Заикание. Выступление на методическом объединении учителей логопедов.

ЗАИКАНИЕ, как одна из острых проблем в логопедии.
Подготовила:
Учитель-логопед
МБОУ СОШ №8
Петрова Н.Г.

Устная речь
характеризуется многими физическими параметрами. Большое значение имеет просодическая сторона речи (интонация):
-тон голоса
-тембр
-сила звучания
-пауза
-логическое ударение
-темп
-ритм
-плавность речи (т.е.произнесение фразы на одном речевом выдохе).

Органическое сочетание данных параметров определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Заикание- это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Причины заикания
-предрасполагающие -производящие
К предрасполагающим относятся:
*невропатическая отягощенность родителей
(нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС);
*невропатические особенности самого заикающегося
(ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);
*конституциональная предрасположенность
(повышенная ранимость, подверженность психическим травмам);
*наследственная отягченность;
*поражение головного мозга
(внутриутробные и родовые травмы, асфиксия, инфекционные нарушения).

Неблагоприятные условия:
-физическая ослабленность детей;
-возрастные особенности деятельности мозга (формирование связной речи 2-6 лет, );
-ускоренное развитие речи;
-скрытая психическая ущемленность ребенка;
-недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослым и ребенком, эмоциональная напряженность;
-недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.


При наличии неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

Производящие причины
анатомо-физиологические (травмы, органические нарушения мозга, истощение НС в результате интоксикаций и заболеваний, таких как корь, рахит, глисты. коклюш)

2 психические причины (испуг, длительно действующая психическая травма, конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции, неожиданно возникающие потрясения)

3 социальные причины перегрузка речевым материалом, переучивание леворукости, подражание заикающимся, быстрая нервная речь родителей)

Симптоматика заикания
Судороги мышц речевого аппарата в процессе речи являются основным симптомом заикания.

Типы речевых судорог
Тонические
Насильственное резкое повышение тонуса мышц обычно нескольких мышечных групп (языка, губ, щек).
Наблюдается скованность, большое напряжение.
Проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде длительной вокализации:
«Т-ООПОЛЬ»

Клонические
Характеризуется насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. Проявляется в повторении отдельных звуков либо слогов.
« ТО-ТО-ТОПОЛЬ»
Чаще смешанные




Локализация судорог

Различают
дыхательные
голосовые
артикуляционные

-Инспираторные –
внезапный резкий вдох, возникающий на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе, сопровождаются чувством напряжения в груди.

-Экспираторные –
внезапный резкий выдох в процессе речевого высказывания. Характерны сильные сокращения мускулатуры брюшного пресса. Возникает чувство нехватки воздуха

Судороги голосового аппарата
-смыкательная
-возникает в середине речевого высказывания или при попытке начать речь, что внезапно прекращает голосоподачу, голосовые складки резко смыкаются, препятствуя прохождению воздуха, полное отсутствие звука.

-вокальная
возникает в виде повышения тонуса голосовых мышц, возникает на гласных звуках, которые продолжительнее , чем обычно, часто встречается на начальной стадии заикания у детей.

-дрожащий гортанный спазм
возникает при произнесении гласных звуков, речь прерывается, возникает дрожащий звук, что сопровождается полным отсутствием артикуляции.


Судороги артикуляционного аппарата
лицевые

(губы, нижняя челюсть)
Проявляется в виде спазма круговой мышцы рта, губы сильно сжимаются, нарушается произнесение губных звуков : п, б, м, в, ф.

язычные

(кончик языка, корень языка, подъязычная, выталкивание языка наружу.) Проявляется при произнесении взрывных звуков: г, к, х, т, д.

мягкого неба

Вход в носовую полость то открывается, то закрывается, что придает звукам назализованный оттенок. Выражается в повторении звуков пм - пм, тн - тн, кн - кн.

Нарушения речевой и общей моторики
Насильственные

судороги,

тики,

миоклонусы в мышцах лица и шеи

Произвольные уловки

в общей моторике (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.)

в речевой моторике (покусывание языка, нижней губы, причмокивание)

в виде вспомогательных звуков (э, и, ну, вот)


Фиксированность на дефекте

1)Нулевая степень болезненной фиксации
Дети не испытывают ущемления от сознания дефекта, отсутствуют элементы стеснения, какие-либо попытки к преодолению дефекта.

2)Умеренная степень.
Переживают свой дефект, стесняются его, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться.

3)Выраженная степень
Постоянное чувство неполноценности, глубоко переживают свой дефект, страх перед речью и людьми. Чаще это подростки.

Комплексный подход к устранению заикания

Лечебно-оздоровительные мероприятия
Укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося;
ослабление или снятие речевых судорог,
растройств вегетативной нервной системы; нарушений моторики (медикаментозное лечение, ЛФК, режим дня, закаливание, физио- и психотерапия.)

Коррекционно-педагогическая работа

Устранение речевых дефектов и психологических особенностей заикающихся.

Коррекционно-педагогическая работа
1. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением
2. Обучение состоянию покоя и расслабленности.
3. Развитие координации и ритмизации движений.
4. Формирование речевого дыхания.
5.Формирование навыков рациональной голосоподачи.
6.Развитие просодической стороны речи.
7. Развитие планирующей функции речи.
8. Воспитание личности заикающегося, аутогенные тренировки.


15