способности у школьников воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, формирование гармоничной индивидуальности, всесторонне развитого человека, образованного, высоконравственного, способного к рефлексии и сопереживанию, понимающим красоту жизни и красоту искусства, умения видеть окружающую жизнь глазами другого человека.
Задачи:
образовательные: активизация интеллектуальной деятельности учащихся через использование формы игры;
развивающие: развитие умения логически мыслить и убедительно строить свои рассуждения; развитие навыка работы в творческих группах; развивать способность всестороннего восприятия произведений искусства, талант соучастия в творчестве.
воспитательные: воспитание интереса к литературе и эстетических чувств, формирование на основе полученных знаний художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
Класс предварительно разделился на 2 команды, которые выбрали себе название «Олимпийцы» и «Эллины». Команды подготовили эмблемы и девизы.
В качестве домашнего задания было предложено подготовить по 5 вопросов соперникам и инсценизации фрагментов из мифов.
Членами жюри стали гости, пришедшие на урок (преподаватели истории и литературы).
Оборудование: иллюстрации картин и скульптур героев древнегреческих мифов:
"Аполлон", фрагмент бронза, высота 1,15 м Лувр; "Аполлон Бельведерский", мрамор копия XVIII в. с античного оригинала; "Артемида с ланью"мрамор копия XVIII в. с античного оригинала г. Ломоносов, Верхний парк; "Диана-охотница"фрагмент бронза Jean-Antoine Houdon 1790 высота 2,06м Лувр; Венера мрамор Римская копия с греческ Меркурий Jean Boulogne бронза высота 1,7 мЛувр ого оригинала Павловск Павловский дворец; Венера Милосская мрамор высота 2,02 м Лувр; Гермес мрамор Санкт-Петербург Эрмитаж;
Миролюбивая Афина (фрагмент статуи) мрамор высота 2,30 м Лувр; Минерва мрамор начало XVIII в.Санкт-Петербург Летний сад; Афина Кампана V век до н.э.Санкт-Петербург Эрмитаж; Леонардо да Винчи "Нимфа", Боттичелли "Паллада и Кентавр", Рубенс "Персей освобождает Андромеду", В.А. Серов "Похищение Европы", Врубель "Пан"
Ход урока:
Слово учителя:
Давным-давно - так давно, что даже время тогда текло в обратном направлении, на Балканском полуострове жили древние эллины, которые оставили народам всего мира богатейшее наследство. Это не только величественные здания, прекрасная античная настенная живопись и мраморные статуи, но и великие произведения литературы, а также, дошедшие до наших дней, древние предания - мифы Древней Греции, в которых отражено представление древних греков об устройстве мира и, в целом, обо всех процессах, происходящих в природе и в обществе. Одним словом, - их миропонимание и мировоззрение.
Сначала мир населяли чудовища и великаны и среди них грозные дети Земли и Неба - могучие титаны.
Впоследствии титаны были покорены Зевсом. На смену титанам пришло царство богов.
Греки представляли себе богов в виде идеальных существ, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку: радость, гнев, печаль, зависть, ненависть.
Первые, самые древние боги были ужасны. Своим видом и своими делами они внушали страх людям. Человеку были непонятны и страшны грозные силы природы. В любую минуту они могли принести страдания или даже гибель человеку. Поэтому такими грозными были боги, управляющие этими стихиями.
Все боги жили на высокой горе Олимп, всегда закрытой от людей облаками, питались нектаром и амброзией. Каждый из богов занимался своим делом, покровительствовал своему ремеслу или отвечал за определенный участок мира. Люди на земле молились богам, воздвигали им храмы, приносили дары и жертвы.
Сегодня на нашем внеклассном занятии мы увидим, какая команда лучше знает мифы этого древнего народа.
Конкурсы:
Представление команд
Разминка
Вопросы к 1-ой команде Что такое миф?
Какого греческого бога вскормила божественная коза Амалфея? (Зевса)
Вестник богов у древних греков (Гермес)
Перевозчик душ умерших (Харон)
Бог торговли (Гермес)
Имя дочери Деметры (Персефона)
Богиня Луны (Селена)
Сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены (Геракл)
Бог кузнечного дела и ремесла (Гефест)
Миф, объясняющий смену времен года («Похищение Персефоны Аидом»)
2. Вопросы ко 2-ой команде (слайд 2)
Чем миф отличается от сказки?
Жена Посейдона (Амфитрита)
Река, текущая из океана в подземный мир (Стикс)
Бог солнца у древних греков (Гелиос)
Богиня справедливости и правосудия (Фемида)
Место пребывания греческих богов (Олимп)
Вещие морские старцы (Нерей и Протей)
Римское имя Посейдона (Нептун)
Кто ослепил циклопа Полифема? (Одиссей)
Крылатая богиня победы (Ника)
3. Назови имя мифологического персонажа
1. Команда 1
Кто это?
-Этот бог всегда изображался юным, красивым и стройным, осталась даже поговорка: "Красив, как:..". Он победитель тьмы и злых духов, бог света и солнца, он - покровитель искусств, вдохновения, вокруг него всегда толпятся прекрасные музы.
-Она родилась из пены морской, богиня красоты, любви и вечной молодости. Она прекрасна, никто не в силах противиться ее чарам. Ее сын имеет крылья и колчан с волшебными стрелами, способными любого заставить испытать муки любви.
-Это хромой бог - кузнец. Он добр и простодушен, никому не делает зла, послушен Зевсу. А еще он умеет ковать волшебные доспехи и оружие, которые делают неуязвимым того, кто ими воспользуется.
2. Команда 2
-«Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод».
-Перед нами могущественная богиня мудрости и победы. Сам отец - грозный Зевс побаивается своей дочери. Ей построено, пожалуй, самое большое количество храмов, в ее честь называют боевые корабли, ее расположения и покровительства добиваются многие герои.
-Она жена грозного Зевса, богиня календарного года, покровительница браков и семьи, обладает гордым, упрямым и сварливым характером, очень ревнива, хотя и не без причины.
4. «Черный ящик»
То, что находится внутри ящика, встречается повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир . Бывает из мрамора и бронзы, дерева и камня, глины, пластилина и воска, известняка, песчаника, слоновой кости, меди, чугуна и золота.(скульптура)
1.Слово учителя:
Статуэтка богини Фемиды
Богиня Фемида.
Фемида, в древнегреческой мифологии богиня правосудия.
Греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи, вторая жена Зевса и мать многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы - мойры. Фемида была великой богиней, которая управляла 13-месячным годом, разделенным на два сезона летним и зимним солнцестоянием. В Афинах олицетворением этих времен года были Талло и Карпо, что соответственно означает божества "цветения" и "зрелого плода".
Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда - с рогом изобилия). Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
По настоящему изобразить БОГИНЮ ПРАВОСУДИЯ в скульптуре удавалось далеко не многим. Чаще всего художник делает просто женщину с весами и мечом в руках. Но ведь - это не просто женщина!
Если посмотреть на образ созданный народным художником России, скульптором Сергеем Казанцевым, то можно увидеть именно то разное и необъяснимое, что должно гармонично сочетаться в прекрасной, но беспристрастной женщине и главное при этом не потерять уровень богини.
Со скульптурами Фемиды связано несколько примет, которые сбываются вот уже на протяжении нескольких тысячелетий. Например, если статуя богини правосудия будет находиться в Вашем доме, то можете быть уверены: суд никогда не станет на сторону Вашего обидчика. Если у вас есть настольная статуэтка Фемиды, то переговоры за этим столом будут успешны и благожелательны. Говорят, что часы с изображением Фемиды заставляют время течь медленнее, и Вы успеваете сделать гораздо больше дел за то же время. Возможно, все это суеверия, а возможно — и нет.
Подарить хорошему знакомому или боссу Фемиду из бронзы — значит признать их кристальную справедливость и честность, ведь раньше жрецы Фемиды страшились даже помыслить о том, чтобы качнуть весы добра и зла в корыстных намерениях. Сейчас эстафету приняли обычные люди, которым по роду деятельности написано судить, карать и миловать. Купить фигурку богини — значит сделать отличный презент человеку, заслужившему покровительство этой беспристрастной дамы, второе имя которой в римской мифологии звучит как «Юстиция», что значит — «правосудие».

Чтобы её создать, нужна ткань или бумага, дерево, шерсть белки или пони и однородная маслянистая жидкость с природными красителями.(картина)
2.Слово учителя:
Картина Врубель «Пан»
ПАН, в греческой мифологии бог стад, лесов и природы, покровитель пастухов, сын Гермеса, спутник Диониса. Пан покрыт шерстью, бородат, козлоног, любит вино и веселье
«Пан» — картина русского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году, и относится к так называемым «ноктюрнам» Врубеля, среди которых так же «Сирень», «Царевна-Лебедь», «К ночи».
Главной причиной появления этой работы Михаил Александрович называл своё впечатление от рассказа «Святой Сатир» французского писателя Анатоля Франса.
Пан — персонаж древнегреческой мифологии представлен на полотне ночью, на фоне типично русского пейзажа — тихих берёз, леса и реки. Да и само божество у Врубеля больше напоминает лешего из русских сказок. Пейзаж освещает полурог луны, перекликаясь с рогами Пана. Доброту героя подчёркивают блестящие в сумраке ясные голубые глаза. В руке у него незаменимый атрибут — свирель.
Пан написан на фоне типично русского пейзажа — поля, чарующего своей неброской красотой, речушки и берез, словно уснувших в ночной тишине. Сам бог в этом контексте как будто вырастает у нас на глазах из замшелого пня.Свирель перекочевала в эту работу из греческой мифологии. Согласно мифам, она является постоянным атрибутом Пана — он выступает судьей в пастушеских состязаний в игре на свирели. Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества. Лицо Пана обладает какой-то странной притягательностью. Особенно поражает его бездонные голубые глаза, светящиеся из глазниц.

5.Объясни «крылатое выражение» (каждая команда объясняет значение 3-х фразеологизмов)
1.- ахиллесова пята;
2.- яблоко раздора;
3.- троянский конь;
4.- титаническая борьба;
5.- олимпийское спокойствие;
6.- танталовы муки;
7.- сизифов труд;
8.- нить Ариадны.
6.Вопросы команде-сопернице(домашнее задание)
7.Подбери пару герою мифа. (Право ответа дается представителям той команды, которая первая изъявляет желание дать ответ).
Орфей – ЭвридикаЗевс – Гера
Аид – Персефона
Аполлон – Дафна
Пигмалион – Галатея
8. Блиц-опрос (каждая команда должна ответить на 5 вопросов (учитывается затраченное время).1.- Как звали воина, ставшего неуязвимым после того, как мать искупала его в подземной реке?
2.- Какая хитрость помогла Одиссею одержать победу над Троей?
3.- Как называется соревнование по бегу на очень длинные дистанции?
4.- Как зовут юношу, любившего в жизни только себя и превращенного за это в белый цветок?
5.- Кто отправился в плавание за золотым руном и почему?
6.- Как греки звали бога морей и океанов?
7.- Куда, по мнению греков, попадали души умерших, кто над ними властвовал и кто их охранял?
8.- Откуда пошло выражение "авгиевы конюшни" и что оно обозначает?
9.- Чему покровительствовала богиня Диана и как она выглядела?
10.- Какая традиция в спорте связана с горой Олимп?
9.Творческий конкурс Инсценизация мифа
1.Пигмалион и Галатея.
Певец
ПигмалионАфродита
Галатея
Певец: О, златокудрая Афродита! Ты даришь счастье тому, кто верит в тебя и кто тебе служит. Посмотри на этого талантливого скульптора. Его имя – Пигмалион. Он молод, красив, гениален, но он ненавидит всех женщин.
Пигмалион: Не понимаю я, к чему они нужны?! Смысл жизни я в искусстве только вижу!
Певец: Возьми же мрамора кусок, резец и сделай статую, достойную твоего искусства.
Певец: Какая красота! Какое совершенство!
Пигмалион: Да, ей сравненья нет среди живых – я глаз не отведу от дивной красоты – так хороша, но холодна, как мрамор.
Певец: Могу совет я дать: молись ты Афродите. Она всем помогает, кто влюблен.
Пигмалион: О, Афродита, помоги: вдохни жизнь в это совершенство!
Афродита: Любовь – великая сила! Ей ничего не стоит пробудить к жизни даже мертвый камень!
Пигмалион: О счастье! Ожила моя скульптура!
Как хороши ее глаза, ее фигура!
Какие руки у нее, какая шея!
А как же ты зовешься?
Статуя: Галатея.
2. Нарцисс.
Нарцисс
Эхо
Вторая нимфа
Афродита
Вторая нимфа: О, моя подруга! Отчего ты так печальна?
Эхо: Печальна!
Вторая нимфа: Наши веселые игры больше тебя не радуют.
Эхо: Не радуют!
Вторая нимфа: Чем же я могу тебе помочь?
Эхо: Помочь…
Вторая нимфа: Посмотри, какой прекрасный юноша идет по нашему лесу!
Нарцисс: Как хорошо мне гулять по лесу…
Эхо: По лесу!
Нарцисс: Кто здесь?
Эхо: Здесь!
Нарцисс: Ты нимфа лесная? За мной почему повторяешь, как эхо?
Эхо: я – Эхо!
Нарцисс: О, я знаю: тебя наказала богиня Гера. Ты не можешь сама разговаривать, а только повторяешь за всеми последние слова.
Эхо: Последние слова…
Нарцисс: Что ты ходишь за мной? Уж ты в меня не влюблена?
Эхо: Влюблена…
Нарцисс: Ты меня не достойна!
Эхо: Достойна!
Афродита: Он не принимает великого дара любви, надо за это его наказать! Первого, кого он увидит, он страстно полюбит!
Нарцисс: Вот лесное озеро. Погляжу в него: не растрепались ли мои золотые кудри, не пропал ли нежный румянец с моих щек, такой же блеск в моих глазах? Ах, как же я хорош! Никого лучше я в жизни не видел! На свете только я один достоин любви! Больше всего я люблю себя!
Афродита: Не плачь, Эхо! Нарцисс не стоит твоей любви. Видишь, он исчез, а около озера вырос цветок, белый, нежный. Он будет напоминать нам о красивом юноше, который любил на свете только себя одного.
9. Заключительное слово учителя и показом иллюстраций
На основе мифов писали свои замечательные произведения писатели древности: Гомер "Илиада", "Одиссея"; Эсхил "Прометей прикованный"; Софокл "Антигона"; Еврипид "Геракл" и многие другие. Мифы и легенды Древней Греции живы до сих пор: они дошли до нас в произведениях художников, музыкантов, писателей и поэтов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях И.А. Крылова, стихотворениях Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других.
Скульптурами, созданными на сюжеты древнегреческих мифов, украшали самые богатые дома, в том числе Зимний дворец в Санкт - Петербурге. На мифологические сюжеты написаны картины многими знаменитыми художниками: Леонардо да Винчи "Нимфа", Боттичелли "Паллада и Кентавр", Рубенс "Персей освобождает Андромеду", В.А. Серов "Похищение Европы", Врубель "Пан" и многие другие. Посмотрите на нашу выставку. На ней вы видите иллюстрации, на которых изображены самые известные скульптуры богов и героев мифов Древней Эллады. Античное искусство пронизано верой в достоинство и красоту человека. Это искусство было создано жителями свободных древнегреческих городов-республик. Их идеалом стал образ человека-гражданина, гармонически развитого физически и духовно. В храмах, на площадях, на берегу моря стояло множество статуи. Освещенные солнцем, овеянные воздухом, они были бесконечно прекрасны. Античных мастеров вдохновляли греческие мифы: статуи, созданные ими, изображали богов. Они имели облик физически совершенных людей, наделенных и высокими душевными свойствами. В глазах каждого грека боги воплощали в себе красоту, благородство, мужество и разум. Эти скульптуры украшают лучшие музеи мира.
В современной астрономии названия многих планет солнечной системы и созвездий взяты из античной мифологии: "Андромеда", "Персей", "Пегас".
Именами богов и героев называли корабли: фрегат "Паллада", крейсеры "Аврора", "Диана", линкоры "Прометей", "Геракл", пассажирский корабль "Посейдон".Знакомство с содержанием античной мифологии не только расширяет кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение читателю. В свое время Маркс писал: “Мужчина не сможет снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует
наивность ребенка?.. И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает
для нас их искусство, не находится в противоречии с той ступенью, на которой оно выросло”.
Рефлексия
Пока жюри подводит итоги, учащиеся составляют синквейн по впечатлениям, полученным в ходе урока.
Литература:
Кун Н.А. «Легенды и мифы Древней Греции»
Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. «Как жили древние греки»
Кулагина Г.А. «Сто игр по истории»
Артамонов С.Д. «Литература Древнего мира»
«Античная литература»
«Боги и богини» (стр.30-62)
«Книга для чтения по ИДМ», 1981г. (стр.118-208)
«Книга для чтения по ИДМ», 1991г. (стр. 74-138)
Немировский А.И. «Мифы Древней Эллады»