Повышение эффективности внутришкольного контроля при реализации принципа демократизации.


Повышение эффективности внутришкольного контроля
при реализации принципа демократизации.
Для включения педагогов во внутришкольный контроль каждому учителю необходимо оценить себя и наметить точки педагогического роста. Для этого ежегодно заполняется карта достижений учителя и его учеников, которая включает мониторинг качества знаний, успеваемости, результативности ЕГЭ, ГИА. Для оценки качества работы учителя все показатели сравниваются со среднестатистическими краевыми значениями и требованиями предъявляемыми к учителю первой и высшей категории. Так же целесообразно провести анкетирование по оценке уровня профессиональной компетенции учителя (по Н.Л.Галеевой ), по выявлению факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию учителей в школе, по выявлению способности к саморазвитию. Для учителей группы основного контроля работает диагностика «Самодиагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности», для остальных учителей «Программа самоанализа затруднений деятельности». Ежегодные конкурсы «Лучшее портфолио» позволяют сравнить результаты педагогов в школе. Для решения выявленных проблем, учитель составляет план самообразования на 3-5 лет, который так же помогает администрации организовать индивидуальное методическое сопровождение учителей. Результаты диагностик, проведенных среди учителей 4-11 классов «Самооценка готовности учителя по новым образовательным стандартам», а так же анкета «Основные затруднения освоения системно-деятельностного подхода в обучении», послужат основой для планирования методической работы школы в следующем году.
Таким образом, самостоятельное отслеживание результатов труда педагогами, определение затруднений в педагогической деятельности, планирование работы по устранению проблем создает благоприятную мотивационную среду для работы учителей, что положительно сказывается на эффективности педагогического труда.
Примеры диагностик, анкет.
Критерии оценки уровня профессиональной компетенции учителя.( по Н.Л.Галеевой )
Компетенции 8-10 баллов
(оптимальный уровень) 6-7 баллов (достаточный уровень) 5 баллов и ниже (критический уровень1 2 3 4
Предметно-методологическая Отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике; следит за современными исследованиями по базовым наукам; что отражено в оборудовании кабинета, организации учебной деятельности, содержании урочной и внеурочной деятельности учеников Использует материал педагогических публикаций время от времени – для подготовки докладов, отчетов. Эпизодически использует информацию о последних достижениях науки в содержании учебного процесса. Групповые проектные формы работы использует эпизодически. Практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета., не пользуется периодикой.
В основном применяет традиционные методики.
Психолого-педагогическая Имеет и использует знания о системе учебного успеха ученика, реализует в практике положения теории познавательной деятельности. При обсуждении пед.воздействий, анализе уроков, результативности учения активно использует понятия, характеризующие познавательную сферу ученика. Не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика.
Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины – нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем взрослых с одним и тем же учеником Имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно охарактеризовать уровень параметров учебного успеха конкретного ученика.
Коммуникативная Умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты.
Практически не возникают проблемы в общении с учениками Строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком Не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следует принципу директивно- понимающего общения
Исследовательская Владеет навыками педагогического экспериментирования при минимальной помощи научного руководителя.
Умеет проанализировать результаты внедрения инноваций Может внедрить инновацию, но для ее планирования и анализа нуждается в научном руководителе Не может или затрудняется планировать внедрение инноваций, прогнозировать результат своего внедрения.
Трансляция собственного опыта Может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры Требует помощи для систематизации, структурирования, обобщения, выводов Практически не может сам обобщить свой опыт
АкмеологическаяПостоянно повышает свой профессиональный уровень, активно участвует в проф. Конкурсах, смотрах. Для выбора направления совершенствования руководствуется самоанализом, рекомендациями методистов и администрации школы Повышает квалификацию, однако для выбора содержания и форм требуется методическая помощь Довольствуется методическим багажом, полученным только в результате собственного опыта. Потребность в профессиональном росте слабо выражена.
Самодиагностика профессиональной подготовленности учителя
к педагогической деятельности.
№ Исследуемое знание из практической деятельности учителя Баллы
«0» «1» «2» «3»
Научно-техническая подготовка
1 Знание теоретических основ предмета 2 Знание научных методов преподавания предмета 3 Знание истории развития и современные достижения по предмету Методическая подготовка
1 Знание содержания образовательного стандарта по предмету 2 Знание методов и приемов обучения школьников учебному предмету 3 Знание форм организации обучения школьников учебному предмету 4 Знание средств обучения школьников учебному предмету Психолого-педагогическая подготовка
1 Знание психологических особенностей школьника 2 Знание психологических закономерностей обучения, воспитания и развития школьника 3 Знание теоретических основ педагогики 4 Знание педагогических технологий Баллы:
«0» - не владею данным видом деятельности;
«1» - слабо владею данным видом деятельности
«2» - хорошо владею данным видом деятельности
«3» - отлично владею данным видом деятельности
Программа самоанализа затруднений деятельности учителя.
№ Вид затруднения в практической деятельности учителя Баллы
«0» «1» «2» «3»
Затруднение в планировании работы
1 Тематическое планирование 2 Поурочное планирование 3 Планирование внеурочной работы по предмету 4 Планирование самообразования Затруднения в деятельности
1 Владение содержанием программ, учебников, программным обеспечением, учебно-методическими пособиями 2 Использование разнообразных форм работы на уроке 3 Обеспечение внимательной, активной работы школьников в течение всего урока 4 Проведение практических, лабораторных работ 5 Формирование навыков учебного труда 6 Повышение мотивации к учению 7 Осуществление индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения 8 Организация внеурочной работы по предмету 9 Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учебе 10 Организация занятий по методике уровневой дифференциации 11 Реализация образовательных стандартов Затруднения в контроле деятельности
1 Учет и оценки уровня качества и обученности учащихся 2 Самоанализ деятельности учителя 3 Составление мониторинга обученности по предмету 4 Обобщение своего опыта (К аттестации или для дальнейшей работы) 5 Внедрение опыта, описанного в литературе (новых педагогических технологий) в свою педагогическую практику Баллы:
«0» - не владею данным видом деятельности;
«1» - слабо владею данным видом деятельности
«2» - хорошо владею данным видом деятельности
«3» - отлично владею данным видом деятельности
Анкета № 1
Цель: выявить способности к саморазвитию

Ответьте на вопросы, поставив следующие баллы:
5 – если данное утверждение полностью соответствует действительности,
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
Я стремлюсь изучить себя
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами
Возникающие препятствия стимулируют мою активность
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя
Я рефлексирую мою деятельность, выделяя на это специальное время
Я анализирую свои чувства и опыт
Я много читаю
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам
Я верю в свои возможности
Я стремлюсь быть более открытым
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди
Я занимаюсь своим профессиональным развитием и имею положительные результаты
Я получаю удовольствие от освоения нового
Возрастающая ответственность не пугает меня
Я положительно бы отнесся к моему продвижению по службе
Подсчитайте общую сумму баллов:
15- 35 – остановившееся развитие
36 – 54 отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
55 -75 – активное развитие
Анкета №2
Цель: выявить факторы, стимулирующие и препятствующие обучению, развитию, саморазвитию учителей в школе.
Оцените по пятибалльной системе факторы, стимулирующие и препятствующие Вашему обучению и развитию:
5 – да (препятствует или стимулирует)
4 - скорее да, чем нет.
3 – и да и нет.
2 – скорее нет.
1 – нет.
Препятствующие факторы:
Собственная активность.
Разочарование в результате имевшихся ранее неудач.
отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей
Враждебность окружающих ( зависть, ревность), плохо воспринимающих в Вас перемены и стремление к лучшему.
Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководителями, то есть отсутствие объективной информации о себе.
Состояние здоровья.
Недостаток времени.
Ограниченные ресурсы, стесненные обстоятельства жизни.
Стимулирующие факторы:
Школьная методическая работа.
Обучение на курсах.
Пример и влияние коллег.
Пример и влияние руководителей.
Организация труда в школе
Внимание к этой проблеме руководителей
Доверие.
Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.
Занятия самообразованием.
Интерес к работе
Возрастающая ответственность.
Возможность получения признания в коллективе
Анкета для педагога "Готовность к введению ФГОС ООО"
Уважаемые коллеги! Просим вас принять участие в анкетировании по вопросам введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
1. Какие положительные изменения произойдут в образовательном учреждении с введением ФГОС ООО?
2. Сформулируйте основные отличия ФГОС ООО (стандарт 2 поколения) от федерального компонента государственного стандарта общего образования (стандарт 1 поколения).
3. Перечислите основные требования к рабочим программам по предметам.
4. Как бы вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС ООО?
5. В чём состоит готовность педагогов к введению ФГОС ООО?
6. Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС ООО, вы испытываете?
7. Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить?
8. Считаете ли вы, что введение ФГОС ООО положительно скажется на развитии кадровых, материальных, финансовых ресурсов и на развитии и образовательных результатов обучающихся?
Благодарим за участие в анкетировании!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Диагностическая карта«Критерии готовности педагога к введению ФГОС»
Уважаемые педагоги, просим вас заполнить диагностическую карту. Отметьте знаком «+» те критерии готовности к введению ФГОС, которые вам соответствуют.
Критерий Само
оценка педагога Когнитивный аспект
Знание роли и значения введения ФГОС в современной школе    
Знание основных документов, связанных с введением ФГОС:
• Национальная инициатива «Наша новая школа», утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;    
• ФГОС, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  
Знание особенностей технологии деятельностного подхода в образовании  
Знание роли педагога в процессе введения и реализации ФГОС  
Мотивационный аспект
Понимание значения ФГОС для современного образования    
Активность участия в различных направлениях работы по введению и реализации ФГОС    
Активность участия в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС    
Самостоятельность в постановке и решении педагогических проблем    
Настойчивость в преодолении затруднений  
Активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения научно-методической компетенции учителя    
Личностный аспект
Умение выстраивать субъект-субъектные отношения  
Демократический стиль общения с обучающимися 
Индивидуальный подход к обучающимся 
Толерантность  
Технологический аспект
Умение провести отбор учебного материала с точки зрения наличия в нем:
• элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера;  
• элементов развивающего характера;  
• проблемы (противоречий);  
• возможности организовать учебное исследование;  
• вариативности  
Умение работать над формированием компонентов учебной деятельности:
• целеполагания;  
• контроля и оценки;  
• учебного интереса;  
• содержательной рефлексии  
Умение организовать учебное исследование  
Умение организовать проектную деятельность обучающихся 
Умение предоставлять самостоятельность обучающимся 
Умение использовать разные формы организации деятельности обучающихся (групповая, парная, индивидуальная)  
Умение работать с ошибками учеников  
Умение предоставлять выбор обучающимся (выбор уровня задания, формы работы, критериев оценки и т. д.)  
Умение включать обучающихся в учебный диалог (полилог)